Юрий Муравицкий поставил не самую популярную комедию великого англичанина «Как вам это понравится», в том числе и из-за этой фразы: «Весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – все актеры». И скорее всего постановка принесет радость зрителю – актеры уж точно ее получили на генеральном прогоне спектакля накануне премьеры. Да и представители СМИ в большинстве своем приняли шутовство, буффонаду и дуракаваляние как должное.
«Это история о стремлении человека к счастью. Стремлении безудержном и даже, я бы сказал, безумном. О том, к чему это стремление может привести, что вообще такое счастье и достижимо ли оно? Алексей Бартошевич говорит, что комедии Шекспира – это комедии восторга. Наша главная амбиция – достичь этого восторга. Взлететь в финале, как ракета, преодолев гравитацию. Вместе со зрительным залом. Стилистически спектакль сочетает два мощных эстетических явления – шекспировский театр елизаветинской эпохи и панк-культуру, которая, как и Шекспир, родилась в Англии (лично я считаю Шекспира абсолютным панком). Поэтому в постановке занята преимущественно молодежь. Это их энергия. С ними интересно и весело. Тот театр, которым я занимаюсь – так называемый «театр представления», – это, конечно, сложно, особенно в святая святых «театра переживания», которым является МХТ (однако именно отсюда вышли и Мейерхольд, и Вахтангов). Работая над спектаклем, мы пытаемся нащупать отношение к театру как к чему-то не привязанному к реальности, существующему в другой плоскости. Игра в игре, сон во сне, когда ты не понимаешь, где заканчивается игра и начинается жизнь, если она вообще существует вне игры. Это непросто, но интересно», – так подробно для журналистов объяснил все то, что создано и уже ушло в народ, режиссер Юрий Муравицкий.
Помогают достичь этого восторга зрителям: режиссер Юрий Муравицкий, сценограф Николай Симонов, художник по костюмам Евгения Панфилова, художник по свету Сергей Васильев, хореограф Никита Чумаков, а главное – артисты (разные составы): Алексей Варущенко, Николай Романов, Дмитрий Сумин, Илья Козырев, Даниил Феофанов, Никита Бурячек, Антон Лобан, Кузьма Котрелев, Полина Романова, Софья Шидловская, Наталья Швец, Владислава Сухорукова, Юлия Витрук и другие.
Начали прогон с импровизации, в которой артисты объясняют, что английскую пьесу играют как бы в «Глобусе» (шикарная декорация), поэтому говорят с акцентом, иногда переходя на рэп, иногда обращаясь к зрителям, иногда «забывая» текст. Невероятные костюмы артистов дополняют профессионализм молодежи, которая презентует зрителю юмористическую версию драматической истории. Потрясающий грим и эксцентричные парики не сразу позволяют узнать каждого исполнителя, тем более, что многие артисты успевают переиграть по несколько персонажей за три часа действа.
«Мне кажется, что всех людей, которые пытаются в творчестве себя свободно выражать, можно в той или иной степени назвать панками», – говорит Муравицкий и воплощает со своей труппой все это на сцене в постановке «Как вам это понравится».
Артисты шутят, иногда на грани фола, чудаковато прикалываются, иногда грубо выражаются, просят несуществующего суфлера подсказать текст, подначивают друг друга и зрителей в зале, и как апофеоз – каламбур от Натальи Швец: замена Арденнского леса на Хабенский (прогон худрук МХТ смотрел с ложи). И все это «заходит» с таким восторгом, как артистам, так и зрителям, что в сухом остатке получается многобайтовый выброс театральной, игровой и зрительской энергии.
Невероятная, искрометная Наталья Швец так играет лицом, жестами, глазами, мимикой и словом, что оторопь берет, особенно если смотреть на все это со второго ряда. «У меня такого опыта никогда не было. Мне было безумно интересно», – сказала после прогона исполнительница роли Селии, добавив, что познание новых тем и новых граней себя и мира вокруг позволяет расти.
Полина Романова восхищает образом Розалинды – она одинаково хороша как в «нормальном» обличье своей героини, так и переодетая юношей. Одновременно классно сыграть барышню и мужчину редко кому удается, Полина великолепно с этим справилась.
Неподражаемый Кузьма Котрелев, который играет Орландо, был подобен многобалльному шторму, который накрывает зрителя артистизмом и обаянием. «Самое главное, что здесь есть, – это текст, стихотворная форма. Даже когда проза, это все равно ренессанс, это патетика, это попытка куда-то вознестись», – заметил он в общении с журналистами.
Юрий Муравицкий совместил в своей постановке «шекспировский театр елизаветинской эпохи и панк-культуру». Ему и труппе спектакля удалось через эстетское дуракаваляние исследовать экзистенциальные вопросы бытия. И если ты ищешь формулу счастья, то «счастье для каждого – это что-то свое», – говорит Юрий Муравицкий. Посмотрев на четыре свадьбы (именно этим заканчивается постановка) на сцене МХТ имени Чехова в спектакле «Как вам это понравится» каждый зритель точно что-то новое поймет в этом вопросе.
Владимир Сабадаш.
Фото Сергея Виноградова