31 Июля 2021г., Суббота
  • $ 73.1
  • 87.0
Главная» Точка зрения» Деревянно-планетарный резонанс

Деревянно-планетарный резонанс

Так устроен мир, что зачастую мы узнаем о ценностях культурного наследия в момент утраты. Да и то при условии, что рядом оказался активист-блогер с целевой аудиторией, и его не успели избить до публикации.

Председатель совета Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Евгений Соседов написал в своем аккаунте на Facebook 17 июля: «SOS! После приезда минкульта (возможно по согласованию с минкультом) в Пензе решили замести следы преступления, производится экстренный распил и вывоз конструкций снесённого планетария, а на активиста совершенно покушение. Как известно, одно преступление тянет за собой другие».

Фактически это была завершающая публикация Евгения в серии сообщений о подготовке к сносу и уничтожении единственного в мире деревянного планетария.

Так выглядел деревянный планетарий. Фото из открытых источников

По информации из группы «ВООПИК:Пенза», совершено покушение на сторонника Сергея Калдыркаева. Утром 17 июля 2021 года, Сергей снимал, как ударными темпами вывозят улики со стройплощадки и зачищают её. В него прилетел кусок асфальта. К счастью, пролетел мимо. На место была вызвана полиция.

Евгений Соседов назвал деятельность местных активистов «на износ», они там «на передовой».

Станислав Блинов добавил: «Наш активист не спал полторы суток. Сегодня он с 4 утра снимает, как в крайней спешке вывозят улики со стройплощадки. Прораб на мерсе сам пилит бензопилой».

История получила большой резонанс, и на место пришлось выехать заместителю директора департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России Георгий Сытенко. И уже постфактум зафиксировал «возможные нарушения».

«В результате осмотра и ознакомления с документацией работ по сохранению ОКН были выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях законодательства со стороны подрядчика и авторского надзора. Кроме того, проектная документация, на основании которой осуществляются работы, не содержит в себе решений по сохранению подлинных элементов здания, составляющих его предмет охраны. Установлено, что работы по демонтажу Пензенского планетария осуществляли лица, не аттестованные министерством культуры в качестве специалистов-реставраторов объектов деревянного зодчества», — цитирует сообщение Минкульта ТАСС.

Мне вот что удивительно. Я несколько раз бывал в Пензе и участвовал там в журналистских конференциях. Первое впечатление о Пензе – самый университетский город России. Университет тут повсюду. Много студентов. Народ пытливый. Представители губернаторской администрации выступали на конференциях и отвечали на неудобные вопросы. Но ни разу никогда не возникала тема об уникальном памятнике культуры – деревянном планетарии.

Неужели тут нечем гордиться? А мы даже не знаем. В Думе этот процесс называют ампутацией памяти.

Процесс происходит совершенно единообразно еще с советских времен. Стоит какому-нибудь активисту ВООПИК заинтересоваться местной деревянной достопримечательностью, как само его появление включает заржавевшее колесо истории и через неделю не остается ничего, кроме обломков или угольков. Кто и зачем принимает решения, никогда не становится известным. В лучшем случае ловят исполнителей – поджигателей и распильщиков.

Поражают фанатичное упорство и энергия, направленная на уничтожение исторической памяти. Как правило, это памятники либо православия, либо русской науки, культуры и искусства.

С остатками византийской культуры в Турции происходит то же самое. Стоит специалисту описать артефакт эпохи императора Константина, как он тут же исчезает.

Это действительно война. Соседов прав, на передовой опасно. Его самого не раз били.

Как мне кажется, Минкульту проблема не по зубам. Ему бы с кино разобраться, после снятия Владимира Мединского случился резкий откат проката обратно в злодейские геройства с откровенным антиэстетизмом. А тут еще приходится разбираться с могилой русского мыслителя, ихтиолога и анти-дарвиниста Николая Данилевского в крымской Мшатке. Его пра-пра-внучка Ольга Данилевская, установившая еще в украинское время памятник на могиле, сумела достучаться до зампреда Думы Петра Толстого, и тот обратился к Министру культуры Ольге Любимовой. В этой истории есть любопытный акцент. Активные атаки на могилу Данилевского начались после вхождения Крыма в состав России, причем почему-то из недр Минобороны.

Фото www.rgo.ru

Лев Московкин/ автор статьи
Яндекс.Метрика