Воровские деньги: история фальшивых купюр в России

— Нет, Игнаша, клянусь! — страстно заговорил Михеев в последней попытке сохранить хоть что-то от отношений с ребятами. — Ты сделал бы мне одно клише! Одно-единственное клише — и все! И живи, как хочешь, пиши свои картины, остальное я беру на себя!

Вам с Афоней идут чистые, настоящие деньги! Ведь все преступления ради денег, а это — самое честное: не взятка, не кража, никому в карман не лезешь, не отнимаешь. Делать деньги! Как таковые. Хрустящие, переливчатые! И ты властелин, король!

Он зашелся, застонал от картины несбывшегося счастья и в бешенстве потряс кулаками в сторону Пал Палыча:

— Ох, если б не вы, проклятые!

(«Следствие ведут ЗнаТоКи. Динозавр»).

В рамках Фестиваля финансовой грамотности и предпринимательской культуры в Москве Историческая библиотека и Банк России провели «Лекторий: история банков и финансов в России». Один из докладчиков — эксперт ГУ Банка России по ЦФО, кандидат исторических наук Ольга Григорьева поведала увлекательную историю защиты российских бумажных денег от подделки. Это дает нам повод поговорить и об истории фальшивых денег.

На вопрос, что появилось раньше — курица или яйцо, подлинные деньги или фальшивые, ответ может быть только один. Практически одновременно. Во всех странах и на всех континентах, во все времена всех денежных систем всегда были хитрые умельцы, которые подделывали деньги. Известный этнограф Милослав Стингл, к примеру, писал, что умельцы из народа майя подделывали местные деньги. Таковыми служили какао-бобы. Индейцы вынимали боб из кожуры и вкладывали туда глиняный шарик.

На Руси в Средние века была широко распространена беда — обрезание монет. Это было связано с тем, что своих драгметаллов — серебра или тем более золота — на территории российских княжеств тогда не было. Княжеские монетные дворы чеканили деньги из привозных европейских или арабских монет, из слитков, из драгоценных предметов. Ну а хитрые люди обрезали деньги, чтобы потом из кусочков металла на самодельных штемпелях отчеканить фальшивые. Этому немало способствовала форма и способ производства монет того времени. Сначала серебро вытягивали в проволоку, затем нарезали на кусочки и плющили чеканами из закаленной стали. Получались монетки неровной, овальной формы — современные нумизматы называют их «чешуйками». Обрезать такие монеты легче легкого: никто и не заметит.

Разумеется, с фальшивомонетчиками боролись. Во Франции, к примеру, в XIII — XV веках их варили в кипящей воде и масле.

В нашей стране летописи также фиксируют и подделку денег, и казни фальшивомонетчиков.

Миниатюры из Лицевого летописного свода XVI века иллюстрируют рассказ о денежной реформе Елены Глинской – матери Ивана Грозного. Именно в результате реформы 1535 года была создана единая денежная система, а подделка денег стала считаться преступлением против государства. Преступников казнили, причем подчеркнуто жестоко: заливали горло расплавленным металлом из сделанных ими же фальшивых монет. Это же наказание находим и в более позднем документе, принятом через 100 лет, – Соборном уложении 1649 года. Отменена такая смертная казнь была в 1661 году. Фальшивомонетчиков стали сечь, отрубать им пальцы и левые руки, а с 1663 года — ссылать с семьями в Сибирь.

«Чтоб воровским людям» отливать монеты было невозможно, Петр I внедрил в России важное новшество — гурчение монет. Оно к тому времени уже применялось в Европе, а в конце XVII века появился и гуртильный станок. Гурт — это ребро монеты, на которое наносится рисунок. Такую монету невозможно обрезать, это сразу же будет заметно.

Впрочем, фальшивомонетчики недолго страдали без дела — вместо металлических денег появились бумажные. Надо сказать, отмечает Ольга Григорьева, что российские бумажные деньги всегда отличались очень высоким качеством и степенью защиты, поэтому и умельцев-подделывателей было сравнительно мало.

Удивительно, но самый, пожалуй, известный «фальшивомонетчик» в истории России — это корсиканец, «маленький капрал», французский император Наполеон I. Была у него такая практика: возить с собой в завоевательные походы обозы фальшивых денег страны-жертвы. Двойная выгода: собственные солдаты в захваченных городах ни в чем себе не отказывают и за все могут заплатить, а экономика противника между тем страдает. По оценкам историков, Наполеон привез в Россию 5,6 миллиона рублей 25-рублевыми ассигнациями.

Интересно, что такая немаленькая по тем временам сумма не смогла серьезно навредить российской экономике. А власть поступила достаточно тактично: выявленные наполеоновские «деньги» просто аккуратно извлекали из оборота, затратив на это целых пять лет.

Подделки были очень качественные, но все-таки признаки у них были. Во-первых, типографский текст набирал француз, незнакомый с русским языком и даже с русским алфавитом: он перепутал литеры «д» и «л». Получался такой текст: «Объявителю сей госуЛарственной ассигнации платитъ Ассигнационный банкъ [столько-то] рублей хоЛячею монетой [такого-то] года». Вот он-то и служил основным отличительным признаком. На некоторых ассигнациях гравер ошибся только в одном слове. Были также фальшивки, напечатанные вообще без ошибок, и отличить их от настоящих было очень трудно. Но возможно.

Был и другой признак. На настоящих государственных ассигнациях банковские чиновники ставили подпись. Каждая банкнота подписывалась вручную: чиновник окунал перо в чернила и ставил длинную красивую подпись. Разумеется, французы не могли ее подделать. Поэтому они сделали клише и ставили подпись типографским способом — подобно тому, как Полыхаев из романа «Золотой теленок» оттискивал свои резолюции на ведомственных бумагах «Геркулеса». Но этот признак ярко проявился только спустя годы: чернила выцветают, а типографская краска — нет.

Однако по цвету мы можем различить подлинные ассигнации и фальшивые сегодня, в наши дни, когда не уничтоженные фальшивки были уже изъяты из обращения и давно осели в музеях и частных коллекциях.

А как же выявляли «наполеоновки» 200 лет назад? Дело в том, что в отличие от чернил черная типографская краска не впитывалась в бумагу, и при увеличении, то есть через лупу, можно увидеть, что и текст, и подписи именно напечатаны.

Со временем бумажных денег становилось все больше, а степени защиты на них — все сильнее. Уже на первых ассигнациях 1769 года были водяные знаки. Сверху шла надпись «Любовь къ Отечеству», снизу ее продолжение «действует к пользе онаго», по бокам — надписи «государственная казна».

В 1787 году были выпущены ассигнации достоинством в пять и десять рублей. Население было большей частью неграмотно, и императрица Екатерина II — а именно ей мы обязаны появлением бумажных денег в России — позаботилась о том, чтобы купюры различались по цвету. Так и стали их называть: пять рублей — «синенькая» или «синица», десять — «красненькая». Кстати, известная пословица «лучше синица в руках, чем журавль в небе» имеет в виду именно бумажную «синицу», а отнюдь не певчую.

В 1843 году ассигнации закончили свою историю, в стране стали печатать новые деньги — государственные кредитные билеты. Причем при их изготовлении применили метод гальванопластики, а печать впервые стала цветной.

1866 год принес художественное новшество: металлографскую печать, с помощью которой на банкноты стали наносить портреты правителей. Они стали основным защитным элементом — воспроизвести это кустарными способами достаточно сложно.

Вы когда-нибудь слышали, что деньги печатают «орловской печатью»? Думаете, это потому, что на купюрах Российской империи был изображен двуглавый орел? Отнюдь! В 1890 — 1891 годах сотрудник Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне это Гознак) Иван Орлов изобрел способ печати, который назвали по его фамилии. Орловская печать позволяет достичь высокой точности совмещения линий разного цвета.

Представьте себе обычную офсетную печать: с каждой формы наносится свой цвет, в результате они смешиваются, сдвигаются, совмещаются. При орловской печати цвета сначала переносятся на сборную печатную форму (клише). И за один прогон листа на него наносится многокрасочный рисунок без перекосов или разрывов. Сейчас все денежные знаки во всем мире печатаются способом, который в конце XIX века разработал русский изобретатель Иван Орлов.

Но затем грянули две революции и Гражданская война. В этом время в России ходило множество различных денег, ибо чуть ли не каждый атаман, разжившись печатным станком, пытался выпускать свои деньги. Особо следует отметить «керенки» — дензнаки, которые между двумя революциями выпускало Временное правительство под руководством Александра Керенского. Про эти деньги уже тогда говорили, что ими можно стены вместо обоев оклеивать. Интересно, что печатались они по сорок штук на листе, и люди сами должны были их разрезать. Кроме славы денег, которые ничего не стоят, эти денежные знаки снискали славу и самых подделываемых денег. При этом термин «фальшивая керенка» весьма условен. Защитные качества настоящих керенок были очень низкими. Поэтому если обычно фальшивка в той или иной степени пытается дотянуться до настоящей банкноты, то с керенками ситуация обратная — они упали до уровня самых обычных бумажек.

Менялись века, менялись технологии — менялся и «сборный портрет» фальшивомонетчика. В допетровскую эпоху это мастеровой, который умеет работать с металлами. Либо мастер-литейщик, либо кузнец. Как минимум, у него есть горн, в котором можно плавить металл. Как максимум — может сделать чекан: закалить сталь и вытравить на ней рисунок, похожий на настоящий.

Фальшивомонетчик XVIII века — дворянин-авантюрист. Самый яркий и известный пример — братья Сергей и Михаил Пушкины. Сергея взяли при попытке ввезти в Россию изготовленные в Париже штемпеля и литеры, братьев лишили чинов и дворянства и сослали в Сибирь.

В середине XX века фальшивые денежные знаки изготовляли организованные преступные группы. Как правило, эти кустарные подделки легко было отличить от настоящих. В годы Великой Отечественной войны всего было изобличено около 100 фальшивомонетчиков. А самый известный фальшивомонетчик СССР — Виктор Баранов. Его оборудование сейчас хранится в Центральном музее МВД России.

Защита банкнот постоянно совершенствуется. В 90-е годы для защиты российских бумажных денег стали применять магнитные и инфракрасные метки. С 1997 года стала использоваться краска, которая при наклоне купюры меняет цвет. С 2010 года на банкнотах появились скрытые многоцветные изображения и голографическая нить.

На сегодняшний день российские бумажные деньги остаются одними из самых защищенных в мире, их труднее всего подделать.

Яна МАЕВСКАЯ.

Фотографии предоставлены пресс-службой Банка России

Фото "Московской правды"
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Михаил
Михаил
2 месяцев назад

Интересно, что окантовку (оребрение) монет придумал сэр Ньютон, когда возглавлял английское казначейство. В общем прославился не только открытиями в области физике, но и в борьбе с фальшивомонетчиками. В те годы ученые были еще и изобретателями, а многими их изобретениями мы пользуемся и сейчас.

Сергей
Сергей
2 месяцев назад

Интересная статья, единственное с чем не согласен, то что наши деньги являются одними из самых защищенных, современные выпуски 200, 2000 — да, у остальных, по современным меркам средняя защита, поэтому вопрос модернизации крупных номиналов возник давно, но почему-то решили модернизировать сейчас 100 рублёвую купюру, не понятно, обкатывают новые степени защиты на мелких номиналах?

2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x