«Кто боится Вирджинии Вулф?» – Никто

Успех  «Кабаре», премьера которого сравнительно  недавно прошла в Театре Наций, превзойти будет очень трудно или, скорее всего, невозможно. Но все же, как говорится, – «стремиться к этому надо». В этот раз – не получилось точно, по моему скромному мнению.

Премьерные показы новой работы Театра Наций «Кто боится Вирджинии Вулф?» – это довольно грустное зрелище и по форме, и по содержанию и, что немаловажно, по игре актеров. К сожалению, два плюс два – не всегда четыре. Двоим актерам (Евгений Миронов и Агриппина Стеклова) премьера удалась, а вот молодым (Александр Новин и Мария Смольникова) – не веришь, как ни стараешься.

Действие пьесы происходит одним вечером, когда муж и жена, возвращаясь с очередного скучного приема, приводят в дом гостей – молодую пару – и разворачивают на их глазах целый спектакль, ссорясь и осыпая друг друга оскорблениями, открывая шокирующие подробности их совместной жизни, демонстрируя взаимное презрение и ненависть. Иезуитская игра, которую Джордж и Марта предложили Нику и Хани, за гранью добра и зла, но именно она (по замыслу автора – пьеса трехкратного лауреата Пулитцеровской премии Эдварда Олби) и должна «показать» зрителю то самое глубокое и нежное чувство, которое все еще живет в сердцах и душах главных героев.

«Герои пьесы пытаются возбудить себя на жизнь, реанимировать свои отношения и не дать своим чувствам атрофироваться. Но где у этого процесса граница дозволенного?» – так говорил перед премьерой о своей работе режиссер Данил Чащин.

Но то ли режиссер не донес до артистов, то ли четверка героев постановки в Театре Наций не «пропиталась» задумкой автора пьесы – веры в то, что «иезуитская игра» действительно удалась, нет никакой.

Черную комедию – жанр, заявленный постановщиками, – «разыгрывают» народный артист России Евгений Миронов (Джордж), заслуженная артистка России Агриппина Стеклова (Марта), а также Александр Новин (Ник) и Мария Смольникова (Хани).

Джордж, терпящий годы унизительного обращения, вынужденной уступчивости и давно потерявший веру в себя в браке с Мартой, дочерью ректора, – бесхребетный, занудный и мстительный тип. И Миронову образ удался – веришь, но не жалеешь. Он написал о своих страхах и чувствах роман, который никто не собирается ни издавать, ни читать. Джордж не состоялся ни как ученый, ни как руководитель, ни как отец. Единственное – он «чемпион мира» по терпению и стойкости. Два десятка лет жить с истеричкой – это действительно «золото». Но та самая «карикатура на мужчин», которая, как мне кажется, заложена в пьесе, не получилась. Экспрессия и гротеск есть, а веры – нет.

Марта – избалованная и закомплексованная, умная и взбалмошная одновременно, ей тяжело от «чинности» своей жизни и положения ученой «матроны», на которую всем наплевать.  Она топит свою тоску и раздражение в алкоголе, тешится выдумками про несуществующего сына и изощряется в оскорблениях мужа. Смотреть на это «садо-мазо» трудно именно потому, что нет веры в то, что это «игра».

Еще меньше веры в «игру» молодых артистов. Александр Новин и Мария Смольникова, оказавшись вынужденными свидетелями «психических игр» семейной пары, со своими ролями не справились, опять же – по моему скромному мнению. Да, напиться им удалось, а вот «воплотиться» в полноправных героев постановки – вряд ли. Хани – хрупкая женщина-ребенок с кучей «тараканов» в голове и «качком» мужем-карьеристом – жалкое зрелище. И даже вызванный алкоголем бесшабашный и стыдный танец (рок-музыкант с фикусом вместо гитары) не впечатлил, а вызвал… жалость. Про Ника совсем нечего сказать – статичная роль, которую забываешь сразу после поклонов.

Завершилась вся эта «боязнь» уже вне стен дома (художник-сценограф Максим Обрезков),  в невыносимой пустоте при полнолунии, когда герои своими ужасными разоблачениями «разрушают» тот самый мир, где был дом и родные стены. Виртуальное убийство мечты о сыне только добавляет «идиотизма» в отношения супругов. Страшную игру с масками смерти безликие гости не выдерживают, а Марта с Джорджем остаются с полной луной и катящимся за их спинами трехколесным велосипедом.

После плохого всегда следует хорошее…

Будем в это верить!

Владимир Сабадаш.

Фото автора

Добавить комментарий