Здравствуй, Дедушка Мороз, борода из ваты!

18 ноября – день рождения у Деда Мороза, самого известного и любимого сказочного персонажа. В славянском фольклоре Дед Мороз изначально был просто воплощением зимнего холода, снегопадов и метелей, однако постепенно его образ стал ассоциироваться с рождественскими праздниками, а затем с празднованием Нового года. Нашим далеким предкам этот повелитель зимних холодов представлялся невысоким стариком с седой бородой, грозивший заморозить все живое: встретится в лесу Трескун или Студенец – беда, а попадется на пути Карачун – так и вовсе живым не уйти, явно не добрый дедушка с подарками!

Добрый зимний волшебник появился в 1840 году, когда в сборник Владимира Одоевского «Сказки дедушки Иринея» была включена сказка «Мороз Иванович». В ней впервые появился литературный образ фольклорного Мороза, уже похожего на современного. Добрый Мороз Иванович – седой старик, который жил в ледяном доме и спал на перине из пушистого снега, а подарки давал только за хорошие дела. Получается, нашему Деду Морозу в 2023 году исполняется ни много ни мало 183 года! Хотя весьма сложно указать точную дату появления персонажа, учитывая все прообразы. Специалисты отмечают, что приблизительный возраст Деда Мороза колеблется от 80 до двух тысяч лет.

Мороз Иванович был просто воплощением зимы и не был связан ни с Рождеством, ни с Новым годом. Во второй половине XIX века в городских семьях стали делать первые попытки создать волшебника, который дарил бы подарки на Рождество русским детям как Святой Николай их западным сверстникам. Начиная с 1880-х годов закрепился образ доброго Дедушки Мороза, который дарит детям подарки. К началу XX века новогодний волшебник освоился  в России, а в 1910-х годах стал «в живом виде» появляться на рождественских елках. Образ дедушки тоже изменился: он стал красивым, мощным пожилым мужчиной с длинной седой бородой. Образ дополняла роскошная, вышитая серебром красная, синяя или белая шуба с меховыми оторочками, а в руках появился волшебный посох и большой мешок с подарками. Изображения такого Деда Мороза можно увидеть на всех дореволюционных праздничных открытках.

После революции, в конце 1920-х годов, пропагандисты нового коммунистического быта объявили милого старика пережитком прошлого, подлежащим искоренению вместе с Рождеством и Новым годом. Дед Мороз почти на десять лет исчез из Советской страны. Более того, приверженцы всего советского и революционного утверждали, что Дед Мороз – это злое языческое божество, которому древние славяне приносили в жертву убитых людей и развешивали их на ветвях деревьев. Елки тоже попали под запрет. Реабилитировали дедушку в январе 1937 года, когда впервые после долгого отсутствия он появился на новогодней елке в московском Доме Союзов. Старик пришел не один – с ним была внучка Снегурочка. С тех пор эта пара стала обязательным атрибутом детских (и не только) новогодних праздников.

Но откуда взялась традиция не только отмечать с Дедом Морозом Новый год, но и поздравлять седобородого волшебника с днем рождения? В 1998 году был запущен проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза», и зимний волшебник получил настоящую резиденцию в лесах Вологодской области. А в 2005 году решили праздновать день рождения Деда Мороза 18 ноября, в день, когда на вологодскую землю приходят первые зимние холода. Каждый год ко дню рождения зимнему волшебнику готовят в подарок новый костюм, украшенный самобытной вышивкой: длинную шубу, шапку, отороченную лебяжьим пухом и вышитые теплые варежки. На костюм уходит примерно четыре метра красной материи, пять-шесть метров тесьмы, полтора метра меха и сотни страз. К тому же настоящий Дед Мороз должен быть обладателем длинной серебристой бороды, которая символизирует могущество, счастье и богатство.

Торжества в честь дня рождения Деда Мороза проходут во многих местах столицы. Праздновали и на ВДНХ. Дед Мороз приехал на выставку «Россия» и отметил, что ему особенно понравился стенд Вологодской области:

«Выставку видел, особенно вологодский стенд понравился… Родина там моя – Великий Устюг», – сказал настоящий волшебник.

Праздник продолжился у главного входа, где посетителей встречали Деды Морозы и Снегурочки, а затем яркое и веселое шествие в сопровождении духового оркестра прошло по главной аллее выставки, где были показаны выступления вокальных и танцевальных коллективов.

ВДНХ в 2023 году станет одной из главных площадок празднования Нового года. Помимо «дедморозовско-снегурочкового» парада здесь открыта аллея из 89 елок, каждая украшена в стиле и традициях различных регионов России.

Каждый выходной день с 18 ноября по 24 декабря будет посвящён одному Деду Морозу народов России. Какие «родственники» нашего Дедушки Мороза приедут к москвичам?

– Тол Бабай – удмуртский родственник Деда Мороза, одет в фиолетовую шубу, подарки носит в коробе из бересты.

– Ямал Ири – ненецкий Дед Мороз живет на краю Земли, носит длинную седую бороду и облачен в традиционную одежду северных кочевников, а в руках у него бубен для проведения обрядов. С его помощью Ямал Ири отгоняет злых духов от тех, к кому приходит в гости. Если у вас есть заветное желание – прикоснитесь к его посоху, и оно обязательно исполнится.

– Паккайне – карельский дух Нового года, его имя переводится как морозец. Один из самых молодых волшебников, младший брат русского Деда Мороза, выглядит как смешной рыжий юноша без привычных сказочных атрибутов.

– Йушто Кугыза – марийский родственник Деда Мороза, ходит в белом тулупе с красным поясом. Его имя в переводе с языка мари означает холодный дедушка. Живет вместе со своей внучкой Лумудыр.

– Уэс Дадэ – кабардино-балкарский родственник Деда Мороза. Вместо классического посоха носит с собой горский кинжал и ездит верхом на коне.

– Сагаан Убген – родственник из Бурятии, который живет в Улан-Удэ. Его посох украшен головой дракона.

– Хель Мучи – из Чувашии. Волшебник-музыкант, который играет на национальных музыкальных инструментах. У Хель Мучи есть говорящий самовар, волшебный сундук и внучка по имени Юр Пике.

– Кыш Бабай – татарский родственник Деда Мороза, носит синюю шубу и тюбетейку, живет вместе с дочкой-красавицей Кар Кызы.

– Артхурон – из Северной Осетии. Имя кавказского Деда Мороза переводится как Дед-Огонь. Артхурон – это древнее божество огня и солнца. Он посылает людям богатство и благополучие. В его честь в Осетии под Новый Год пекут особый круглый пирог, по легенде приносящий счастье.

– Чысхаан и Эхээ Дьыл – из Якутии. В Якутии живут сразу два Деда Мороза. Чысхаан – суровый, как таежная зима. Его имя переводится как «пронизывающий холод», получеловек-полубык. Когда у него отрастают рога, в Якутии наступает зима, а когда они опадают, приходит лето. У повелителя холода есть жена Чолбон Куо – дева-звезда, а его теща – сама Зима. А другой – Эхээ Дьыл – катает малышей в оленьих упряжках и дарит подарки. У него есть внучка Харчаана, но вот добраться до его резиденции смогут лишь самые стойкие: живут они в Оймяконе, на полюсе холода, где температура опускается до минус 70 градусов по Цельсию.

Все новогодние мероприятия на ВДНХ – это не просто развлечение для зрителей, а демонстрация многообразия традиций и единства нашего народа.

Михаил Ковалёв.

Фото автора

Дед Мороз Фото Михаила Ковалёва

Добавить комментарий