Генеральная прокуратура РФ предложила Минпромторгу ввести единые требования к фасовке продовольственных товаров. По мнению ведомства, это позволит предотвратить манипуляции и ценовой обман с социально-значимыми товарами.
Как сообщила в ходе пресс-конференции в ОСН, посвященной обсуждению этой инициативы, доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова Светлана Казанцева, ранее в рамках инициативы «За честную цену» уже предлагалось нечто подобное:
«Тогда предлагалось на каждой упаковке весового товара указывать цены за килограмм или за литр. То есть смысл был в том, чтобы на упаковке наряду с ценой, которую мы видим за ту емкость, которая имеет место быть (например, 0,7 литра или 900 г), указывалась соответствующая цена за килограмм или за литр. Это предложение было внесено депутатами, но относительно него мнения разделились. Плюс этого предложения заключался в том, что покупателю будет проще сравнивать цены на аналогичную продукцию, по-разному расфасованную разными производителями. В качестве минусов этого предложения указывалось то, что это приведет к повышению расходов при производстве и, кроме этого, информации на упаковке будет слишком много, и это будет отвлекать потребителей».
По мнению Светланы Казанцевой, предлагаемая прокуратурой унификация упаковки будет очень важна для потребителей, для которых главным критерием при выборе товара является цена.
Председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин, также принявший участие в пресс-конференции, считает инициативу прокуратуры избыточной:
«Вот вы представьте, что стоит дама и продает сахарную вату и у нее на ценнике указана цена за килограмм. Или указана цена за килограмм лаврового листа. Какой это имеет смысл? Все грести под одну гребенку не надо. Да, есть ситуации, когда потребитель действительно может быть введен в заблуждение: например, когда крупы продаются вместо килограммовой упаковки, к которой все привыкли, в упаковке, которая визуально выглядит так же, но в ней, скажем, 950 грамм или 900».
Но в ситуациях, когда потребитель сознательно вводится в заблуждение, нужно, по мнению Павла Шапкина, использовать нормы, которые уже сейчас заложены в законодательстве, не создавая дополнительных проблем для производителей. Однако, как возразила на это Светлана Казанцева, в случае использования производителем нестандартной упаковки факт сознательного введения в заблуждение потребителей доказать не удастся, так как на ней указана действительная масса или объем:
«То есть, по сути, они не обманывают. Обман идет скрытый, но ни под какую статью действующего законодательства их подвести не удастся, так как там все указано, указаны этот «кривой» вес и его цена. Для этого даже придуманы термины «шринкфляция» или «даунсайзинг», когда производитель уменьшает количество, вес или объем товара, оставляя прежнюю цену. Все это подвиды скрытой инфляции».
Еще один участник обсуждения, руководитель гражданского комитета «За честные продукты!» Александр Бражко, убежден, что всякого рода нестандартная упаковка заказывается производителями для того, чтобы вводить потребителя в заблуждение. По его словам, это делается для того, чтобы прятать повышение цен:
«Если мы введем унифицированную упаковку, к которой мы привыкли (например, по полкило или по килограмму), то потребителю не нужно будет каждый раз заниматься тщательным исследованием этикетки, ожидая того или иного подвоха».
В качестве эффективной меры борьбы с такого рода скрытым обманом покупателей («шринкфляцией» или «даунсайзингом») Александр Бражко предложил ввести оборотные штрафы:
«Давайте перестраиваться. Давайте относиться к потребителю не только как к источнику обогащения, но и как к той силе, которая имеет не только обязанность платить на кассе, но и права».
В свою очередь председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин предложил пресекать этот обман потребителей уже на уровне рекламы: когда торговая сеть запускает рекламу, что у них самые выгодные цены, не указывая при этом, что в упаковку не досыпано или не долито, то это можно рассматривать как частный случай недобросовестной рекламы, а за это предусмотрен штраф в 500 тысяч рублей.
Сергей Ишков.
Фото мобильного репортера / агентство «Москва»