Юрий Иоффе вернул московским зрителям «Счастливые дни несчастливого человека»

«Сцена на Сретенке» Театра им. Вл. Маяковского представила премьеру спектакля «Счастливые дни несчастливого человека» по пьесе Алексея Арбузова  в постановке Юрия Иоффе.

Режиссер последовательно работает с наследием советской драматургии, а имя Арбузова  вообще занимает особое место в истории театра. В год своего столетия театр возвращает его драматургию в репертуар. «Первая по-настоящему успешная пьеса Алексея Арбузова – «Таня» – была написана специально для примы Театра Революции Марии Бабановой, а постановка этой пьесы Алексеем Лобановым (1939 года) принесла и автору, и театру огромный успех и была сыграна на этой сцене более 1000 раз», напоминает программка спектакля.

О чем эта пьеса-притча, написанная драматургом на излете «оттепели» в 1967 году? Вопросы, которые она поднимает, важны и актуальны в любые времена. А сегодня — как никогда.

Молодой ученый по фамилии Крестовников в исполнении Евгения Матвеева  до самозабвения увлечен темой своей  научной работы. В первом действии, которое отнесено к предвоенному времени, он пытается не очень красивыми способами попасть в экспедицию под руководством профессора Ивана Берга. Шикарно играет его Евгений Парамонов, представляя тип ученого с еще дореволюционным научным прошлым. Вальяжный, раскованный, влюбленный в мать главного героя Елену (грациозная и трепетная Галина Беляева), с дочерью, влюбленной в его ученика Крестовникова.

Дело происходит на подмосковной даче, где все раскованы и счастливы тем спокойствием и течением жизни, которое до поры до времени не давало возможности оглянуться вокруг. Дипломат Борис Николаевич (Дмитрий Прокофьев) зовет замуж Елену, они влюблены и должны вместе уехать в зарубежную командировку. Друг Крестовникова и сын дипломата  Володя (словно сошедший с полотен Дейнеки в исполнении Ильи Никулина) влюблен на данный момент в дочь Берга Аришу (Арина Назарова).

День, когда все собрались на даче, танцевали и шутили, был одним из двух счастливых дней главного героя. Именно его он вспоминает на смертном одре. К этим откровениям его настраивает Хор — Юрий  Коренев, Максим Разумец, Игорь Евтушенко. Каждый из них потом сыграет эпизодическую роль Отца, Ученика, Фельдьегеря. Этот счастливый день закончится весьма неожиданно: главный герой убегает от этой счастливой жизни в неизвестность, не простив ни мать, ни всех остальных. Внутренняя травма после ухода из семьи отца и, как он решил, предательства матери (а она как раз отказалась от предложения дипломата, но он об этом не знал) наложила отпечаток на всю его дальнейшую жизнь несчастливого человека.

И вот сцена спустя двадцать лет. Это второй счастливый день Крестовникова.

Прибалтика. Он отдыхает здесь со своей женщиной и ее сыном-подростком. Нет, он на ней не женился, его вполне устраивает ее собачья преданность и покорность, размеренный быт. Наталия Филиппова играет ее ярко, шумно. Преданность ее героини Крестовникову носит какой-то болезненный характер, а на самом деле ею движет корысть. Уж очень ей хочется в Москву, и она прикладывает усилия, чтобы склонить его к разрыву с учениками и уехать из провинции.

Но вот появляются два необычных персонажа – Клоун и его дочь Настенька. Артисты Марычевы – отец и дочь. Игорь и Юлия – истинное украшение спектакля. Воплощение добра и порядочности, они не могли не привлечь к себе несчастного Крестовникова. Любовь за собой повела. Настенька, как ни странно, влюбилась в этого угрюмого, всё время чем-то недовольного человека. И он расцвел, воспарил, но и Настеньку с ее искренностью он предает.

В это же время Крестовников узнает, что его мать вернулась в Москву из ссылки, ее муж-дипломат был расстрелян. Двадцать лет он не желал думать о ней, но вот пришлось. Снится ему и его друг Володя, талантливый ученый, погибший на войне. Люди, которых он предал.

Пьеса Арбузова может показаться немного архаичной, но драматург поставил важные для каждого вопросы морального выбора, правды и лжи,  добра и зла, а театр мастерски напомнил об этом сегодняшнему зрителю. Пьеса «Счастливые дни несчастливого человека» когда-то привлекала таких театральных гениев, как Товстоногов и Эфрос, а потом на долгие годы ушла в небытие. Прекрасно, что наш любимый театр и прекрасный режиссер Юрий Иоффе вновь дарят зрителям встречу с этим удивительным произведением выдающегося советского драматурга Алексея Арбузова.

Ирина Шведова.

Фото предоставлены пресс-службой Театра им. Вл. Маяковского

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x