Давным-давно, когда у людей не было смартфонов, они читали книги и разговаривали друг с другом, вожделенный журнал «Юность» опубликовал пародию на школьное сочинение. В качестве героя сочинения выбрали Бабу-Ягу. Персонаж популярный, вечный и далеко не сказочный.
Пародии обычно талантливее оригиналов. Сочинение было написано на пятерку с плюсом. Образ Бабы-Яги разложили по полочкам. Положительные черты Бабы-Яги – связь с народом. Отрицательные черты Бабы-Яги – костяная нога. Заключение: Бабизм-Ягизм в наши дни.
В наши дни школьники «сочинениев» не сочиняют. Творческие замыслы, помыслы и домыслы гениального автора журнала «Юность» воплотили на экране создатели фильма «Баба Яга спасает мир» (Режиссер Карен Захаров; сценаристы Юрий Ненев, Карен Захаров, Армен Ананикян, Сергей Юдаков).
Фильм начинается со сказки. Ее рассказывает бабушка (Ольга Науменко) внуку Сеньке (Савелий Кудряшов), пока жарятся блины. Сенька по макушку завяз в смартфоне и не понимает, кому сейчас нужны сказки. Бабушке заплохело, она послала Сеньку в аптеку и про блины забыла.
Избавленный от бабушкиных сказок, Сенька бежит на улицу и замечает странную, запущенного вида женщину, которая берет с прилавков все, что понравилось, и исчезает.
По стопам Кикиморы (Олеся Железняк) Сенька попадает в сказочный лес и понимает, что это мир Бабы-Яги (Людмила Артемьева). Там же обитают Кикимора и Леший (Алексей Дмитриев).
Кикимора пытается спасать Сеньку. Леший вообще ничего не делает, только повторяет одни те же три слова «Наш дом лес».
Бабе-Яге приходится возвращаться к людям, она попадает на съемочную площадку, где ее принимает за актрису участница съемочной группы Мария Степановна (Глафира Тарханова), в которой позже Баба-Яга распознает потомственную Марью-искусницу. Но сначала обращает назойливую красотку в козу. Сеньку она превращает в карликового бегемотика, полицейских – в улиток.
Вся компания оказывается в Главнейшем историческом музее, где знакомится с директором музея академиком Иваном Додоновичем (Ян Цапник). В прошлой жизни упитанный академик был Иваном-царевичем и едва не погубил Кощея (Григорий Сиятвинда). Однако в последний момент предпочел вступить в коллаборацию со злом и выполняет его поручения.
Фабула сказки в новом фильме про Бабу-Ягу немного напоминает сказки Евгения ЧеширКо о войне мифов русских и англосаксов и одновременно идею фильма «Вратарь Галактики» о природе зла.
Смысл в конкуренции Кощея и Бабы-Яги. В ходе борьбы две формы зла оказываются по разные стороны идеологической баррикады – Кощей против людей, а Баба-Яга их спасает.
Они не всегда были такими. Чародей наградил красивую девушку даром, наказав не использовать его для людей. Она спасла девочку на пожаре, Чародей превратил ее в старуху Бабу-Ягу, а сам стал Кощеем, который помнит только плохое. Он крадет у людей домовых, чтоб хуже жилось.
Образное воплощение Кощея сказочные персонажи победили. Назидательное притчевое окончание сказки связано с тем, что пока люди разобщены, Кощей будет жить. В этот момент экран показывает тени бредущих людей, уткнувшихся в смартфоны.
В каждой сказке есть доля сказки.
Пока Сенька ловил Бабу-Ягу, забытый блин сгорел и начался пожар, бабушка серьезно заболела и впала в кому. Завладев элементом волшебства, Сенька ее спасает оригинальным приемом. Он вообще веселый и находчивый. Страшных сказок не боится. Все живы и счастливы в Главнейшем музее истории. Марья-искусница ведет экскурсию и представляет Бабу-Ягу бриллиантом русских сказок.
Главнейший исторический музей устроен в Палеонтологическом музее с множеством скелетов динозавров. Эта экспозиция очень радовала наших детей, когда они были маленькими.
К недостаткам фильма мы бы отнесли бедность фантазии в дизайне костюмов для мифологических персонажей. Баба-Яга и Кикимора настолько единообразны, что можно перепутать. Разные лица едва видны в копне тряпок-ниток. А леший и вовсе гора веток, под которой актер не особо нужен.
Жанр фильма «Баба Яга спасает мир» определен как комедия, но это, конечно же, сказка. И даже почти притча с дидактическим контекстом. Интересно, что даст больший эффект – новый учебник истории или сказки про бабизм-ягизм в наши дни?
Наталья Вакурова, Лев Московкин.
Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»