Культура как ошибка

Новый 2023 политический год начался согласно заложенной три года назад традиции необычно, хотя, в общем, вполне ожидаемо.

в магадане

Такого события, которое отвлекло бы на себя все внимание, пока не произошло. Выбор темы в отличие от трех предыдущих лет остается на совести и по вкусу автора. А автор у нас теперь почти всегда неизвестен, хотя источник решений нетрудно вычислить по продуктам жизнедеятельности множества трансляторов.

Я уверенно ставлю на первый план блок пресс-конференций, которые затрагивают тему о судьбах российского кинопроката. В МИА «Россия сегодня» предоставлена публичная площадка министру культуры Ольге Любимовой и председателю думского комитета по культуре Елене Ямпольской. Заявленные темы другие, но тон дискуссии задала пресс-конференция в пресс-центре Общественной службы новостей на Покровке о том, что ждет российские кинотеатры в 2023 году, и как любители зарубежного кино будут смотреть новинки.

В ОСН выступили телерадиоведущий Давид Шнейдеров и главный редактор информационного портала о культуре в России и за рубежом Денис Кирис.

Это событие осветил для «Московской правды» высоко профессиональный журналист Сергей Ишков. Я впервые слышу о таком пресс-центре. Тема, однако, уже не новая, и кинопрокат в ней лишь сегмент, указывающий на конкретный диаметр раскола в российском обществе, карикатурно отраженный фильмом «Интервенция» с участием Высоцкого.

На следующий день в МИА РС Елена Ямпольская описала ситуацию с принудительной лицензией для проката голливудских фильмов так, как ее видит она. Получилось не слишком логично, но так и было задумано.

Председатель комитета считает, для Голливуда Россия это рынок, а для нас люди. Пока серьезных аргументов в пользу принудительной лицензии председатель комитета по культуре не видит.

Ямпольскую удивляет подход журналистов. Какой-то депутат что-то сказал, на следующий день в эфире появляются заголовки «в Госдуме решили». Появилась опять в прессе тема принудительной лицензии на голливудские фильмы. Обильные словоизлияния главы комитета можно понять. На эту тему в Думе еще ничего не решили и решать не хотят, по крайней мере, до того момента, пока не появится позиция правительства, и ее на Охотный ряд принесут серьезные люди с серьезными аргументами. Тогда можно начать осторожно рассматривать вопросы конкретно по каждому фильму. Принудительная лицензия это дело такое, можно зайти далеко. Трансгендерная Золушка нам совершенно не нужна. В кассу плюс, а в детских душах минус. Начали разговор о воспитании, оно идет через киноэкран.

Вот так журналист и профессиональный критик относится к своим бывшим коллегам. Она прекрасно знает, что вопрос не в том, что записали на пресс-конференции, а как будут использовать.

Депутата можно понять, не случайно председатель думы Вячеслав Володин в конце ушедшего года поднял тему ответственности за давление на депутатов. И тут же появилась новая площадка ОСН в историческом центре Москвы для давления на депутатов через общественное мнение. Как будто кроме принудительной лицензии на голливудские фильмы все остальные проблемы уже решены.

Кто в России испытывает синдром отмены Голливуда? У главы комитета обратная информация, есть запрос на советские фильмы. Они душевные.

Ямпольская не дает прямых ответов. Но при этом выступает с сильными речами, достойными внимательного анализа, местами превосходя эталонный талант Жириновского.

Формат заявлений от фракций введен в Думе по настоянию Жириновского. Возникла толкотня в очереди за право доступа к микрофону. Ямпольская говорит настолько ярко, что фракция ЕР доверяет именно ей актуальные общечеловеческие темы. Она поставила тему Жириновского о защите языка по-своему и теперь ее продвигает в том же ключе. Ее задача еще до инфодемии состояла в том, чтобы призвать пенсионеров выйти из зоны комфорта. Задача переросла в призыв к российскому обществу проявить свой запрос. Иначе владельцы залов будут требовать для их наполнения тех, кто уехал с антироссийской позицией. Ямпольская твердо намерена перекрыть изменникам кормовую базу в России, к которой они неизбежно будут стремиться. Потому что за рубежом они никому не нужны. Запрет на доступ клеветникам на Россию в государственные учреждения культуры Ямпольская предлагает дополнить тем, что закрыть им доступ к монетизации в Рунете.

Ямпольская человек с эклектичной судьбой и абсолютно цельным характером. В отличие от других упомянутых в этой заметке личностей, она безусловно представитель команды Путина, причем один из наиболее ярких. Она быстро включилась в кампанию по созданию привилегированной касты защитников Отечества. В нынешней ситуации единственно верное решение. Личная цель главы комитета – принять закон с диспозитивной нормой о льготном посещении учреждений культуры для защитников Отечества.

Еще одна главная задача Ямпольской состоит в избавлении русского языка от излишних избыточных англицизмов. Помощница главы комитета получила задание подсчитать вывески с латиницей и транслитом, получилось 70-80%.

Ямпольская полагает, это ненормально. Человек должен чувствовать себя в родном доме. Русский язык волшебен и упоителен. Он не менее обаятелен, чем английский. Свое не ценим, а чужое ценим невероятен высоко. Вокруг Пушкина прошел, а из пушкинского языка ничего не обнаружил. Надо научить любить свое. Культура должна быть увлекательной, и произведение должно быть интересным.

Есть такие тесты: Цветаева или Ахматова? Шукшин или Тарковский? Кошка или собака? Для Ямпольской однозначно Шукшин. Красота в глазах смотрящего, и уродство в глазах смотрящего.

Ямпольская понимает, есть много того, от чего у людей с души воротит.

В конкретном случае рассматривается защита русского языка как государственного. Принятый в первом чтении правительственный законопроект должен быть отшлифован ко второму чтению. Для выработки позиции комитет по культуре проведет 18 января совещание. В Думе создается рабочая группа, куда пригласили по списку, и некоторые институции уже откликнулись

Ямпольская зачитала список: Институт русского языка им. Виноградова, Институт языкознания РАН, Институт русской литературы который «Пушкинский дом», Государственный институт русского языка им.Пушкина, Московский государственный лингвистический университет, Научно-образовательный союз «Родное слово», Российская академия образования, Минпросвет, Минобрнауки, Минкульт, Минцифры, ФАС, поскольку придется говорить и о рекламе, Роспотребнадзор.

В общем, хочешь провалить дело – создай комиссию.

По словам Ямпольской, вкладывать деньги в кинопроизводство и не вкладывать в киносети непродуктивно. Государство может управлять политикой кинопросвещения. Можно создать кинофакультатив фильмов о Великой Отечественной войне. Киносети, стонущие, как им тяжело, могли бы организовать такую работу. Государство дает деньги школам, школа несет их в кинотеатр. Для киносетей история выгодная и хорошая. Половина населения страны имеет кинотеатр в доступности. Для другой половины нужны свои решения.

Неизбежный вопрос ведущего пресс-конференции о фильме «Чебурашка» вызвал настоящий поток сознания. Ямпольская накануне пресс-конференции посмотрела нового «Чебурашку» всей семьей, и у нее остались вопросы и к сценарию, и к возрастной маркировке, также некоторое недоумение по поводу того, что произошло в кинотеатре.

«Мы вчера пришли на Чебурашку, на котором стояло 6+, не очень поняла. Мне тоже показалось с жестокостью, за Чебурашкой все время гоняются с вилами. Вилы это очень больно, это очень страшно даже для меня даже на экране. Мне кажется страшнее любого кинжала вилы. Может быть, с этим было связано, я не знаю. Девочку трехлетнюю мы провели. Нам сказали «ребенка на руках, тогда можно. Но учитывая, что весь ряд был пустой, ни на каких руках она не сидела. Это понятно. В чем смысл этих интереснейших ограничений, до сих пор понять не могу. У меня целый набор скриншотов, очень смешных», – рассказала Ямпольская.

Вот ведь умеет человек сказать так, что вроде не при чем, а сразу целая куча. И что маркировка не работает. И что зал-то пустоват, тогда откуда в телевизоре реклама оглушительного успеха. И вообще, почему реклама фильмов подозрительным образом связана с понижением художественной ценности.

У Ямпольской в связи с новым Чебуршкой оживились старые вопросы к сценариям. Бывший критик в роли депутата совершенно беспомощна. Кстати, на фронте борьбы с возрастной маркировкой Ямпольская проявила себя как опытный и упорный законодатель. Законодательство это процесс согласований. Что удалось согласовать, то и приняли. Глава комитета, она добилась того, что вывела из-под возрастной маркировки школьную программу по литературе и священные книги основных религий. По ходу пьесы выяснилось, что программы никакой не было, сплошная вариативность. Теперь хоть программа появилась.

Слушая дискуссию с участием Ямпольской в Думе, я не мог понять, зачем весь этот поток агрессивного дилетантства. Традиционные пресс-конференции главы комитета в МИА «Россия сегодня» полностью раскрывают смысл ее парламентской деятельности. Это как закат Солнца вручную, задача перевернуть англосаксонскую модель навязывания воли меньшинства большинству. В глобальном мире такая модель монопольно превалирует. А у нас есть русский язык и русская культура. Но и западную культуру с английским языком Ямпольская любит, хранит и обещает им вернуть, когда они очнутся от отвращения к эстрогенам.

Очнуться есть от чего. Ямпольская следит за эволюцией западной культуры и отражает ее ход подобно художнику скупыми и сочными мазками. На западе мужчин приучают к ненависти к женщинам. Проводится в сознание допустимость не только педофилии, но и каннибализма. Российских детей готовили к допустимости оккупации.

Кредо депутата «что любишь, там и Родина». А чтобы любить свое, не обязательно ненавидеть чужое. Или поддерживать все бизнесы, или признать, что кроме бизнеса, есть и другие ценности.

Вот тут председатель культурного комитета, на мой взгляд, неправа. Под предлогом защиты бизнеса протаскиваются на рынок постмодернистские проекты с значительным субсидированием, политической, медийной и юридической поддержкой. Демпинг абсолютно универсальный. А принудительная лицензия это не бизнес, а дополнительные расходы на рекламу внутри и судебные издержки снаружи. Она нужна для лекарств, а не отравы.

Вопрос бизнеса на рынке напрямую относится к защите государственного языка, но в Думе до таких тонкостей своей ответственности пока не доезжают.

К успеху всего русского , кино и оружия, Ямпольская относится позитивно. Такова ее публичная позиция во главе комитета Думы. По образованию и воспитанию она любит английский язык и западную культуру. Признаки раздвоения личности едва заметны. Депутатский мандат меняет генетическую конституцию его обладателя и может быть сильнее автомата в руках на линии фронта. Заставляет понять и разделить, где враг и кто друг.

При этом дублирующие надписи на английском в названиях населенных пунктов, станций и вокзалов Ямпольская признаком оккупации не считает. Во второй раз в ответ на вопрос МП она сказала то же самое: «Надо быть вежливым по отношению к гостям, если они не владеют русским языком. Английским владеют многие». В первую очередь должно быть удобно хозяевам, а дальше это должно быть удобно гостям. Все же можно совмещать.

Не знаю, каких гостей еще ждет Ямпольская после санкций. Те, кто окопался в России с девяностых, давно ведут себя как хозяева и их директивы выше законов Думы. Кто бы объяснил депутатам, что такие вещи можно делать только на взаимной основе. Когда в Нью-Йорке продублируют названия станций метро на русском, тогда, я думаю, английские названия в Москве уже не потребуются.

Предшественники Ямпольской во главе культурного комитета были менее успешны. Григорий Ивлиев четыре года методично продвигал закон о культуре и потерпел фиаско. Мощный во всех отношениях Сергей Говорухин не находил понимания даже у своих подчиненных. Ругал их, а они прятали глаза и делали вид, что их не касается.

Однако Говорухин при поддержке Бортко сорвал проект общественного телевидения в формате «Эхо Вашингтона», а Ямпольской такие стратегические решения в принципе недоступны.

Ямпольская считает очень важным, чтобы кино было многожанровым. В этом она просто транслирует позицию министра культуры Любимовой. Однако министр имеет в виду хорор, то есть в моем генетическом видении оружейные технологии в культуре. Видимо в ее понимании ненормально бегать за Чебурашкой с вилами, и для этого делать из него очень красивую игрушку.

Распиаренные в России варианты сюжетов « Колобок», «Конек-горбунок», «Чебурашка» – это новый жанр, талантливо синтезированный для русской аудитории в ответ на провал западной анимации с веселым юмором вокруг ануса. Не сработал по назначению из-за отторжения и русский хорор Глуховского и Лунгина. Глобальное управление сломалось в России о культуру. Фактически Ямпольская это доказала, если сделать краткий вывод из ее пламенных речей.

Она очень уместно напомнила реплику Галины Польских в фильме «По семейным обстоятельствам»: «Почему я должна подражать чужим родителям? Я не сирота.

Цитата персонажа Галины Польских в фильме 1977 году звучит так: «Я ей говорю: я очень, очень уважаю Колиного папу, но слава богу и я ж не сирота! Конечно. Почему я должна подражать чужим родителям? Вы представляете, Игорь? В конце концов я тоже мать. Да. Но я никогда не заставляла свою дочь жить по своей мерке. Нет, это удивительно. Это просто удивительно. … Почему старики никогда не вспомнят, какими они сами были в молодости? Или, скажем, в зрелые годы? Вот если бы люди помнили свои собственные ошибки они никогда б не замечали чужих. Вы не находите, Игорь?»

Это был судьбоносный фильмы, открывший новый жанр экранных технологий по пропаганде естественных семейных ценностей, поддержки институтов брака и детства. Подобные фильмы выпускаются с успехом до сих пор. Ямпольская об этом никогда не говорила.

Таким образом, самоотверженная резкость в защите русского языка и русской культуры у Ямпольской сбалансировано выверена адекватно политике момента. Колебается с линией партии.

В моем пересказе исчезает эстрогенный аромат, которого так боятся на Западе. Я необратимо испорчен четвертью века работы в Думе, потому что видел, как председатель комитета зависит от аппарата и от кинотеатральной тусовки. Кого там Кремль назначит предателем и кого возьмет в союзники, покрыто мраком. Я помню, кто что, говорил прежде и что с ним за это сделали. Как теперь разные депутаты, не ссылаясь друг на друга, отчитываются одними и теми же достижениями, как своими личными. На пресс-конференциях председателей думских комитетов всегда много популизма, демонстрации усилий и тактических побед и никогда нет стратегических достижений. В России такое возможно, но только в итоге совместных усилий Думы и президента.

Всем немногим стратегическим достижениям в культуре страна обязана Владимиру Мединскому и признавать этого не хочет. Неблагодарная роль.

Речь Ямпольской опасна для постмодернистской концепции «культура отмены». В России понимание понятия «мягкая сила» неадекватное, в натуре это оружейные технологии в культуре, направленные на то, чтобы на Земле было меньше людей и больше ненависти. Но вот что любопытно: за океаном воспринимают русую культуру, дипломатию, парламентаризм именно как оружие.

Пресс-конференцию Елены Ямпольской можно послушать в записи и убедиться в причинах.

Лев МОСКОВКИН.

Фото с сайта Культура.РФ

в магадане
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Александр
Александр
23 дней назад

Культуру искуственую создать вполне возможно, это доказано на практике. Тогда культура естественная становится настоящим андеграундом и показывает естественный же рост и развитие.

Денис
Денис
24 дней назад

Культура не может быть ошибкой, культура — это что-то естественное, что само собой зарождается и развивается. Создать искусственно это невозможно.

2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x