Ох уж эти «Чародеи»!

Близится Новый год, и мы начинаем рассказывать вам интересные подробности того, как снимались  любимые нами фильмы, без которых не обходится ни одно праздничное застолье. Любимый многими музыкальный фильм «Чародеи» вышел на экраны страны в новогоднюю ночь в 1982 году. Как это часто бывает в истории, картину критики не оценили по достоинству, разругав ее в пух и прах, а меж тем именно «Чародеи» прочно вошли в наш новогодний «телевизионный набор».

Сценарий к картине написали братья Стругацкие, имена некоторых героев и место действие (некий научный институт в крошечном городке, где изучают магию и волшебство) позаимствованы соавторами из повести  «Понедельник начинается в субботу». При этом никакого отношения к «Понедельнику…» фильм вообще не имеет, являясь совершенно самостоятельной сценарной историей, которая в очередной раз утверждает, что настоящая любовь может творить чудеса.

В Научном универсальном институте необыкновенных услуг сотрудники готовятся к демонстрации высокой комиссии из центра своего новейшего изобретения  — волшебной палочки. Представление палочки назначено в новогоднюю ночь, но по ходу выясняется, что у каждого из героев картины на этот праздник есть свои планы, не всегда совпадающие с планами директора института Шемаханской.

Для тех, кто хотя бы однажды бывал в здании телецентра Останкино, очевидно, что внутренние помещения НУИНУ снимались в бесконечных переходах этого изумительного по своей запутанности сооружения. Кстати, сам режиссер картины  Константин Бромберг однажды заблудился в них, а, ища выход, случайно и забрел в ту часть здания, где наличествовала мраморная восьмипролетная лестница с мозаикой и смальтой, о которой многие забыли.

Финальную сцену с новогодним банкетом снимали в Суздале в гостиничном комплексе «Турцентр» – там, где на свой фестиваль анимационного кино ежегодно собираются все 1500 представителей анимационного цеха. В этом зале и сегодня все осталось так же, как и было показано в фильме.

Дом Алены, под окнами которого дежурят Ковров и Брыль, и куда ночью проникает герой Александра Абдулова Иван,  снимали в Пущино.

А вот  здание НУИНУ, вокруг которого летает на метле ведьма Алёна, предательски напоминает гостиницу «Союз». С той только разницей, что сверху к зданию приделана двухскатная крыша, которой «Союз» не имеет. Крыша взята от все того же здания суздальского «Турцентра» — вот они, чудеса золотых рук специалистов советского монтажа. Ну, а саму песню «Ведьма-речка» Алена поет в помещении Останкинского ботанического сада, в одной из его оранжерей.

Знаменитый эпизод с заснеженным лесом и великолепной тройкой лошадей снимали в Ботаническом саду. Теперь без этих кадров под песню «Три белых коня» в исполнении Ларисы Долиной не обходится ни один российский новогодний праздник.

Кстати, в картине поют сами за своих героев Эммануил Виторган, Михаил Светин и Александр Абдулов. А вот за Александру Яковлеву, Екатерину Васильеву и Анну Ашимову спели Ирина Отиева, Жанна Рождественская и Ольга Рождественская.

Кстати, в сцене «Три белых коня» на общих планах, даже если приглядитесь повнимательнее, вы вряд ли заметите, что в санях расположился вовсе не Александр Абдулов, а его дублер. Крупные планы Абдулова снимались много позже. Дело в том, что съемки картины стартовали без еще утвержденного главного героя. Телевизионное начальство не желало в артисте Абдулове видеть Ивана Пуховаа, как раньше не желало, чтобы этот образ ваял незабвенный Михаил Боярский. А когда Бромберг все-таки пробил кандидатуру Абдулова, то он  — крайне востребованный артист — уже снимался в четырёх фильмах одновременно. «Чародеи» были пятой картиной, и Александр Гаврилович сообщил, что может сниматься только  по ночам.

«Главное, чтобы костюмчик сидел…»  Уморительные съемки сцены в мастерской Брыля и Коврова еще помнят стены столичного Дворца культуры ЗИЛа. А сама идея белоснежного элегантного костюмчика,  столь ловко пошитого прямо на висящем на крюке Абдулове, заимствована из «Лихорадки субботнего вечера», снятого за пять лет до того: в том легендарном фильме аналогичный костюмчик достался Джону Траволте.

Абдулов, кстати, не единственный камень преткновения при подборе артистов в этой замечательной комедии. Чародейку Аленушку, заведующую лабораторией абсолютных неожиданностей, сыграла Александра Яковлева, хотя на роль Саниной пробовались многие актрисы. В том числе Ирина Алферова и Елена Цыплакова, в которых Бромберг не разглядел ведьм. Пробовалась Ирина Муравьева, не подошедшая по возрасту. Пробовалась Наталья Белохвостикова, оказавшаяся «слишком аристократичной». Были отвергнуты замечательные Елена Проклова, Елена Коренева, Лариса Удовиченко, придирчивый режиссер требовал нечто совершенно иного – ярко выраженной «ведьминой составляющей». В отношении  Яковлевой у режиссера  тоже были сомнения, но совсем другого  толка. То, что она сыграет чародейку-ведьму, он был абсолютно убежден, но вот удастся ли актрисе воплотить образ доброй и покладистой Аленушки? (У Яковлевой в те годы, как известно, был очень своеобразный характер). Но, несмотря ни на что, Александра с ролью справилась блестяще.

Девочку Анечку Гайдаш — сестру Ивана Пухова — ассистентка по актерам нашла прямо в столичном Дворце пионеров. «Мои родители к кино никакого отношения не имели, — рассказывала Анна. — Я пришла с подружками в художественную школу, а какая-то женщина предложила мне приехать на кинопробы. Сложнее всего мне, прилежно учащемуся и очень послушному ребенку, было играть вредную, непослушную  девчонку, способную перечить брату и даже сбежать за ним ночью на поезде  из дома. Но сниматься очень хотелось».

На роль директора НУИНУ Шемаханской тоже был немалый кастинг, в котором принимали участие звезды первой величины Наталья Гундарева и Алиса Фрейндлих. Однако утвердили Екатерину Васильеву.

«Так я сыграла очередную злодейку», — через много лет сетовала мне актриса, служащая в то время в храме казначеем.  Персонаж Шемаханской не имеет книжного прототипа, Стругацкие создали его, как синтез современной, продвинутой, обаятельной ведьмы, хотя плясали, как от печки, от образов средневековых прототипов. Блистательно исполнил роль Аполлона Сатанеева бесподобный Валентин Гафт. Ловелас Сатанеев не прочь воспользоваться плодами коллективного труда и «подсидеть» Шемаханскую. Любопытно, что он является заместителем директора института НУИНУ, но мы не видим на протяжении всей картины ни одного самостоятельно совершенного им действия.

Если у Александры Яковлевой и Александра Абдулова отношения на площадке сложились прекрасные, то вот у профессионала высочайшей пробы Валентина Гафта и его очаровательной партнёрши Яковлевой  они были очень напряжёнными.

Однажды она в очередной раз забыла текст, и Гафт, не переставая играть Сатанеева, схватил её за шею. Очевидцы утверждают, что Гафт так разнервничался в тот день, что в сердцах ушел с площадки и вернуть его стоило большого труда. С этого момента их сцены с Яковлевой разводились, артисты не встречались в процессе съемок, а свели героев вместе  в одни эпизоды только на монтажном столе.

Есть артисты, роли которых задумываются как эпизодические, но играют они их столь колоритно, что режиссер делает все возможное, чтобы продлить их существование на экране потому, что фильм от этого явно выигрывает. С появлением в группе Семена Фарады «Чародеи» заиграли особыми красками, хотя  изначально у него было в сценарии всего четыре фразы. Фарада в итоге сам сделал себе роль. Это он придумал появление следов на полу бесконечных лабиринтов коридоров, это ему принадлежат фразы «Боже, как я похудел» и «Ну кто так строит?!» Последняя, ставшая крылатой,  родилась, когда Фарада однажды реально заблудился в коридорах телецентра.

Ну и напоследок… Кто бы вы думали озвучивал говорящего кота в фильме? Георгий Вицин! Задействовать знаменитого (и  недешевого артиста), конечно, решились только при наличии у него большого закадрового текста. Но кино – штука малопредсказуемая, и роль в итоге порезали до двух слов — «хам» и «ура». Расстройству Вицина не было предела! Кстати, на саму роль кота пробовались 18 представителей семейства кошачьих. Победил тот, который при поедании сметаны больше всего фыркал, облизывался и «хлопотал кошачьей мордой».

Елена Булова.

Фото кадры из фильма «Чародеи»

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x