31 Июля 2021г., Суббота
  • $ 73.1
  • 87.0
Главная» Безопасность» Предрейсовый медосмотр водителей может стать дистанционным

Предрейсовый медосмотр водителей может стать дистанционным

медосмотр водителей

Реализовать планы по переводу медосмотра водителей на дистанционку поможет использование цифровых телемедицинских технологий, которые должны в разы улучшить качество осмотров и, как следствие, повысить безопасность пассажирских и грузовых перевозок.

Возможные социальные и экономические эффекты этого нововведения, которое в пилотном режиме уже опробовано на некоторых автопредприятиях московского региона, стали темой обсуждения на круглом столе «О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования проведения медицинских осмотров водителей транспортных средств» в Общественной палате РФ.

О том, что такие изменения давно назрели и продиктованы статистикой ДТП, во вступительном слове напомнил председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Воронцов:

«Садясь в такси, садясь в общественный транспорт, мы доверяем свою жизнь человеку, который находится за рулем. Мы полагаем, что этот человек здоровый, отдохнувший, с соответствующей квалификацией. Но это, к сожалению, далеко не всегда так. <…> Существуют проблемы, связанные с выходом в рейс водителей, которые по тем или иным причинам не могут управлять транспортным средством. Но недобросовестный работодатель говорит: «Ну, некому же ехать… Давай, езжай… Надо же как-то деньги зарабатывать, пассажиропоток сохранять». Или водитель сам скрывает, что у него где-то что-то болит, опять же, потому, что надо зарабатывать. Всё это приводит к нарушениям».

Иллюстрируя последствия этих нарушений, Александр Воронцов привел статистические данные, согласно которым в 2020 году отмечался значительный рост числа аварий с участием такси:

«За первые 6 месяцев 2020 года только в Москве произошло 794 ДТП с участием автомобилей такси. При этом пострадали 195 человек, более 20 человек погибли. Причины этих происшествий разные: состояние здоровья водителя, переутомление, а иногда и алкоголь».

Кроме выше обозначенных причин, по его словам, «многие водители работают неофициально, и на профосмотры работодатели их не особо и направляют». Коллега Александра Воронцова по ОП РФ, заместитель председателя Комиссии по безопасности Александр Холодов, чтобы изучить недостатки существующей сейчас системы предрейсовых медосмотров, сам устроился на работу в такси через один из агрегаторов. О полученном опыте он рассказал участникам круглого стола:

«Есть такое расхожее мнение, что строгость российских законов компенсирует необязательность их исполнения. Если мы сейчас посмотрим на законодательную базу, то, действительно, таксист должен не только с утра пройти медосмотр, но и вечером. Но это у нас, естественно, так происходит только на бумаге. Ну, и, возможно, в каких-то крупных таксопарках, которые еще остались живы. Реально же, и мы все это знаем, рынок практически полностью занят агрегаторами такси. Я решил проверить, как это всё происходит на практике и, чтобы потом меня никто не обвинил в голословности, со скрытой камерой устроился на работу в такси. Целый день проработал. Что касается медосмотра: мне дали на день два путевых листа. Почему два? Потому что больше 8 — 12 часов работать нельзя. Поэтому мне дали сразу два на сутки, так как сразу предполагалось, что я буду работать сутки, а спать в машине, когда заказов будет мало. В этих двух путевых листах про меня ничего заполнено не было, но уже стояла фамилия женщины-врача, которая якобы меня осмотрела и поставила штампик, что я здоров и трезв. Мне объяснили: в первые 12 часов заполните вот этот путевой лист, а потом – второй. Два сразу сотрудникам ГИБДД не показывайте. Штампики врача стояли сразу на обоих. Никакого врача я не видел вообще, и, вполне возможно, врача с такой фамилией вообще не существует. Я думаю, что сейчас 99% водителей такси реальный медосмотр у врача не проходят никогда. То есть, если существующий закон не работает, его надо менять».

Но даже если оставить в стороне агрегаторов такси, как показал опыт пилотного использования автоматизированных систем медосмотра, реализованный в «Мострансавто», в котором водители автобусов и такси регулярно проходят предрейсовые медосмотры, такой «очный» формат выявляет далеко не все отклонения в состоянии здоровья водителей.

Как сообщила заместитель гендиректора по персоналу «Мострансавто» Екатерина Гайда, если при традиционной системе осмотра «недопуск» составляет в районе 1%, то при использовании аппаратных комплексов «недопуски» доходили до 20%.

«Поэтому для нас совершенно очевидно, что должны применяться новые технологии, должен быть усилен контроль в части здоровья водителей», — отметила Екатерина Гайда.

О самом законопроекте и предлагаемых в нем изменениях рассказал заместитель директора Департамента общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности Министерства здравоохранения РФ Максим Некрасов:

«Данный законопроект был разработан в рамках исполнения поручения президента РФ по разработке проведения автоматизированного дистанционного предрейсового и послерейсового медицинского контроля водителей. На начальных этапах подготовки этого законопроекта предполагалось внесение изменений в два закона: «О безопасности дорожного движения» и «Об охране здоровья граждан». В ходе общественного обсуждения и в рамках работы рабочих групп нам Минздравом было предложено расширить этот законопроект и включить туда все отрасли, где проводятся предсменные и предрейсовые медицинские осмотры. Данный законопроект был нами соответствующим образом доработан».

По словам Некрасова, предложенный Минздравом РФ законопроект, который уже находится на рассмотрении в правительстве РФ, поддержали все отраслевые ведомства.

Как подчеркнул заместитель директора Департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития РФ Алексей Минаев, также принявший участие в работе круглого стола, телемедицина — это рынок, который бурно развивается как в России, так и за рубежом:

«По некоторым оценкам, за последние 5 лет объем этого рынка только в России вырос в 10 раз, за рубежом статистика еще более впечатляющая. По разным экспертным оценкам, распространение телемедицины может позволить снизить смертность до 20%. <…> Министерство экономического развития считает эту тему одной из ключевых в рамках развития цифровой экономики в целом».

В связи с этим Алексей Минаев предложил не дожидаясь принятия законопроекта максимально ускорить процесс внедрения телемедицинских услуг, используя уже действующее законодательство об экспериментальных правовых режимах, которое дает возможность актом правительства для некоторых компаний на временной основе (не более 3-х лет) существующие законодательные нормы, мешающие внедрению, изменять.

Сергей Ишков/ автор статьи
Яндекс.Метрика