17 сентября 2022 года страна и мир отметили день доноров костного мозга. Его пересадка помогает справиться с опасными заболеваниями, которые раньше считались неизлечимыми. Благодаря донорам пациенты с онкологическими, аутоиммунными и редкими наследственными заболеваниями получают шанс на выздоровление.
Всемирный день доноров костного мозга отмечается во всем мире в третью субботу сентября. Цель праздника – поблагодарить доноров, привлечь внимание к проблемам донорства, повысить осведомленность общества. К сожалению, для многих людей, нуждающихся в трансплантации костного мозга, подходящего донора невозможно найти даже в международной базе WMDA, которая содержит более 40 миллионов добровольцев. Решение у этой проблемы только одно – наращивать донорские базы во всем мире. Главная задача Всемирного дня донора костного мозга — повысить осведомленность общественности о важности трансплантации костного мозга для спасения жизней пациентов не только среди потенциальных доноров, но и среди работников системы здравоохранения, представителей власти и других людей, которые могут сделать ощутимый вклад в развитие донорства костного мозга.
Трансплантация костного мозга (кроветворных стволовых клеток), начавшаяся в 1958-1959 годах, открыла новую эру в лечении лейкозов, лимфом, аутоиммунных и редких наследственных заболеваний, ранее считавшихся неизлечимыми. Ежегодно в России выполняется около 900 трансплантаций, однако потребность в них в 2–2,5 раза выше. Вместе с увеличением количества трансплантаций увеличивается и потребность в подборе доноров. Для потенциальных доноров костного мозга существует специальная система учета — регистр доноров костного мозга.
1 сентября 2022 года вступили в силу поправки к федеральным законам “О трансплантации органов и (или) тканей человека” и “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”. Поправки определяют порядок ведения федерального регистра доноров костного мозга, источник финансирования, расширяют права доноров костного мозга. Это позволит быстрее находить доноров-добровольцев по всей стране.
Расширение федерального регистра доноров костного мозга остается актуальной задачей. Сейчас в объединенном российском регистре содержатся сведения примерно о 120 тысячах потенциальных доноров. При численности населения 145 млн человек размер регистра должен быть в 8-10 раз больше. Для сравнения, в Германии при численности населения 83 млн человек в регистре находится информация о 10 миллионах потенциальных доноров. Чем больше людей пройдут типирование и вступят в регистр, тем больше жизней можно будет спасти.
Национальный медицинский исследовательский центр гематологии регулярно проводит просветительские мероприятия, рекрутирует и обследует будущих доноров. На 1 сентября 2022 года в регистре НМИЦ гематологии — части федерального регистра — состоит 17 749 потенциальных доноров. За время существования регистра с 2015 года 108 человек из них стали реальными донорами и помогли тяжелобольным людям продолжить лечение. В 2021 году в НМИЦ гематологии проведено 137 донорских трансплантаций, из них 39 неродственных и 98 родственных полностью или частично совместимых.
В Москве, в Центре гематологии в честь праздника прошла акция по сбору крови. В этот день на станцию переливания крови НМИЦ пришли люди, вступившие в регистр доноров костного мозга и только планирующие это сделать. Принять участие мог любой желающий: пришел, заполнил анкету и сдал кровь на анализ. А еще – узнал все про донорство, про костный мозг, пообщался с единомышленниками, полакомился вкусными плюшками и даже послушал песни в исполнении дуэта гитаристов и неподражаемой Эллины Решетниковой.
На табло каждые несколько минут высвечивается фамилия будущего донора, люди идут сплошным потоком. А потом не спешат уйти – руководство института сделало все, чтобы день сдачи крови запомнился только приятными эмоциями.
Одни сдавали кровь, а потом с увлечением слушали врачей НИИ гематологии и других гостей праздника. Елена Ивановна Стефанюк, директор «Национального фонда развития здравоохранения», заместитель руководителя Координационного совета по донорству крови при Общественной палате Российской Федерации рассказала, что в нашей стране льготы для доноров законодательно закреплены в федеральном законе и в трудовом кодексе. Если донор сдает кровь в свой рабочий день, ему положен дополнительный день отдыха. Для восстановления сил организма предусмотрен рацион дополнительного питания. Если в медицинских организациях есть сложности с организацией горячего питания, его заменяют на сбалансированный сухой паек или денежную компенсацию, которая покрывает транспортные расходы донора и усиленное питание в день донации. Эта компенсация составляет 5% МРОТ в регионе. Восполнить силы сытной едой донору необходимо, потеря части крови не должна быть замечена организмом. Как правило, хорошо подготовленные доноры не чувствуют дискомфорта. После донаций некоторые даже ощущают прилив сил, и это дополнительный стимул, который делает донорство еще более интересным. Есть льготы, предусмотренные для почётных доноров России, в части медицинской помощи и льготного обеспечения путевками, ежегодной денежной выплаты. И все-таки льготы не являются основным движущим мотивом для сдачи крови. Главное – желание помочь тем, кто оказался в беде.
Екатерина Георгиевна Хамаганова, заведующая лабораторией тканевого типирования, иммуногенетик, доктор биологических наук поддерживает коллегу: «Все работы, которые сейчас ведутся в трансфузиологии, направлены на предупреждение и снижение риска нежелательных реакций при трансфузиях донорских компонентов. А современные технологии позволяют сделать процедуру максимально безопасной. Наши усилия сейчас направлены на развитие безвозмездного донорства. Привлечение социально ответственных людей — главный гарант безопасного донорства. В России ежегодно выполняют около 900 трансплантаций, но нужно, считают специалисты, как минимум в два раза больше. А для этого необходимо расширить круг потенциальных доноров, чтобы найти нужного было быстрее и проще. В нашей стране более миллиона людей, которым переливаются компоненты крови. В целительной жидкости нуждаются пациенты после травм, массивных кровопотерь во время операций или при ранениях – это ситуация, которая требует компонентов крови всех наименований, здесь нужно переливать и эритроцитсодержащие компоненты, и плазму, и тромбоциты для полноценного возмещения потерянной крови. Вторая большая категория пациентов, нуждающихся в трансфузии, — это пациенты с онкологическими, гематологическими заболеваниями. Им необходимы компоненты крови длительное время, в основном в концентрате донорских тромбоцитов, а также в эритроцитах. Кардиохирургическим пациентам в большей степени нужны эритроцитсодержащие компоненты, чтобы обеспечить транспортную функцию кислорода. Для каждого компонента крови существуют четкие показания к применению, все компоненты должны быть представлены, чтобы обеспечить потребность пациентов. Кроме этого, компоненты донорской крови, например, плазма — бесценное сырье для производства лекарственных препаратов».
Ануш Константиновна Овсепян, директор «Фонда борьбы с лейкемией» отметила: «В наше непростое время есть очень простой способ спасти чью-то жизнь. Это не страшно, это прекрасно, это безопасно. И я всех, кто еще не в регистре, призываю это сделать. В настоящее время совместными усилиями благотворительных фондов, медицинского сообщества и властей, общее число потенциальных доноров превышает 160 тысяч человек. Однако это не значит, что каждый из тех, кто согласен помочь в лечении, сможет это сделать. В большой степени это связано с тем, что при проведении более точного, дополнительного типирования может быть выявлена несовместимость между донором и пациентом. Для проведения трансплантации в первую очередь обследуют близких родственников пациентов – родных братьев или сестер, детей, если они совершеннолетние, и родителей, если у них нет противопоказаний к донации. Также будут доноры, уже поделившиеся своими кроветворными клетками и давшие пациентам шанс на жизнь. Похожие акции сегодня проходят и в других регионах».
Таким образом, чем больше жителей России пройдет типирование на включение в регистр доноров костного мозга, тем выше шансы найти подходящий вариант для трансплантации. Кроме того, увеличение базы на порядок сократит время поиска и значительно увеличит вероятность выздоровления пациентов.
Ольга Станиславовна Старикова, врач-гематолог отделения химиотерапии гемобластозов и трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток поддержала коллег: «Прежде всего, хочу поздравить коллег с профессиональным праздником. Трансфузиологи всегда на острие оказания первой помощи в любых экстренных ситуациях. Так, в сложнейших условиях коронавирусной инфекции трансфузиологи России в предельно сжатые сроки смогли сформировать новые подходы. При этом все значимые показатели (например, количество доноров) значительно не уменьшились, а количество крови для обеспечения больных, напротив, увеличилось. Вокруг донации костного мозга существует множество мифов. По данным Всемирной ассоциации доноров костного мозга (WMDA), риски от процедуры для доноров минимальны. Возможны небольшие болезненные ощущения в области поясницы, ломота в костях, слабость и головокружения, которые проходят в течение нескольких дней. Восстановление показателей крови донора происходит в течение 1-2 недель после сдачи костного мозга (стволовых клеток). На самом деле сейчас регистры доноров костного мозга весьма обширны, но совсем не факт, что когда-нибудь ваши стволовые клетки кому-то понадобятся. Или, наоборот, могут понадобиться очень быстро. Кстати, женщины не смогут стать донором во время беременности или грудного вскармливания. Но так или иначе — если вы попадете в регистр доноров, значит, вы уже потенциальный спаситель чьей-то жизни. После того, как гемопоэтические стволовые клетки получены, их замораживают в жидком азоте и транспортируют туда, где они необходимы. Разморозку проводят в специальном аппарате. После того, как они готовы к использованию, пациенту по типу капельницы пересаживают донорские стволовые клетки. Донорство крови и костного мозга — социально важная миссия. Это добровольное пожертвование, только донор жертвует не деньги, а свое время и часть своей крови. Донорская кровь незаменима. В трансфузиях ежедневно нуждаются тысячи пациентов, и кровь мы можем получить только от социально ответственных людей, которые придут на донацию. Других путей для этого нет!»
Елена Олеговна Фирсова, ведущий специалист отдела по связям с общественностью НМИЦ гематологии Минздрава России рассказала донорам-новичкам, что цельную кровь можно сдавать 4 раза в год для женщин и 5 раз в год для мужчин. Однако современное донорство предусматривает сдачу отдельных компонентов. Такие донации чуть более сложные и занимают больше времени. Донация плазмы длится в среднем 40 минут. Это цикличная процедура, в ходе которой у донора забирается цельная кровь, разделяется в индивидуальной стерильной системе, в отдельный контейнер собирается плазма, а остальные компоненты возвращаются донору. Так же происходит и донация тромбоцитов, одна из важнейших в гематологии, потому что без этого компонента гематологическим пациентам невозможно пережить интенсивную химиотерапию. Практически на следующий день тромбоциты переливаются пациентам, потому что хранить эти компоненты крови можно только до 5 дней. Национальный медицинский исследовательский центр гематологии регулярно проводит просветительские мероприятия, рекрутирует и обследует будущих доноров».
Донорство костного мозга во всем мире анонимно, добровольно и безвозмездно, то есть никакого давления на донора быть не может. Его поступок должен быть осознанным и добровольным от начала до конца. Он должен понимать, что на любом этапе может отказаться, — эта процедура проводится во всем мире более 40 лет. За это время накоплен огромный опыт и достаточная доказательная база, чтобы можно было сказать, что донорство безопасно для здорового человека, что подтвердили собственным примером те, кто уже стал донором. На встречу пришли люди, кто уже сдал кровь и занесен в регистр доноров. Вот Елена Белокурова, которая уже дважды стала донором: «Это самый легкий способ спасти жизнь. Это не страшно и не больно. Это не подвиг, а большая удача — кому-то подойти», — сказала донор, – думаю, каждый из нас должен понимать, что донорство – социально важный институт, который помогает врачам разных специальностей каждый день спасать жизни».
«Мою жизнь спасли врачи и донор костного мозга», – плакат с этой фразой встречает каждого, кто заходит в донорское отделение Национального медицинского исследовательского центра гематологии в Москве. С него на посетителей с улыбкой смотрит 42-летняя Светлана, которая смогла побороть болезнь, в том числе, благодаря чьему-то неравнодушию. С фотографий на нас смотрят счастливые люди, но сколько боли, горя и надежды на выздоровление стоит за радостной улыбкой – знают только они и доктор: «Переливания компонентов крови помогают мне справиться с болезнью»- Настя, 37 лет; «Регулярно мне необходимы переливания крови»- Вячеслав, 46 лет; «Ваши донации – мой бесценный подарок» – Елена, 36 лет; «Что значит ваша донация? Для вас 1 час времени, для меня – целая жизнь. Спасибо, доноры!» – Михаил, 50 лет; «С тяжелой болезнью мне помогают справится врачи и доноры крови»- Владислав,22 года.
Дружеские беседы, смех, обмен информацией, консультации врачей- торжественное мероприятие шло своим чередом, но вот наступил самый волнующий момент – встреча донора и реципиента. По закону, донор и пациент, которому сделали процедуру, в течении трех лет не имеют права знать, кто сдал кровь и кому ее перелили. Но вот болезнь побеждена, и люди встретились. Донор Удинцев Илья Сергеевич по мужски сдержанно, но очень тепло встретил реципиента – Гелюс Евгению Михайловну. А милые девчонки Азонова Эллина Константиновна (донор) и Алферова Елена (реципиент) эмоций не сдерживали. Слезы, подарки, цветы, житейские разговоры, «отбивание» от многочисленных журналистов. Кстати, все отметили, что девушки даже внешне похожи!
Для всех желающих (и для наших читателей) специалисты службы крови очень понятно рассказали, что такое донорство костного мозга. Итак, костный мозг есть не только в костях, но и в крови, и обычный человек его от крови даже не отличит. Больше всего костного мозга в костях таза, поэтому раньше его брали через прокол тазовой кости (эта процедура проводится и сейчас, конечно, под наркозом — местным или эпидуральным обезболиванием), метод называется эксфузия. Но сейчас гораздо чаще используют другую методику, похожую на обычный аппаратный забор крови из вены. Кровь «фильтруется» через специальное устройство, которое вылавливает стволовые клетки, и потом возвращается донору. Перед процедурой человеку вводят специальный препарат, который стимулирует выход стволовых клеток в кровоток. Процедура занимает несколько часов, поэтому в это время донор получает оплаченный больничный. Донор может выбрать любой из этих двух методов, но второй используется гораздо чаще.
Кто может стать донором костного мозга? Граждане РФ в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющие медицинских противопоказаний (это, например, оперативные вмешательства с удалением органов, хронические и инфекционные заболевания).
Как это происходит: вы сдаете образец крови и сообщаете, что хотите стать донором костного мозга. В лаборатории проводят HLA-типирования (определение конкретных вариантов лейкоцитарных антигенов, отвечающих за тканевую совместимость, из всех возможных у обследуемого человека). После этой процедуры потенциального донора заносят в регистр.
НАША СПРАВКА:
Костный мозг играет важнейшую роль в кроветворении — он содержит большое количество гемопоэтических стволовых клеток, из которых образуются эритроциты, а также разные формы тромбоцитов и лейкоцитов. В середине ХХ века ученые заинтересовались идеей пересадки клеток костного мозга здоровых людей пациентам с неработающим костным мозгом.
В 1958 году французский онколог и иммунолог Жорж Мате впервые в истории выполнил пересадку костного мозга от неродственных доноров. Несмотря на то, что организмы всех пациентов отторгли донорский костный мозг, скончался в итоге лишь один из них. Первую успешную пересадку костного мозга между людьми, не являющимися однояйцевыми близнецами, выполнил американский врач Роберт А. Гуд в 1968 году. А другой американский врач, Эдвард Донналл Томас, разработал технику пересадки костного мозга для лечения лейкемии, за что в 1990 году был награжден Нобелевской премией по физиологии и медицине. Сегодня во всем мире ежегодно проводятся десятки тысяч трансплантаций костного мозга для лечения лейкоза, лимфомы, миеломы, заболеваний крови (различных разновидностей анемии и геморрагического диатеза), некоторых нарушений обмена веществ, аутоиммунных и других заболеваний. В отличие от переливания крови, где важно лишь совпадение группы крови и резус-фактора, пересадка костного мозга требует более тщательного подбора донора, чтобы организм реципиента не начал отторгать донорский костный мозг. Наибольшая вероятность найти донора с полной тканевой совместимостью костного мозга среди родных братьев или сестер больного, но и она составляет всего лишь 25 %. Поэтому довольно часто пересадку осуществляют от неродственных доноров, которых находят в специальных регистрах. Поскольку вероятность найти подходящего донора внутри одной страны невелика (особенно в странах с небольшим населением и недостаточной осведомленностью о донорстве костного мозга), была создана Всемирная ассоциация доноров костного мозга из более чем 50 стран. Благодаря этой базе у людей, нуждающихся в пересадке костного мозга, есть шанс найти совместимого донора если не из своей страны, то хотя бы из своего региона.
Елена Минашкина.
Фото Михаила Ковалёва
Донорство должно иметь максимальную поддержку на государственном уровне, хотя бы на уровне бывшего СССР. И это касается как материального, так и нематериального аспекта жизни, льгот, в зависимости от количества сданного материала.
У каждого человека может случится болезнь. Стоит чаще думать о людях, которым ты можешь помочь хоть чем-то.