Пресс-конференция, посвященная презентации нового единого государственного учебника по всеобщей истории и истории России для 10-х и 11-х классов, состоялась в офисе ТАСС на Тверском бульваре в понедельник, 7 августа.

Видеозапись мероприятия доступна по ссылке.
В презентации приняли участие помощник президента Владимир Мединский, министр просвещения Сергей Кравцов, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян и ректор МГИМО Анатолий Торкунов. Учебник будет использоваться в образовательном процессе с 1 сентября 2023 года.
По информации организаторов, в учебнике отражены события, связанные с воссоединением Крыма и Севастополя, причинами и ходом специальной военной операции, вхождением в состав РФ новых регионов. Мероприятие продолжалось всего 1 час 6 минут, но показалось бесконечным из-за многотемья, напряжения, двусмысленности и недосказанности.
Первое впечатление от презентации нового единого государственного учебника по значимости сравнимо с тем, что в нем описано. Если это и не окончательная победа над характерным для истории независимо от формата страны национальным мазохизмом, то по-любому мощный прорыв. Историки практически впервые избавились от искусственного деления на историю до полувека назад и далее политологию. Возможно, этот прорыв, как и сам учебник, стал следствием политической воли. Политология себя дискредитировала. Да и схемы демократия-авторитаризм и республика-монархия себя исчерпали и реальность не отражают.
Мединский прямо сказал, без политической воли создать такой учебник было бы невозможно. В такой короткий срок учебники не создавались никогда. Сметались бюрократические препоны. Задача создателей учебника – воспитать сложного человека, способного самостоятельно понимать и анализировать события. Тогда никакие иностранные агенты его не запутают.
Учебник будет в твердой обложке, и Мединский надеется, что он прослужит пять лет. Его выдадут бесплатно, он останется в библиотеке и будет передан следующему ученику. Поскольку права на учебник принадлежат государству, стоить он будет меньше действующего.
Кравцов обещал, что новый учебник для 10-го и 11-го класса вводится с 1 сентября. Затем будут подготовлены учебники для 5 – 9-х классов. К 2025 году будут подготовлены учебники по всем предметам. В Государственной информационной системе «Моя школа» приведены фрагменты уроков, в том числе Мединского.
Ни один из участников представления учебника не признал, что история может быть точной наукой, хотя это именно так и есть. Достаточно наложить описанную историю на данные молекулярно-генетического анализа и сделать ее имманентной частью теории эволюции. Судя по уровню заградительного сопротивления подобным исследованиям, учебник биологии вряд ли удастся сделать так же лихо, как по истории.
В таком случае объективных данных о происхождении народов и текущем состоянии населения мы не увидим.
Историки не хотят признавать за своей наукой возможности объективной верификации, то есть доказательности, но очень хотят как-то сгладить этот изъян с помощью ссылок на архивные источники в виде QR-кодов.
Полностью переписана история с начала семидесятых годов. Меньше цифр и больше интересных историй. Подписи к рисункам даны в новом формате. Где граница между историей и палеонтологией, Мединский отвечать не стал, принялся ворчать нечто неодобрительное. Видимо, вопрос слишком сложен для такого сложного человека, которого воспитал в себе Мединский.
Торкунов, наоборот, легко ответил на этот вопрос. Для него девочка из Денисовой пещеры тоже элемент истории, хотя и принадлежит другому виду человека. Ректор МГИМО вообще выступил новаторски по сравнению с коллегами. Он сказал, что от схемы «большой террор – оттепель – застой» мы отказываемся. В учебнике для школы впервые будут отражены такие судьбоносные события, как Бреттон-Вудские соглашения о вывозе золота воюющих стран в США и Вашингтонский консенсус, когда Бреттон-Вудские инструменты МВФ и Всемирный банк были поставлены под контроль США. «Куда ж без них», – сказал Торкунов.
Ректор видел учебник истории США, и его версии вызвали удивление. В учебнике Франции не отражен поход Наполеона в Россию. И то, что он хотел покорить всю Европу, свелось к отдельным фактам.
Опрос 1945 года показал: 75% считали, что главный вклад в Победу внес Советский Союз. Последний опрос выявил, что 80% уверены в победе США.
Чубарьян отметил, что в прошлом вопрос стоял так, что западные страны просили признать их роль.
Новый учебник уходит от европоцентризма к более сбалансированному описанию мировой истории с включением Африки, Центральной и Южной Америки. Расширен охват Азии. Описаны древние народы на территории России.
История России подается с упором на ее роль в мире. По его словам, учебник принципиально новый, а не компиляция того, что было. Ну и повторы убрали.
Авторы учебника понимают, что им одним не обойтись. Чубарьян предложил возродить обязательные посещения музеев и театральных постановок. Мединский обещал сделать список рекомендованных фильмов и сериалов. Также попросить снять возрастную маркировку с таких фильмов, как «Москва слезам не верит» и «Тихий Дон». Фильмы очистят от рекламы, и они будут доступны на платформе «Смотрим».
Какую версию «Тихого Дона» имеет в виду – не уточнил. А с телесериалами вышла полная неувязка. Художественный вымысел их создателей завел историю в постель, как будто ее делали любовники Екатерины и жены других правителей.
Презентация учебника привлекла внимание прессы, такого наплыва журналистов давно не было в информационных агентствах.
Настораживает то, что некоторые вопросы остались без ответа, или в ответ прозвучало нечто невнятное. Например, почему убрали «Киевскую Русь»? Участники презентации сослались на то, что это шестой класс и учебник еще не вышел.
Следующий вопрос, о целях СВО, Мединский обыграл ловким приемом. По его словам, задача учебника описать все события до момента его издания. Рассказывая об Олимпиаде в Сочи и ЧМ по футболу и не упомянуть СВО было бы чудовищным ханжеством. Отдельная глава посвящена СВО. Первыми читателями были дети Мединского. Потом его текст правил Торкунов. Далее отправили на тысячу выверок. Фотографии героев СВО согласовывались с их семьей, детьми, женами, вдовами и командирами.
«Не рассказать об этом было бы бесчестно», – Мединский заметно разозлился и вопрос о целях СВО оставил без ответа. О целях СВО сказал Кравцов в самом конце: цели обозначены президентом, и они никак не поменялись.
Для ответа на мои вопросы ведущий от агентства Николай Яковлев не предоставил времени.
Тем не менее Кравцов ответил выражением готовности привлечь корреспондента «МП» к созданию государственного учебника по биологии. Министр призвал прочитать учебник, он может каждому из присутствующих журналистов подписать.
Министр принес три экземпляра учебника, и они достались самому наглому, коим неизменно оказывается фотограф. Так страстно любит историю.
Мединский передал стопку учебников каким-то своим. Но по ходу пьесы предупредил, чтобы не пользовалось материалами учебника, попавшими в СМИ. Это один из черновиков издательства, которых было десяток. Так что я описываю кота в мешке, и нет никакой гарантии, что создатели единого учебника не променяли одни заблуждения на другие.
Торкунов исходит из необходимости приводить разные оценки. Он считает, что ни одно историческое событие не может быть описано как однозначно позитивное или негативное. Поэтому не надо скрывать ни репрессии, ни ужас Гражданской войны. В учебнике отражены репрессии тридцатых годов, в том числе против военных, и дана их оценка.
По словам Торкунова, борьба тридцатых годов в партии негативно повлияла на страну. Перестройка имела большое значение для страны и затем проявились негативные последствия. Изменения оценок перестройки по сравнению с предыдущими линейками учебников не произошло.
Некоторые вопросы вызвали у авторского коллектива споры. Великая российская революция отражена в учебнике под именно таким названием. Были споры, некоторые считают, нельзя так называть, революция принесла много несчастий.
Мединский подтвердил, что понятие «Великая русская революция» вызвало горячие споры авторского коллектива. В историко-культурном стандарте записано название «Великая российская революция». Так и называется в учебнике: параграф 4 – «Великая российская революция. Февраль 17-го года», и параграф 5 – «Великая российская революция. Октябрь 17-го года».
В конце параграфа 4 есть замечание со звездочкой, которое Мединский зачитал: «В российской исторической науке закрепился термин «Великая российская революция» по аналогии с революцией 18-го года во Франции и прежним названием октябрьских событий, кто помнит, «Великая октябрьская социалистическая революция». Революция в России действительно оказала огромное влияние как на развитие нашей страны, так и на последующие общемировые процессы. В этом отношении оценка профессиональных историков обоснована. Однако последствия 17-22 года стали и трагическими: слом жизненного уклада, разруха, голод, гибель и эмиграция миллионов сограждан. Самое страшное – последовала беспощадная братоубийственная Гражданская война. Поскольку слово «великая» в русском языке обычно подразумевает положительную оценку, далее в тексте учебника мы решили использовать сокращенный термин «Российская революция». То есть мы не отказываемся, но даем взвешенный комплексный взгляд на эту…» Мединский обвел руками виртуальный круг в воздухе и от избытка чувств забыл закончить фразу.
Торкунов подчеркнул, берется весь период с 1917 года.
Чубарьян со своей стороны отметил, что в предыдущих учебниках мало внимания уделялось Первой мировой войне. В новом учебнике она есть, и приведена роль России и цели сторон. Уделено внимание событиям в странах народной демократии. Распаду социалистической системы. Появилась внутренняя история Китая и Индии.
Таким образом, профессиональный историк Мединский перепутал год с веком. В обоснованность оценок поверить трудно, коль сами авторы настаивают на субъективности истории. Про «трихины» и «бесы» они у Достоевского не читали и тем более не знают о последующих молекулярно-генетических обоснованиях хаотизации массового поведения.
Явления внутривидового самоуничтожения распространены в дикой природе и для человека являются транснациональным явлением. В силу национального мазохизма под видом русского антипатриотизма недопустимо рассматривать репрессии, революции, войну в русле одной национальной истории. Их надо описывать как общее явление в сравнении для разных стран разных периодов истории. Аналогичный подход применим к избирательным процессам и электоральным технологиям.
То же касается СВО. Вашингтон курирует огромный объем войн, терактов, госпереворотов и других моментов косвенного террора, включая мошенничество с проявлениями терроризма. События на Украине, как бы они ни были представлены, в изолированном отражении наводят представления о равенстве сторон и позволяют делегировать ответственность инвертированным образом. Повторяется история пакта Молотова-Риббентропа: Москва заключила такое соглашение с Берном одной из последних, и все остальные забыли.
Указанная национальная особенность русских кардинально отличает Россию от западноевропейских варваров. Она служит причиной эволюционно-генетической прогрессивности. Сами русские не в состоянии переварить данный факт, хотя готовы всем помогать, умиротворять и наводить справедливость.
Трудно что-то утверждать, не видя учебника. И все же я не думаю, что авторы школьных учебников решатся описать доминирующий класс (страту населения) под названием прекариат. Или что отметят параллелизм начала СВО и Великой Отечественной войны. Почему ни у кого нет в мире суверенитета и что это за зверь такой deep state, феномен США с присоединением КНР. Отдельный вопрос – о сборщиках голосов и дифференциальном описании национальных избирательных систем.
Во время работы депутатом Мединский отбил лоббистские атаки по введению в национальное законодательство схемы коррупционного лоббирования США. Сегодня я не узнаю этого человека. Уверен, он отлично знает, какие сериалы идут на телеэкране. Известно и то, что Институт открытого образования для повышения квалификации педагогов использует исключительно западные схемы и примеры, чуждые нашей ментальности.
На мой взгляд, концепция единого учебника настроена на отражение официальной позиции Кремля, формируемой в публичном варианте на программах ВГТРК. С ней не все согласны даже в прокремлевском сегменте журналистики. А в консервативной педагогической среде, замученной бюрократическим террором и противоречивой разновекторной цензурой, наверняка вызовет отторжение и саботаж. Несмотря на необычное нашествие журналистов, никто не спросил про курсы «Семьеведение» для школы и «Основы российской государственности» для вузов. Их тоже вводят с 1 сентября. А ведь еще в школе будут «Трудолюбие» и «Основы безопасности и защита Родины». Их задачи пересекаются друг с другом и с новым курсом истории, все одинаково входят в пакет политической воли Кремля.
Еще больше новые курсы суверенной направленности пересекаются с биологией и, в общем-то, зависят от нее, но она в политическую волю не входит.
Биология, и особенно такие ее части, как экология и эволюционная генетика, искажены намного больше истории. Специалисты в России сохранились, но Минпрос их не соберет для создания учебника по биологии. Будут в основном коллаборанты-академики в типе директора Главнейшего музея истории в фильме «Баба-Яга спасает мир». Так что пафосных слов наговорили много и даже зажгли, а сухого остатка нет. В остатке нечто мокрое и расползающееся. Шило на мыло и кот в мешке.
Рискуя показаться назойливым, напомню наиболее одиозный пример участия академической науки в общественно-политической жизни. Грубая фальсификация данных очень часто используется для передела рынков, глобальных и антинациональных проектов. Наибольший эффект по соотношению влияния с последствиями принесла фальсификация научного сотрудника ИЭМЭЖ РАН Андрея Пояркова об одичавших собаках в городе. Попытки вмешательства специалистов, кинологов и зоологов системно игнорируются. Гуманное обращение с животными обернулось инструментом политического террора.
Теоретически данный пример управления массовым сознанием должен войти во все перечисленные выше курсы.
Лев Московкин.