Чиновники, клерки – становой хребет страны и государства, они обеспечивают услуги населению, жизнедеятельность системы от высших сфер до выплаты пенсий.

Другое дело, что систему чиновничества у нас путают с бюрократизмом, практически ставя между ними знак тождества. Опять же другое дело, что обыденная история России дает тому многие основания. Даже всесильный шеф Жандармского корпуса, глава Тайной канцелярии (по-нынешнему – ФСБ) Александр Бенкендорф почти 200 лет назад писал, что одна из главных бед страны – произвол чиновников и как трудно с ним бороться.
В СССР бюрократизм системы стал притчей во языцех. Причем начиная с первых же лет советской власти. 100 лет назад, в 1922 году, вышло знаменитое стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся»:
Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав, кто в ком,
кто в полит, кто в просвет,
расходится народ в учрежденья…
Заявишься:
«Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени она».
– «Товарищ Иван Ваныч ушли заседать
– объединение Тео и Гукона».
Тео и Гукон – это Театральное общество и Главное управление коннозаводства.
О стихотворении одобрительно отозвался тогдашний глава государства Владимир Ленин – как о политически правильном. С тех пор прошло ровно 100 лет. В современной России бюрократизм по-прежнему процветает. Например, при упоминании совместного заседания Тео и Гукона приходит на ум Министерство промышленности и торговли. Промышленность России – глобальная сфера деятельности страны, десятки отраслей, и всем ведает один министр? Да еще и торговлей? А в других ведомствах и отраслях торговли нет?
Вот и другие примеры совмещения Тео и Гукона: департамент «Легкой промышленности и лесопромышленного комплекса», департамент «Сельскохозяйственного, пищевого и дорожно-строительного машиностроения».
Это – к вопросу об эффективном, профессиональном управлении.
А уж о столкновении рядовых граждан с бюрократической системой и говорить не приходится. Три года назад фермер Олег Сирота рассказывал, как он собрался строить коровник, а у него потребовали справку, что на этом участке земли не было поселений древлян… Он заплатил за нее 200 тысяч рублей. Потом платил за справки, что в окрестном ручье нет рыбы, под землей нет нефти, что его коровы нормально выбрасывают в атмосферу газы в пределах допустимого, что коровник не будет мешать пролету самолетов. Все вместе обошлось ему в 2 миллиона рублей.
Наверно, в каких-то требованиях имелся смысл. Но не входит ли в компетенцию государства прояснение обстоятельств по всем этим пунктам?
Хорошо, что основная масса населения не строит коровники. Впрочем, и ему нелегко. Так, публицист Мария Дегтерева пишет:
«У меня есть глубокое убеждение: чиновничество подчиняется у нас не российским законам, а куда более древним. И природу они имеют не человеческую, а абсолютно мистическую… Я, например, когда иду в государственные учреждения, на всякий случай читаю либо «Отче наш», либо заговор «На извод кикиморы» – в зависимости от обстоятельств».
На мой взгляд, преувеличение. Во всяком случае, для Москвы. Другое дело, что у автора, скорее всего, был и есть какой-то сильный травматический опыт. Но в то же время все далеко не так страшно. Все можно организовать к благу людей. И тому есть подтверждения, причем на глазах у всех. Пока лишь, увы, в городах.
В мэрии Москвы еще в 2005 году появилась идея «Службы одного окна». То есть чтобы москвич приходил к одному служащему, излагал, что надо. А уже этот служащий находил бы и заказывал все необходимые справки, согласования и выдавал гражданину готовый документ.
С 2007 года начали работать МФЦ – многофункциональные центры. Они предоставляют гражданам все услуги в сфере образования, оформления сделок с недвижимостью, жилищного, миграционного учета, коммунального хозяйства и прочее и прочее. Сейчас они действуют под названием «Мои документы. Центр государственных услуг», работают без выходных, с 8 до 20 часов. Для нас, москвичей старших поколений, переживших бюрократическое время оно, их посещения – все равно что приятная прогулка с массой положительных эмоций.
Суть, повторим, в том, что чиновники – становой хребет страны и государства. Они обеспечивают услуги населению, жизнедеятельность государственной системы от высших сфер до выплаты пенсий. Попробуем только представить жизнь без них – жизнь остановится.
Значит, суть только в устройстве работы. Все можно организовать и сделать, была бы политическая, государственная, административная воля. А она должна строиться на одной непреложной общественно-политической доктрине: задача власти – оказывать услуги населению.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.
На снимке: центр государственных услуг «Мои документы» в районе Чертаново.












Радужно вы написали, но услуги все дорожают и дорожают, а защита вообще не ощущается. Люди за защитой даже обращаться боятся.