Фильм «Артек. Большое путешествие» и его психотерапевтический эффект

На экраны России вышел фильм «Артек. Большое путешествие» Карена Захарова и Армена Ананикяна — очередной шедевр из развлекательно-обучающей серии с мощным психотерапевтическим эффектом.

Жанр фильма обозначен как «комедия», но по сути это некий относительно новый жанр русского кино с советскими корнями. Происходит обучение зрителя, как повысить качество жизни в пределах собственных возможностей через предлагаемые авторами фильма модели игровых ситуаций.

Мы бы назвали данный жанр «конструктивистская дидактика в развлекательной форме». Он более цельный и чистый в жанровой таксономии, чем пестрая, искусственная группа комедий.

За рубежом аналоги найти сложно, а в российском кинопроизводстве данный жанр процветает. По существу, зрителю предлагают способ поверить в будущее и своими собственными руками сделать его кардинально лучше. С приложением головы, естественно.

Действие фильма «Артек. Большое путешествие» обусловлено двумя временными скачками — из 2020 года в 1988 и обратно — на одной и той же площадке флагманского пионерлагеря страны «Артек». Мы не знаем, сознательно или интуитивно выбран год юбилея комсомола (1988), но в любом случае, это безусловная удача. Понимание, что это был за год, позволяет сказать «основано на реальных событиях».

С начала семидесятых в мире раскручивался процесс распада, финал которого мы видим в 2022 году – очень хочется думать, что именно финал, а не очередной исторический максимум. СССР не избежал глобального тренда, что, собственно, и привело к его номинальному распаду. Однако в России параллельно произошло чудо культурно-демографической политики. Всё происходило с людьми на их же глазах, но в эволюционно-генетической терминологии не описано. Наоборот, достигший вершины эволюции Homo soveticus подвергся массированной пропаганде для дискредитации всего отечественного. Однако существующий в России уровень качества человеческого капитала позволил нам пережить исторический разрыв, выжить и возродиться на следующем уровне качества.

Аналог арогенеза в дикой природе.

Авторы фильма исходят из того, что у детей 2020 года возможностей больше, потому что они другие, у них сильнее выражено креативное поисковое поведение. Вопреки ожиданиям 1988-го, тарелки с коммунистического Марса не прилетели. Реальные перемены, может быть, не столь эффектны, но они естественней и эффективней.

Зал воспринял фильм «Артек. Большое путешествие» адекватно творческому замыслу, причем особенно радовались дети. Казалось бы, что нынешние дети попкорна, кока-колы, чипсов и твиксов могут знать о пионерии и комсомоле, авиамоделировании и игре «Зарница»?

На сей раз до попкорна не дошло, внимание захватил фильм.

1988 год сыграл роль подкидной доски, с которой созданная в СССР новая раса людей буквально перепрыгнула грядущий исторический разрыв, когда собственное государство покинуло народ и осталось жить лишь в душах людей. Именно в 1988-м произошел ряд событий, о которых следует сказать «впервые». Заработали колхозы и совхозы. Апофеозом культурного подъема двух предыдущих десятилетий стал всесоюзный песенный фестиваль в Юрмале. Для нас отдельной важной темой осталась в памяти вершина развития отечественной кинологии, поскольку мы в этом лично участвовали.

Подобных событий в 1988 году произошло много, ключевых для будущего развития не только страны, но и мира в целом. Россия осталась заповедником естественных идеалов истины и красоты. Мы смотрели фильм «Артек. Большое путешествие» внимательно и не нашли в нем ни одной фальшивой ноты. Это при том, что персонажи вполне натуральные, далеко не идеализированные картонные фигурки из классической утопии «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы.

Персонажи в силу своего подросткового максимализма пытаются построить именно утопию, каждый свою. А получается жизнь, потому что по ходу дела приходится корректировать планы с учетом реакции детей 1988-го, будущих взрослых 2020-го. Стимулирующей мотивацией стал испуг – если родители окончательно рассорятся, мы вообще не родимся!

Залог успеха — сценарий. Четыре подростка, родители которых побывали в Артеке 32 года назад, отправляются в тот же лагерь. Рома Жуков (Даниил Большов), Ярик Лебедев (Алексей Онежен), Николетта Осипова (Елизавета Анохина) и ее брат Елисей Осипов (Даниил Муравьев-Изотов). Дети загадывают желания, которые должны исправить прошлое их родителей. По возвращении в свое время авторы собственной судьбы с радостью встречают неожиданные и счастливые перемены. Отец Ромы, летчик-испытатель Сергей Жуков, не погиб. Отец Ярика стал известным кинорежиссером. Родители Николлеты и Елисея не рассорились, а произвели на свет третьего ребенка, Ивана Осипова.

Дети скорректировали прошлое своих родителей и сделали их и свое настоящее более счастливым. Фантастическая фабула не обманывает, но высвечивает технологии собственного счастья. Технологии, в общем, просты, и ими может воспользоваться практически каждый. Это ключевая особенность всех российских фильмов подобного жанра.

По другим параметрам фильм «Артек. Большое путешествие» тоже не отстает от высших стандартов нового русского кино – подбор и игра актеров, операторское искусство и монтаж, изумительной красоты натурные съемки и, конечно же, восхитительные диалоги.

Михаил Галустян – великий комик, более чем натурально играет жаждущего власти завистника. Однако среди авторов фильма у него роль скорее противоположная, вокруг этого талантливого организатора талантлив каждый. Персонаж Галустяна на экране, Сергей Сергеевич Курочкин, собирает все шишки и остается несломленным оптимистом-расследователем загадочных детективных событий в лагере с участием каких-то грибов, мухомора и лисички.

С учетом изменившихся реалий Михаил Галустян отчетливо напоминает героя Игоря Ильинского в «Карнавальной ночи», и.о. директора Дома культуры Серафима Ивановича Огурцова.

Новое русское кино имеет множество параллелей с прошлым, оно стоит на плечах гигантов советского киноискусства, превзойдя его.

Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН.

Фото Сергея Виноградова