В Московском академическом театре сатиры показали премьеру спектакля Бернарда Шоу «Пигмалион». Современное прочтение классики предлагает режиссер Виктор Крамер.
Зрители погружаются в спектакль как только входят в зал. Открытый занавес, необычайные декорации в форме огромных рупоров фонографа, внутри которых тоже разворачивается свой видеоряд, на сцене – целая лаборатория…
Под лондонским дождем знакомятся трое: профессор фонетики Генри Хиггинс (з. а. России Сергей Чонишвили), полковник Пикеринг (Сергей Климов) и цветочница Элиза Дулиттл (Ангелина Стречина). И начинается история превращения уличной замарашки в «герцогиню».
Разворачивается действие – яркое, динамичное, эффектное, удивительное. Профессор Хиггинс, специалист в области звуков, изучает произношение, интонирование, манеры. Работает с фонографом. Именно его Виктор Крамер и взял за основу сценографии, превратив пространство сцены в футуристическую лабораторию, где Хиггинс собирает коллекцию сложных приборов и механизмов, картотеки звуков и голосов. По сути – создает коллекцию человеческих душ.
Сленг кокни из английской пьесы в спектакле осовременен узнаваемыми интернет-мемами, сегодняшним жаргоном. Настолько заразительным, что аристократы (актеры Ольга Суркова, Максим Финогенов, Александра Мареева, Вероника Агапова) принимают его за моду и записывают в блокноты, пытаясь перенять. А зал сопровождает одобрительным смехом.
Миссис Хиггинс – мать героя – играет народная артистка России Алена Яковлева. Не просто играет, а царит на сцене. Такова роль и таково ее прочтение актрисой. Каждая реплика не оставляет сомнения в достоверности, что ее произносит элегантная английская леди (художник по костюмам Мария Боровская). А философско-ироничный монолог миссис о мужчинах и женщинах приветствуют аплодисменты зрителей.
Этот монолог отсылает к открытому финалу спектакля. Героиня, оторвавшись от корней, не знает, как ей жить дальше: она изменилась не только внешне – Хиггинс изменил ее изнутри. Но, оттачивая свое творение, Элизу, профессор сам стал зависим от нее…
Режиссер Виктор Крамер:
В разное время люди открывают в классических произведениях новые смысловые пласты. Для меня история Шоу – в первую очередь история любви. Название пьесы отсылает нас к легенде о скульпторе Пигмалионе, создавшем Галатею и влюбившимся в свое изваяние. Наш спектакль про сложные отношения. Мучительные, иногда смешные или парадоксальные – прекрасная битва двух сильных личностей. Но это не драма – текст Шоу наполнен юмором.
Худрук Театра сатиры Сергей Газаров:
Режиссер смог до последней запятой воплотить задуманную версию классической пьесы. Блестящая, захватывающая режиссерская работа. В постановке много находок: режиссерских, актерских и драматургических. В ней много юмора и комических острых ситуаций. Отдельный герой спектакля – сценография, которая очень правильно и театрально осваивает большую историческую сцену.
Да, именно сценография во многих премьерах Театра сатиры определяет стилистику, особенность этого театра. Играет акцентирующую роль, нередко выходя на первый план и становясь главным героем. Вокруг которого мастерски, талантливо ведут свое повествование действующие лица.
Новая премьера трагикомедии «Пигмалион» – яркое тому подтверждение.
Галина Снопова.
Фото автора