Кино по выходным. Повелитель ветра

Фильм «Повелитель ветра» (режиссер Игорь Волошин; сценаристы Андрей Золотарев, Олег Маловичко, Игорь Волошин, Ксения Мирошник) посвящен одному из мировых рекордов современного русского путешественника-одиночки Фёдора Конюхова.

23 июля 2016 года Фёдор Конюхов успешно завершил одиннадцатидневный кругосветный полет на огромном воздушном шаре.

В прошлом летательные аппараты такого размера назывались стратостатами, поскольку использовались для исследования стратосферы выше десяти-одиннадцати километров. Это не шар, а огромная вытянутая полость с легким газом, увеличивающаяся в объеме на высоте, где давление в десятки раз ниже, чем у поверхности Земли.

Нижний слой стратосферы отличается чрезвычайно низкими температурами, недостижимыми на уровне Мирового океана, и сильными горизонтальными ветрами скоростью сотни километров в час, как правило, циркумполярного направления.

Полеты в стратосферу начались в тридцатых годах на аппаратах с взрывоопасным водородом.

Первый стратостат FNRS-1 пилотировали два швейцарца – изобретатель стратостата и батискафа Огюст Пикар и Пауль Кипфер. Первые стратонавты поднялись 27 мая 1931 года из немецкого города Аугсбург на высоту 15 785 метров. Во время полета возникли проблемы с герметизацией и теплоизоляцией. Второй полет позволил достигнуть 16,2 километров.

Пилотируемые попытки вырваться из плена земного притяжения вызвали большой общественный резонанс. Развернулось международное соревнование за первенство.

В СССР в 1933 – 1934 годах были построены стратостаты «СССР-1» и «Осоавиахим-1» (прежнее название ДОСААФ). 30 сентября 1933-го «СССР-1» конструкции Константина Годунова установил новый мировой рекорд на высоте 19 километров.

«Осоавиахим-1» с экипажем в составе трех человек – командира Павла Федосеенко, бортинженера Андрея Васенко и научного сотрудника Ильи Усыскина – стартовал 30 января 1934 года из Кунцева, установил рекорд высоты 22 километра и рухнул на землю. Все члены экипажа погибли.

Рекорд высоты на пилотируемом аэростате 34 668 метров установили 4 мая 1961 года Виктор Пратер и Малкольм Росс.

В августе 2016 года Фёдор Конюхов совершил на аппарате легче воздуха «Мортон» одиночный кругосветный полет и установил абсолютный мировой рекорд скорости 268,33 часа – 11 дней 4 часа 20 минут.

По информации сайта русского путешественника, рекордов было зафиксировано несколько.

Общее расстояние между начальной и конечной точками маршрута составило 35 168 километров.

Третье достижение, которое не записывается в книгу рекордов FAI, но имеет огромное значение, – Фёдор Конюхов стал первым человеком в мире, который успешно облетел вокруг света на воздушном шаре с первой попытки. Стиву Фоссетту потребовалось шесть попыток.

Фёдор Конюхов стал первым, кто прилетел обратно на тот же аэродром, с которого стартовал. Это наиболее выдающееся достижение.

Маршрут перелета пролегал с запада на восток: Австралия – Тасманово море – Новая Зеландия – Тихий океан – Южная Америка (Чили – Аргентина) – Фолклендские острова – Атлантический океан – Африка (ЮАР, мыс Доброй Надежды) – Индийский океан и финиш в Австралии.

Организация полета потребовала решения множества задач – финансовых, политических, технических, метеорологических – с участием большой международной команды специалистов, организации Центра управления полетом в Нортхэме (Западная Австралия) и бесперебойных поставок гелия, этана, пропана и жидкого кислорода.

Использование горелок позволяет управлять полетом надежнее и динамичнее по сравнению с балластом, как в прошлом.

Стратостат для Конюхова построила профильная компания. Он представлял собой двухуровневую конструкцию высотой шестьдесят метров, сочетающую использование гелия, солнечной энергии и тепла газовых горелок. Внизу была, как обычно, прикреплена гондола, оснащенная лучшими техническими приборами, откуда Конюхов пилотировал полет.

Путешественнику на то время было 64 года.

«Лететь вокруг света было и опасно, и страшно, и тяжело, но приятно. Я в свои годы получил большое удовольствие от управления таким шаром. Я шел очень хорошо, думал, что уложусь в 10 дней, но холодный фронт в Индийском океане заставил меня повернуть в сторону Антарктиды. У меня был выбор – идти под этим фронтом и потерять в скорости или перепрыгнуть через него. В любом случае у меня не хватило бы топлива, и я упал бы в океан. Потому мы решили обогнуть этот фронт и удалиться в сторону Антарктиды, чтобы его обогнать. Моим навигатором с суши был мой сын Оскар, он руководил полетом.

И вот когда до Антарктиды оставалось меньше тысячи километров, меня начал накрывать этот фронт. Грозы, ветер… Я подумал, что, наверное, столько грехов совершил, что сгорю не в аду, а здесь», – рассказал Федор Конюхов.

Создатели фильма показали сам полет, не представив организационную сторону дела за исключением отдельных драматических моментов. Возможно, это тоже было бы интересно зрителю.

После динамично прорисованных кадров приземления приведены документальные кадры самого Конюхова, вылезающего из опрокинутой гондолы.

Основную часть экранного времени занимают кадры самого Конюхова в гондоле, у горелок и даже сорвавшегося и болтающегося на страховке.

Необходимым элементом данного жанра стали кадры информационных сообщений о полете. Они необходимы в данном случае для доказательства международного резонанса, опровергающего брюзжание скептиков. Естественно, представлены кадры чарующих стратосферных красот с грозовым фронтом и столбами высотой несколько километров.

Авторы фильма, на наш взгляд, блестяще справились с задачей удержания зрительского внимания экранным повествованием с одним актером в кадре.

Фильм «Повелитель ветра» сочетает допустимый минимум выдумки с максимально возможным следованием документальной канве освещаемого события. Глядя на экран, в это трудно поверить, но мы-то знаем, сколь фантастичен бывает быт любой экспедиции. Как говорится, плавали – знаем.

Использованы каноны динамики кино Александра Митты при использовании новейших достижений компьютерной графики.

По светлой сказочности фильм «Повелитель ветра» напоминает чудесную детскую картину «Чук и Гек». По способности человека к преодолению – «Время первых» или «Салют-7». По политическому звучанию – «Вторжение» или «Вратарь Галактики». По возможностям русских в этом мире – «Вызов».

В отличие от некоторых из названных резонансных картин, примечателен сам факт, что во время войны НАТО с Россией страна умеет делать такие фильмы, как «Повелитель ветра», вообще без врагов, консолидируя международную команду энтузиастов, собранную для достижения единой цели.

Очевидно, это было непросто. За семь лет после рекорда Конюхова Австралия стала враждебной для России. Разрешение на съемки в Австралии не было получено, и ЦУП перенесли в Дагестан.

Надо отметить, исполнитель главной роли Фёдор Бондарчук на мужественного путешественника похож несколько больше самого Фёдора Конюхова с его неспешным и каким-то одомашненным поведением почтенного старца.

Фильм «Повелитель ветра» совершенно точно отражает обоснованное право России быть первой в глобальной борьбе за лидерство. Страна не участвует в гонке по тем направлением, где это откровенно бессмысленно и затратно – Нобелевские премии или строительство суперкомпьютеров, которые никто не умеет программировать, кроме, может быть, русских.

Некоторые рекорды у России украли, например, в космической биологии. Украсть превосходство в пилотируемых космических полетах не удалось, и их подвергли критике в том плане, зачем это нужно, достаточно роботов.

В отзывах на фильм «Повелитель ветра» просматривается ровно та же линия, что служит неопровержимым свидетельством разочарования от успехов.

Метафорически «Повелитель ветра» стал заочным ответом «Унесенным ветром». Теперь-то мы знаем, куда кого унесло. Упомянутые выше фильмы способствовали пониманию лучше научных трудов и политических аргументов. В итоге своей гражданской войны дериват англосаксов в Новом Свете утратил национальную идентичность и стал зависимым от культуры, технологий, дипломатии и государственности тех стран, с которыми затеял войны. Русские благодаря им возродили свою идентичность в том, чего не имели и не осознавали в советское время.

Впрочем, еще не вечер, и предстоит много драматических кругосветок с непредсказуемым исходом.

Вопреки правде жизни текущих событий Россия сохраняет свое хроническое интеллигентское свойство. Русские считают своим недостатком все то, чем гордятся англосаксы, и в том числе склонность к путешествиям и покорениям.

Для иллюстрации приведем отзывы на фильм «Повелитель ветра» на Кино-Театр.ру. Отзывы четко раскладываются на три группы: хронический антипатриотизм с признаками ангажированной пропаганды; альтернативное направление мыслительной деятельности; скрытая реклама. При этом отмеченные критикой моменты в зависимости от зрительских вкусов могут представляться достоинствами фильма.

Некоторые отзывы злобно-пустые, и это, мы считаем, хороший признак.

«Всё те же на манеже. Набившие уже оскомину лица, плюс компьютерная графика. Не веришь на экране ничему и никому. Пустое…»

«Господи! Превозносить не совсем психически здорового человека. Других героев нет. Который всю свою жизнь потратил на пустое для других развлечение. На удовлетворение своих частных амбиций.

Да, вот он герой сегодняшнего времени. Никому не нужные и не полезные пустые рекорды во имя ничего.

Пустота. Как наш кинематограф».

Есть злобно-вопросительные отзывы, на которые мы представили ответы в начале текста, «Не знаю, может мое мнение кому-то покажется злым и неправильным, но… что же ТАКОГО совершил этот товарищ? Чем он заслужил свою славу и известность? Тем, что ни одного дня в жизни не работал, а всю жизнь занимался повышением адреналина в своей крови? То есть получал удовольствие для себя, тратя чужие денежки? Кому принесла пользу его деятельность, кому и чем он помог? Какой прок от его путешествий? Ладно бы он это делал, как говорится, в свободное от основной работы время, но нет. Он, видите ли, «профессиональный путешественник» (звучит примерно как профессиональный отдыхающий). А по мне так он банальный лентяй, так и не выросший в личность. Теперь он еще и священником заделался на старости лет, поучать и наставлять народ будет… вот бесит меня это!»

Некоторые отзывы написаны в споре с собой.

«Я сходила на премьеру. Фильм хороший, держит в напряжении, хорошо выводит на эмоции. Визуал хороший, картинка красивая. Но моменты с женой уж больно сопливо-лобызательные, плохо написаны и своей излишней слащавастью портят картинку. В любом случае рекомендую к просмотру».

Есть любопытный отзыв, ассоциирующий «Повелителя ветра» со знаковым и даже символичным международным фильмом советского времени.

«Разве актеры фильма «Красная палатка» поднимались на дирижабле? «Красную палатку» смотреть невозможно, несмотря на заложенный в сценарий, в актерский состав, в натурные съемки советско-западный пафос. Для кого всё это снимали, зачем? Компьютерная графика спецэффектов – это как метод моделирования заданных условий. Раньше ведь моделировали Солнечную систему, не имея возможности для полета в космос. В технологиях не вижу ничего крамольного, если они дают визуальный эффект, берегут жизнь и здоровье актеров, решают сверхзадачи сценария».

Мы считаем, что набор отзывов, которые собрал фильм о рекорде Конюхова, мог появиться только в связи с произведением заметного общественно-политического значения.

Сам Фёдор Конюхов побывал на закрытом показе фильма в Москве незадолго до премьеры вместе с семьей. Он высоко оценил эту работу. Фильм ему понравился.

По информации персональной страницы Википедии, Фёдор Филиппович Конюхов (род. 12 декабря 1951, село Чкалово, Приазовский район, Запорожская область, УССР) – советский и российский путешественник, писатель, художник, священник Украинской православной церкви Московского патриархата.

В одиночку совершил пять кругосветных плаваний, 17 раз пересек Атлантику, причем один раз на вёсельной лодке. Первый россиянин, побывавший на всех Семи вершинах, в одиночку на Южном и Северном полюсах. Обладатель национальной премии «Хрустальный компас» и мировых рекордов Гиннесса. Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов Земли: Северный географический (три раза), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), мыс Горн (полюс яхтсменов).

Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x