Концентрат текущих предпочтений от поиска приключений на свою голову до спасения Родины. Принцип продолжения таков, что следующая серия не должна быть ремейком предыдущей, и она должна быть лучше. Именно так получилось с фильмом «Холоп-2» (режиссер Клим Шипенко, сценаристы Дарья Грацевич, Антон Морозенко, Дмитрий Пермяков).
Прелесть фильма «Холоп-2» в том, что угадать повороты сюжета невозможно. Создатели фильма спрятались за персонажами – создателями сюжета на экране, они там спорят и ссорятся, бросают друг другу жесткие аргументы с переходами на личности, как бы и сами не знают, что будет дальше.
Получилось воистину семейное кино об одной большой семье сложного состава. Они все актеры, и ни у кого нет единственной роли. «Встал и пошел», – в следующем эпизоде роль круто меняется. Тут все актеры, и каждый одновременно немножко режиссер или сценарист.
В заложники берут и дочку, и маму. Бутафорская мама относится к дочке отвратительно, унижает и оскорбляет, кормит с ложечки мухой в супе. Но трудновоспитуемая и в воде не тонет, и в огне не горит. По ходу перевоспитания вспоминает детство и моральную утрату мамы после ее ухода во власть. К концу обретает сразу двух мам.
«Мы в детстве с мамой шили для кукол, пока она в политику не ударилась», – навыки пригодились Кате при подготовке к балу. Григорий Павлович кажется Кате ненастоящим, каким-то слишком правильным. И он тут же исправляется в худшую сторону.
Один из авторов разыгрываемого сюжета Лев Арнольдович (Иван Охлобыстин), он ученый-генетик: «В науке как везде, бардак и коррупция. Решил заняться генетикой. Ищу ген жадности».
«Мы не преступники, не шарлатаны. У нас серьезная организация, которая, если берется за человека, превращает его в нормального человека», – судя по амбициозным заявлениям Льва Арнольдовича, он, наверно, единственный в мире знает, как иначе устроена женщина. Обещает через несколько дней совершенно новую Катерину на основе принципа «Дуракам полработы не показывают». Ученый явочным порядком передает бразды правления сюжетом бывшему «холопу», а ныне завидному жениху Грише (Милош Бикович). Гриша очень кстати расстался со своей пассией из первого «Холопа» Лизой. Фильм подобно мозаике составлен из мини-пародий на элементы разных источников.
Перед зрителями разыграли настоящую «Войну и мир» Сергея Бондарчука с почти настоящим Наполеоном Бонапартом (Павел Деревянко).
Наполеон шпарит по-французски словами из мюзикла Нотр-Дам-де-Пари. Зачем ему ужас в российских болотах с комарами. Сцены войны с Наполеоном чем-то напоминают сцены гражданской войны в США из «Унесенных ветром». Перевоспитание начинается буквально со сцены высоких переговоров перед репетицией разграбления сарая в фильме «Операция Ы» Леонида Гайдая.
Начинается фильм с гонок по каналам Петербурга на полицейских глиссирующих катерах. Похоже на наши былые игры в салочки на дюралевых казанках по затопленному в пойме Оби лесу. Очень захватывающе.
Героиня фильма, мажорка Катя, Екатерина Сергеевна Новикова (Аглая Тарасова, известная по фильму «Лед») въезжает в летнее кафе, а там случился герой предыдущего «Холопа» Гриша. Его это так впечатлило, что он решил ее перевоспитать тем же способом, как перевоспитывали в бутафорской деревне его самого. Вышло, однако, совершенно иначе. Наполеон получает вином в морду и затем штыком в зад. По замыслу создателей фильма, так воспитывается патриотизм, так нам показалось.
На войну Катю наряжают кавалерист-девицей на манер Ларисы Голубкиной в роли Шурочки Азаровой в шедевре Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».
Мать Кати, чиновница высокого полета Татьяна Васильевна (Наталья Рогожкина) в шоке больше, чем от самого преступления – дочка слова «Родина» не знает и всегда просила вывезти ее за границу.
В фильме много изящных реплик и обостренных скоротечностью диалогов, в том числе в общении между супругами, продюсером, экранной матерью Кати Анастасией (Мария Миронова) и отцом Гриши Павлом. По совместительству он верховный судья Императорского суда, министр юстиции, граф Павел Сергеевич Достоевский (Александр Самойленко).
В быту обычных людей общение строится из банальностей типа дура и бездельник, а тут прямо-таки красота, как можно уязвить человека без видимых оскорблений. Бывший муж стравливает бывшую жену с нынешним мужем. Доходит до дуэли на саблях.
Явная, намеренная бутафория воспринимается даже более реально, чем эпохальный фильм «Война и мир» Сергея Бондарчука, самый дорогой в истории советской кинематографии. Бой и лазарет выглядят совершенно по-настоящему. Бал тоже не уступает представленному в классическом фильме.
Смысл фильма «Холоп-2», в общем, тот же, что и у Льва Толстого. Мы воспринимаем это так, что человек не приспособился жить в мире, ему нужны потрясения и перемены. Война, конечно, не лучший вариант – опасно, можно потерять близких и умереть самому, или все потерять перед смертью. Но без подобных развлечений человек, и прежде всего женщина, обойтись не может и устраивает их сам, бросая тень на собственную репутацию. В этом коренное отличие второго «Холопа» от первого. Правильнее было бы назвать «Холопка-графиня».
Подобных инвертированных (реципрокных) сюжетов в русском кино было несколько. В «Холопе-2» результат инверсии представлен наиболее глубоко и гармонично. Одновременно сюжет органически несет нагрузку патриотизмом, и мишень реминисценций выбрана весьма грамотно.
Дело в том, что у советской историографии остался долг по части Отечественной войны 1812 года. Ради дружбы с французами о ней в России постарались забыть. Французы сохраняют добрые чувства к России, как не было в Германии. В общем, как говорится в интернет-анекдоте: учили французский – гнали до Парижа, учили немецкий – гнали до Берлина. Учим английский…
Героиня Катя не знает французского и говорит с оккупантами на английском, а те, как ни странно, ее понимают.
Как теперь принято, в фильм добавлен вписанный в сюжет продакт-плейсмент с рекламой Сбер-маркета. В фильме «Вызов» фигурировала карточка Тинькофф. Эти элементы обозначают связь времен. А советской экранизации «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру просто оставлены в кадре современные фонари уличного освещения, под которыми выезжают из фильма его герои.
Можно представить перевоспитание избалованной мажорки любовью? Сомнительно. В любом случае, фильм «Холоп-2» построен на великолепном знании человеческого материала, из которого можно создать что угодно. До определенного возраста, каковой не у всех наступает, ребенок воспринимает окружающую реальность как бутафорию, построенную специально для него. Так можно перевоспитаться от одного фантазийного сна. Один раз посмотришь понарошку, и потом всю жизнь стыдно будет за свое поведение.
В общем, у Клима Шипенко получился очередной шедевр нового русского кино в плане познания феномена человека.
К тому же в историческом плане причина перепуталась со следствием, поскольку сценарий «Холоп-2» был написан до начала СВО. Об этом написала в своей профессиональной в киноведческом плане рецензии Маша Токмашева.
Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН.