Конференция. Журналистика не сдается

Преподавателей журналистики сплотила атака на смысл их жизни, появились признаки консолидации и интеллектуального роста. Факультет журналистики Московского университета провел 5 и 6 февраля ежегодную Международную научно-практическую конференцию «Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия».

Сборник тезисов участников конференции размещен по адресу:

file:///C:/Users/%D0%9B%D0%B5%D0%B2%20%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8%D0%BD/Downloads/Gurnalistika_2023.pdf

Для начала отметим прошедшее в последние годы изменение структуры и терминологии. Например, вместо PR и рекламы состоялась секция «Стратегические коммуникации», так называется магистерская программа кафедры рекламы и связей общественностью под руководством светила рекламной индустрии Владимира Евстафьева. Доктор филологических наук возглавляет рекламное агентство собственного имени.

Кафедра периодической печати называется кафедрой цифровых медиа, причем она заметно прогрессирует под руководством Ольги Смирновой, что отражается на качестве работы соответствующих секций конференции. Кафедру новых медиа возглавляет Андрей Вырковский. Широкий охват ее компетенций включает изучение всех возможных источников в интернете.

Изменилась ментальность преподавателей журналистики, и это стало неожиданностью для них самих. Соответственно, средняя температура по конференции – индикатор качества дискуссии – тоже подросла.

Конференция прошла на высоком морально-духовном уровне. Позитивный настрой в значительной степени задала декан журфака Елена Вартанова. Сама она объяснила его тем, что к 270-летию университета при поддержке правительства Москвы произведен ремонт 232-й аудитории, бывшей Коммунистической, где проходят пленарные заседания конференции.

Вид аудитории действительно олицетворял новое начало, но по причине открывшегося наверху окна стало холодно там, где прежде было жарко. Накал дискуссии холодный ветер с потолка не остудил.

Содержание конференции отражает противоречивость динамичного мира в режиме обострения. В 2023 году отметила 65-летний юбилей кафедра телевидения и радиовещания, созданная в 1958 году. Первым заведующим был Василий Васильевич Евгеньев. С докладом об истории кафедры выступила Галина Перипечина. Она отметила, что у истоков кафедры стояли люди, которые умели предвидеть: Э. Г. Багиров, А. Я. Юровский, Р. А. Борецкий, С. А. Муратов, Г. В. Кузнецов. Ими были написаны первые учебники по тележурналистике, которые до сих пор востребованы.

Сегодняшние реалии ТВ обсудили участники секции «Репрезентация реальности на экране – 2023: темы, проблемы, формы». Было отмечено, что многие репортажи, особенно на военную тему, приобрели очерковый характер, порой превращаясь в документальные фильмы. При этом экранную документалистику вытесняют разговорные жанры, в которых профессор из СПбГУ Сергей Ильченко не нашел содержательного разговора.

Недовольство профессора вызвал ведущий Александр Гордон за то, что за полчаса перед выходом в кадр читает синопсис. Это он так говорит, а вообще-то ведущие даже синопсиса не читают.

Политические ток-шоу действительно расширились. Критически настроенный профессор на случай бессонницы включает Владимира Соловьева.

На федеральных каналах увеличился хронометраж новостных блоков. При этом они достаточно единообразны.

Усилилось расхождение между запросами аудитории, содержательным предложением СМИ и властными решениями. В программировании контента руководство СМИ ориентируется на данные Медиаскопа. Однако их контент стал скорее одинаковым, нежели разнообразным, чтобы любознательный сегмент аудитории мог им удовлетвориться, а Медиаскоп имел возможность выявить истинные предпочтения.

В дискуссии на конференции проявился эффект Евгения Примакова. Тут нет четкого разделения на красных и белых, разные вопросы делили и группировали людей по-разному.

С профессором Ильченко случился парадоксальный, редкий и в то же время типичный эффект. Вся конференция в целом прошла доброжелательнее обычного и с заметным стремлением к взаимопониманию. В то же время несколько человек испытывают обратные чувства и в соответствующей риторике комментируют выступления с кукишем в кармане и злобой в голове. Профессор Сергей Ильченко – человек смелый, он высказывает негативные чувства в микрофон, отвечает за свои слова, особенно когда оказывается прав. Если бы директором был он, уволил бы Константина Эрнста. Пусть занимается своими инфузориями.

Эффект тусовки в клонировании оценок референтной группы сказался на круглом столе «Медиаобразовательные практики в условиях цифровизации общества». Направленные на подавление естественных чувств между мужчиной и женщиной и демографии спектакли оставили без комментариев, но отвергли оперу «Дети Розенталя» по либретто Владимира Сорокина о невостребованности гениев в современном обществе. Фактически это исследование центрифугального отбора в художественной форме.

Сакральный вопрос проник в дискуссию по искусственному интеллекту. Исполнительный директор службы финансово-экономической информации группы «Интерфакс» Юрий Погорелый привел пример с сокращением автобусов в городе. Об этом надо просто знать, никакой ИИ такую информацию не вычислит. Простое очевидное утверждение почему-то подверглось осуждению. Другой подобный по простоте тезис о неизбежности присутствия человека в любой экосистеме эмоций почему-то не вызвал.

В расхождении между телевидением и интернетом обнаружился гротескный момент. Новости на телевидении без президента России не бывают. «Яндекс» в ответ на запросы со словом «Путин» выключается и ничего не генерит. Удовлетворительное определение ИИ опять не нашли.

Участники дискуссии не смогли или не захотели, мы не знаем, помочь преподавателям журналистики с наполнением учебных курсов по ИИ, большим данным, нейросетям. Сообщество знатоков ИИ превратилось в инклюзивный ареопаг. Чужие тут не ходят.

ИИ стал сквозной темой конференции, утяжелил дискуссию и у некоторых участников вызвал отторжение. Реакция усилена вводом множества новых для аудитории слов, не всегда оправданных, особенно в отношении англицизмов. Мотивация организаторов понятна, декан Вартанова выстраивает взаимодействие с индустрией для трудоустройства выпускников, чтобы учесть потребности рынка труда в организации магистратуры по ИИ и большим данным. Затащить на конференцию представителей индустрии сложно. Приходят люди, заинтересованные в самопрезентации и развитии собственного благополучия, но не своих компаний и их работников.

Система медиахолдингов представляет собой такую же самодостаточную форму жизни, как встроенная в международную коллаборацию банковская система и ТНК, которые диктуют свои установки стране и ее руководству. Являясь, по сути, инструментами глубинного государства, диалогу они недоступны.

Дискуссия по ИИ идет в риторике биоэтики после замены ею деонтологии. Превалируют пугалки, что может быть, когда случится то, что мы еще, может быть, пока не придумали. Естественные мысли о безработице после внедрения ИИ нелепы. Исследователи журналистики не замечают кампаний увольнения журналистов со снижением оплаты труда оставшихся. ИИ подобно конвергенции в прошлом для того и нужен, чтобы меньше платить именно тем, кто реально работает. Одна из дикостей современного мира: через компании идут огромные деньги, но работникам платить нечем или незачем, мотивацией служит работа.

Что касается манипуляций сознанием аудитории, для этого есть более простые приемы. Например, манипуляции индексацией.

Преподавателей журналистики очень волнует использование бесплатной нейросети чат-бота GPT. Пока его можно заставить писать тексты только на банальные темы. Создание ВКР на GPT приводит преподавателей в экстаз, и это, конечно, плохо, когда студенты не используют собственный интеллект, чтобы учить его писать. Но ведь для этого есть море готовых текстов. Плагиат в один клик стал какой-то игрой в погоне за счастьем абсолютной лени. Студенты даже сетки сайта не удаляют.

Риторика конференции и общей настрой настолько изменились, что многие не были к этому готовы. Небольшую умственную сумятицу вызвала тема патриотизма в преподавании. Один из преподавателей имел смелость признаться, что студенты ее не воспринимают.

Наш позитивный опыт базируется на позиции профессора СПбГУ Сергея Корконосенко о том, что некоторые вещи в России делаются лучше. Соответственно, вот об этом и надо рассказывать студентам.

Например, практически никто из студентов не смотрит русское кино. Наш опыт показывает, что отечественные фильмы стали лучшим материалом для обучения рецензированию. Прием успешно работает. Состоявшиеся журналисты избегают высказывать свою позицию публично. Прямой информации о причинах у нас нет, возможно, люди публичных профессий, равно журналисты и чиновники, не успевают прогнуться под изменчивый мир и не хотят рисковать потерей работы.

Содержательную программу конференции открыл доклад генерального директора ИД «Аргументы и Факты» Руслана Новикова. Он сообщил о последствиях для печатной прессы ухода западных брендов и реформы киосковой сети. Снижение конкуренции не дало преимуществ. Выручка киосков упала. Москва провела реформу умно, и на месте снесенных киосков быстро появились новые. В других городах киоски ставили на новых местах и с большой задержкой, отучая читателей покупать газету на улице. Ретейл оказался надежней. «Почта России» социальную функцию не выполняет, доставка в почтовый ящик по подписке намного дороже. Где нет альтернативы, почтальон приходит редко, и читатель получает сразу несколько номеров за месяц и больше.

«АиФ» печатается тиражом более миллиона в пятидесяти типографиях. Это специфическое издание имеет свой пул экспертов, трудностей в общении с представителями власти не имеет и парламентского корреспондента не содержит.

Отдельный вопрос – программное обеспечение для издательского дела. Это очень дорого, и замена на китайское или индийское не выход. Для «АиФ» создают отечественное издательское ПО. На его основе будет коробочный продукт для небольших изданий.

Можно представить, такое издание нацелено на стабилизацию общественного мнения по всей стране. В этой роли конкурентов у «АиФ» нет.

Большинство СМИ соревнуются за читателя иначе.

Глава редакционной коллегии информационного агентства URA.ru Михаил Вьюгин (Екатеринбург) рассказал, как идет борьба за читателя и монетизация контента в интернете.

Возник вопрос, что важнее – не упустить тему дня или информацию, которая станет темой страны через день или даже год.

Вьюгин объяснил, что прогнозы стоят дорого.

Нарисовался очередной парадокс: прогнозы стоят дорого, а авторы адекватных прогнозов заработать на них не могут. В результате контент конкурирующих СМИ унифицируется, и читатель не получает существенную долю содержательной информации.

Новый взгляд на предмет обсуждения принес круглый стол «Научная коммуникация: система, нормы и практики». Провел обсуждение заведующий кафедрой новых медиа Андрей Вырковский.

Дискуссия почти целиком была посвящена результатам исследований группы авторов «Оценка степени интеграции российских исследователей медиа и коммуникации в глобальную научную среду». Доклад представил Михаил Макеенко.

По его словам, в десятых годах перед российскими исследователями правительством была поставлена задача, направленная на повышение видимости российской науки на международном уровне.

В Китае аналогичная задача решалась на государственном уровне и за счет значительных финансовых средств. Оценить результат как успешный невозможно. Наука России, Китая, стран Латинской Америки не стала видимой в той научной среде, которая охватывает США, Канаду, Британию, Израиль, Южную Корею, Японию, Западную Европу.

Основным источником данных в рамках исследования стала международная наукометрическая база Web of Science. Данные были взяты за 2017 – 2021 гг. Итоговая база после удаления дублей и ручного отсева статей по тематике медиа и коммуникации составила 2011 публикаций, включая как статьи в журналах, так и главы из книг.

На данный момент зарубежная литература в статьях российских исследователей по-прежнему цитируется довольно ограниченно: в публикациях из журналов исключительно российских или аффилированных с Россией это не более половины всех ссылок. Цитирования российских источников приходятся преимущественно на современные публикации, что может объясняться довольно тесными связями внутри не такого уж большого сообщества исследователей.

Изолированность отечественной науки заметна по статистике цитирования российских публикаций зарубежными коллегами. Статьи, написанные в коллаборации с зарубежными авторами, цитируются в разы чаще, чем самостоятельные, причем даже отечественными авторами. Аналогично влияет на цитируемость привлечение зарубежного финансирования. Самостоятельные статьи российских авторов цитируются преимущественно авторами из России, в то время как статьи в коллаборации и особенно статьи зарубежных авторов российского происхождения цитируются почти только иностранными авторами.

Исследование показало, что при большом желании и наличии денег можно повысить цитируемость, купив аффилиацию. Сеченовский медицинский институт повысил себе цитируемость за счет тематики медиа и коммуникации. В оценках Макеенко, пыль в глаза пускают все, некоторые делают это красиво. Потом хвастаются достигнутыми показателями. Человек, который обманывает, унижает человека, который этого не делает.

Выводы из исследования группы Макеенко надежно корреспондируются с событиями в других сферах. Наукометрия на основе индексации способствует центрифугальному отбору в пользу носителей генетических отклонений. Чтобы реализоваться в науке, надо обладать ограниченным интеллектом, говорил нам цитогенетик ментальных отклонений Иван Юров.

Нежелание интегрироваться в зону покрытия Web of Sciense и Scopus вполне взаимно. На уровне заявлений федеральной власти для российских исследователей требование публикаций в журналах указанной зоны отменено, но не все научные организации на это решились. На практике гонка за публикациями в престижных журналах значительно снижает качество опубликованного. Исследователи жалуются не только на Web of Sciense, но и на Вестник МГУ разных серий. Система слепого рецензирования неизбежно превращается в цензуру на основе профессиональной ревности. Чтобы обойти данный фактор, надо выполнять условие Ивана Юрова. То есть отключить в сознании детектор ошибок Натальи Бехтеревой и имитировать умственную неполноценность.

Научная коммуникация не исчерпывается публикациями, а вербальная коммуникация ученых практически сведена к нулю по инициативе США.

Насколько известно нам, неформальная коммуникация действует в обе стороны с разными целями. Депутат Вячеслав Никонов утверждал, что российская научная периодика в США переводится и изучается. В то же время оттуда продолжаются попытки управлять российской наукой и образованием через ВШЭ и затем профильное министерство.

Открытую в прошлом году атаку на журналистику в исследованиях и преподавании журналистики команде Вартановой удалось как минимум затормозить. В этом году министерство не поддержало предложения журфака, но и не отвергло их. Представителей министерства на заседании не было.

На заседании ФУМО 6 февраля Елена Вартанова выступила с докладом «О текущих вопросах развития высшего образования по направлению подготовки «Журналистика». Основными положениями было создание новых укрупненных групп специальностей и направлений (УГСН) и разработка ФГОС ВО – 4.

В преддверии принятия нового образовательного стандарта был проведен эксперимент по введению новых уровней образования, в котором приняли участие 6 вузов: МАИ, МИСиС, МПГУ, Сибирский горный, Балтийский федеральный ун-т имени И. Канта и Томский госуниверситет. Создается укрупненная группа: «Язык, общественные коммуникации, медиа и журналистика». Журналистика, РиССО, ТВ и издательское дело утрачивают статус отдельного направления. Приказ вступит в силу 1 сентября 2024 года.

Также изменилась иерархия компетенций – помимо УК, ОПК и ПК вводятся БК – базовые компетенции, общие для всего направления.

Далее был представлен тестовый проект Тамбовского университета. Эксперимент включал создание двух уровней образования: 1. Базовое высшее (вместо бакалавриата) – 4- 6 лет; 2. Специализированное высшее (с программами магистратуры) – 1 – 3 года. В приоритете: ускоренный выход на рынок труда, разные формы аттестации, выработка системного и критического мышления.

В тамбовском эксперименте 6 профессиональных треков: новости, большие репортажи, фотожурналистика, дизайн и мультимедиа, телевидение, документальное кино. В дополнение предлагается создать онлайн курс повышения квалификации «Цифровой журналист».

По итогу обсуждения Елена Вартанова предложила проголосовать за принятие текста письма в министерство, в котором участники ФУМО настаивают на сохранении укрупненной группы и отдельных направлений подготовки.

Не все участники конференции осознали, что их судьба решается на том уровне, как это было сделано с генетикой в 1948 году на августовской сессии ВАСХНИЛ. Данному вопросу посвящены наши тезисы «Исследовательская роль журналистики на примере уроков разгрома генетики в СССР», опубликованные в сборнике конференции.

В отличие от запрета на отечественные разработки в кибернетике Виктора Глушкова 1967 года в согласии с установкой США, история с генетикой показывает, что для запрета науки достаточно внутренних распрей, которые являются непременным условием регресса, но в России провоцируют консолидацию и в каком-то виде все равно прогресс. Примерно то же мы наблюдали на конференции.

Многое из форматов коммуникации в творческих средах внезапно стало актуальным буквально в последние дни.

Реакция участников конференции разная. Можно было услышать и такое – надо срочно посмотреть фильм «Мастер и Маргарита», его могут снять с проката.

Михаил Макеенко использует тезис о том, что российские исследования медиа и коммуникации начали оформляться в самостоятельную дисциплину давно, но отечественных наработок в этой сфере пока крайне мало.

Данное утверждение так же верно, как и то, что в России не было пиара, или, по-русски, связей с общественностью. Североамериканские эвфемизмы с трудом пробивались в русскую ментальность, пока мы не ощутили вкус к подобному формату коммуникаций как преставление чьих-то интересов в качестве народного блага. При этом пропаганда была всегда и везде. А что касается теории, то схемы круговорота общественной и генетической информации изоморфны и в таком ракурсе в России изучены лучше.

Об этом на конференции говорила Елена Вартанова. Она же рассказала о проблемах взаимопонимания из-за отсутствия устоявшегося понятийного аппарата.

Профессор Сергей Корконосенко рассказал о вестернизации как явлении негативном и заявил, что некоторые вещи в России делаются лучше. Свою позицию Корконосенко представил в докладе «Преодоление вестернизированной идеологии журналистики в научно-исследовательских проектах» на своей секции «Профессиональная идеология журналистики и журналистского образования».

Позиция состоит в следующем.

К началу 2000-х годов в исследованиях журналистики заявила о себе тенденция девестернизации. Она несла идеи разнообразия в организации и методах профессиональной деятельности и отказа от унифицированных стандартов, сформировавшихся в странах Запада, прежде всего в англосаксонском мире.

Профессор прав. Миссинформация и постправда оказались эвфемизмами лжи. Стандарты BBC стали вызывать отторжение из-за отсутствия гарантий в отношении фейков. Пресловутый fact-checking оказался пустым звуком. Принцип двух полярных мнений за и против применяется только на словах и не гарантирует достоверности, обе позиции, как правило, далеки от истины.

Корконосенко сообщил, что по инициативе Т. Ханицша был организован многолетний проект по изучению журналистики в десятках стран (Worlds of Journalism), который предоставил объемный эмпирический материал для доказательства правомерности рассмотрения опыта прессы с незападной точки зрения.

За последние десятилетия накопилась критическая масса несогласия с каноническими постулатами, внедрявшимися на всех континентах и, в частности, в журналистской школе постсоветской России.

В новейшей литературе делаются попытки преодолеть не отдельные стереотипы или нормы, а всю совокупность гегемонистских представлений о журналистике, ее одномерную профессиональную идеологию.

Профессор Корконосенко отметил программную статью десяти авторов из разных государств, не относящихся к так называемым развитым странам Запада. В названии ее вводного раздела недвусмысленно выражен критический запал произведения: «Как Глобальный Юг бросает вызов господствующим эпистемологиям и онтологиям вестернизированной/западноцентричной журналистики».

Авторы этой и подобных публикаций считают ошибочной устоявшуюся практику приучения к универсальному «правильному способу» журналистской деятельности без учета национальных и местных различий. В ряде публикаций обращается внимание на иберо-американский регион, который использует свои лингвистические и культурные ресурсы, чтобы создать альтернативу англоязычному мейнстриму исследований в области коммуникации.

Профессор отметил ценность национальных культурно обусловленных принципов: преданность делу, гражданская ответственность и активность, и даже мессианская роль.

Таким образом, профессор Сергей Корконосенко на основе анализа текущей истории приходит по сути к тем же выводам, что и Дэвид Рэндалл в монографии «Универсальный журналист», включающей гимн русскому универсальному журналисту.

Тут важна не столько национальность, сколько сам факт, что в России талант имеет возможность реализоваться для достижения информационного прозрения общества. Корконосенко дезавуировал задачу правительства, изучением которой занимался Макеенко. Да и он сам пришел к выводу о бесперспективности изучения неосуществимого, изменив свое мнение за прошедший год.

Монография Рэндалла оказалась исключением среди изданий западных авторов, которые активно насаждались в России.

Их описание представила доцент Залина Хубецова в докладе на секции Корконосенко «Переводная учебная литература 1990-х гг. как инструмент формирования профессиональной идеологии журналистики в России».

Согласно ее описанию, уникальность ситуации начала девяностых годов заключалась в том, что роль источника исчерпывающих представлений о журналистике как об институте демократии взяли на себя зарубежные организации и государственные структуры. Большую активность в этом вопросе проявляли США, которые в рамках программы «Помощь правительства США новым независимым государствам бывшего Советского Союза и сотрудничество с ними» финансировали не только обучающие семинары и обменные программы для журналистов, но и издательскую деятельность.

В мае 1992 года в Москве был создан Российско-американский информационный пресс-центр как совместная программа Института США и Канады РАН и Центра по проблемам войны, мира и СМИ Нью-Йоркского университета, организационной поддержкой которого занималось структурное подразделение Госдепартамента США – Информационное агентство USIA. В 1995 году на базе пресс-центра началась реализация программы перевода книг для обучения журналистов.

Переводные издания для журналистов, преподавателей и студентов распространялись бесплатно.

Сегодня галерея упомянутых в докладе доцента Хубецовой изданий воспринимается как список матерных слов для детей, которыми они не должны пользоваться. И напоминает нам, какие мы были, а многие и остались.

Воспитанные на переводной литературе действующие журналисты пребывают в уверенности, что в СССР не было не только секса, но и науки с исследованиями журналистики, вузовских учебников, адекватной пирамиды потребностей Павла Симонова, вообще ничего не было. Для нынешних студентов становится откровением существование книг Владимира Саппака, профессора кафедры русского языка Владимира Вакурова, заведующего кафедрой телевидения Энвера Багирова и исследований его ученицы Натальи Вакуровой по контент-анализу телепередач.

Контент переводной литературы строился в формате воронки вовлечения на основе контаминации безусловных истин, моделей зависимости и установок на превосходство англосаксов, заложенных в британском национальном проекте «Теория Дарвина». Его труды служат эталоном англосаксонской научной литературы, воплощенным в галерее доцента Хубецовой.

Залина Хубецова привела наставления Рэндалла «отыскивать и публиковать информацию вместо слухов и измышлений, сопротивляться правительственному контролю или вовсе избегать его, информировать избирателей, тщательно расследовать действия и бездействие правительств, исследовать мир бизнеса, содействовать свободному обмену идеями, особенно такими, которые идут вразрез с господствующей идеологией».

Наставления Рэндалла оказались провидческими после изменения господствующей идеологии и замены советской власти глубинным государством. Из этого следует, что неважно, для чего писать, важно писать правду.

Монография Рэндалла стала любимым апокрифом самостоятельно мыслящих преподавателей и студентов, но основная масса о ней ничего не знает.

Утверждение доцента Хубецовой, что она «стала неотъемлемой частью и интеллектуального поля журналистского образования, и поля понимания миссии журналистики профессиональным сообществом на всем постсоветском пространстве» положительно характеризует автора высказывания и школу профессора Корконосенко, к которой принадлежит Хубецова, но действительности не соответствует.

В связи с ускоряющимися изменениями массового сознания и его последствиями в виде кризиса господствующей в постсоветском мире идеологии постмодернизма значительная часть публичного контента конференция отражала в явной или неявной форме противостояния идеологий. Здесь не говорили о признаниях за океаном потерь США вследствие прекращения конкуренции с СССР, о чем в Думе говорили Жорес Алферов и Геннадий Зюганов. Однако Корконосенко все же отмечал сомнения в США, не теряют ли они сами от навязанной ими вестернизации. Настрой на борьбу с международным господством все же более присущ ментальности латиноамериканской и восточно-азиатской, но не русской, которая его породила.

Примером позитивного исследования без идеологических примесей служит доклад «Классика жанра. А. А. Тертычный и современная журналистика» заведующей кафедрой журналистики Института современного искусства Натальи Вакуровой. Докладчику пришлось объяснять необходимость адекватного жанрового деления и установки на чистоту жанра. Вот здесь и были названы учебные материалы советского периода.

В аналогичном содержательном ключе прошла секция «Журналистика в цифровом медиапространстве», которую провела Ольга Смирнова.

Старший преподаватель кафедры цифровых медиа Софья Кадочникова в докладе «Трансформация медиаконтента под влиянием новостных агрегаторов (опыт российских СМИ в 2023 г.)» рассказала о потрясениях на медиарынке, вызванных отсутствием политической способности договариваться у коммерческого руководства компаний.

По ее словам, в 2023 году цифровые медиа столкнулись с новыми вызовами, спровоцированными продолжающейся трансформацией медиаландфашта. Причиной стало изменение приоритетов на рынке агрегаторов и перегруппировка активов онлайн-изданий и сервисов.

Годом ранее российские онлайн-медиа столкнулись с последствиями отключения индексации со стороны агрегаторов компании Google, а также продажи агрегаторов «Дзен» и «Новости» компании «Яндекс» корпорации VK. Это привело к существенному падению трафика и усложнило работу редакций.

Владельцы медиакомпаний и ряд крупнейших рекламодателей, опираясь на показатели конца десятых – начала двадцатых годов, требовали от сотрудников поддержания посещаемости на прежнем уровне и постоянного прироста аудитории. Редакции были вынуждены изменить технологии работы и подачи контента и его дистрибуции. При отключении агрегаторов Google и переорганизации бывших сервисов «Яндекса» ключевыми источниками трафика для крупнейших онлайн-изданий стали сервис «Новости», функционирующий как раздел портала «Дзен» (принадлежит VK), а также поисковые системы.

Основным инструментом работы с «Дзеном» сотрудники медиа называют переупаковку контента и отработку наиболее читаемых новостных поводов. При достаточном трафике, приходящемся на определенную новостную заметку, редакция формирует в среднем от двух до пяти контентных единиц на данную тему (повод). В 2023 году для наращивания трафика журналисты чаще ограничиваются расширением заголовков и бэкграундов.

Вторым приоритетным направлением привлечения трафика для СМИ стали поисковые системы. Для формирования объемного присутствия в поисковой выдаче крупные СМИ следуют основным методам оптимизации сайтов Search Engine Optimization (SEO). Наиболее частым контентным решением становится работа с резонансными темами путем формирования статей и сюжетов с объемными заголовочными комплексами.

Некоторые контентные единицы, обладающие вирусным потенциалом, как правило, тематически смещены в скандальность и сенсационность.

Увеличение срока жизни новостного повода, совмещенное с сужением и смещением информационного поля до малочисленных тем дня, приводит к серьезным изменениям стандартов работы журналиста в онлайн-изданиях.

Кадочникова подтвердила, что «Телеграм» не индексируется.

Наш вывод из ее исследования состоит в том, что в текущих условиях работа с трафиком подавляет классические функции журналистики, и это еще раз доказывает наш вывод, что информация не может быть ликвидным товаром. Борьба с фейками и в общем случае с информационными войнами неэффективна при ослаблении государственной составляющей в управлении и финансировании СМИ. С этим столкнулись практически все страны мира во время инфодемии, которую спровоцировали через СМИ некритичной трансляцией политических установок Пекина и Вашингтона.

Естественным образом возник вопрос, чем отличается релевантность человека или журналиста от робота, если латентный период между актуальностью и релевантностью может растягиваться на несколько лет. Оказалось, существуют разные формы релевантности по тематике и по формату.

Лидия Лободенко (Южно-Уральский университет) представила результаты исследования «Анализ паттернов внимания молодежной аудитории к поликодовым политическим медиатекстам».

В ходе исследования контента социальных медиа «ВКонтакте» и «Телеграм» был осуществлен анализ 28 политических плакатов и интернет-мемов, а также 12 фейковых и антифейковых сообщений. Для исследования паттернов внимания применялись айтрекинговые технологии фиксации движения глаз. Респондентами выступали молодые люди от 18 до 22 лет.

Преобладающими паттернами внимания для фейков (антифейков) являются: Z 66,7%, F 16,7%, пятнистый 8,3%, золотой треугольник 8,3%. В свою очередь, для цифровых плакатов и мемов наиболее характерны паттерны пятнистый 71,4%, золотой треугольник 14,3%, слоеный пирог 14,3%.

Как показал анализ, Z-паттерн внимания характерен для медиатекстов, в которых между заголовком и основным текстом размещается иллюстрация. F-паттерн характерен для медиатекстов с преобладанием вербального компонента. Здесь концентрация внимания осуществляется на первых словах текста. Что касается плакатов и мемов, включающих невербальные компоненты, то здесь преобладает пятнистый паттерн, показывающий концентрацию внимания на наиболее значимых для респондентов визуально-графических и текстовых элементах.

Лидия Лободенко опровергает известный тезис, что дети текстов не читают. Данные представленного исследования имеют не только теоретическое, но и прикладное значение, авторам следует их учитывать.

Важные практические выводы можно было сделать и по итогу секции «Повестка дня в фреймах социальных медиа», которую провел руководитель исследовательской группы Денис Дунас.

Доцент Крымского университета М. Гаспарян представила онлайн-доклад «Репрезентация этнической составляющей в информационной повестке Крыма». Проведенный контент-анализ за 2019 и 2922 гг. показал увеличение общего количества сообщений. Главные акценты: героизация, придание региональным праздникам статуса общероссийских, встраивание всех народов в единую повестку дня.

А. С. Константинова, доцент Пятигорского университета, в докладе «Стратегический фрейминг территории Северного Кавказа» рассказала о Северо-Кавказской проекции в СМИ в 2023 году как составляющей имиджа территории. Рассматривались материалы на разных иностранных языках. Темы: туризм, научный потенциал и познавательная проблематика, культурное сотрудничество. Отмечались фреймы: личность, сотрудничество, религия, наука, культура. Наиболее часто встречающийся фрейм – «конфликт» (например, турецкие СМИ в основном пишут, как Россия плохо относится к Северному Кавказу). Арабские СМИ более лояльны, много пишут о научных исследованиях.

Н. Павлушкина, доцент Санкт-Петербургского университета, представила доклад «Дискуссии на тему уплотнительной застройки в социальных сетях». Акцент был сделан на том, как распределяются роли в пабликах в борьбе против уплотнительной застройки в СПб. Дискуссия в сети носит накопительный характер. Правила традиционной рациональной дискуссии там не работают. В обсуждении много речевой агрессии и ненормативной лексики. Идентифицирована роль нейтрализаторов в дискуссии, в том числе институциональных и ботов. При анализе контента дискуссии использовался метод интерпретативного чтения.

О создании безопасной информационной среды для молодежи рассказал М. Гурциев. Напомнил, что еще в 1998 году отмечались два направления: технопессимизм и технооптимизм. На сегодня выявлены три тренда: технологии не нейтральны; правительства играют роль; информация хочет защиты. Существует система, которая определяет и блокирует запрещенный контент. Этим занимается Лига безопасного интернета, также она выявляет нарушения цифровых прав пользователей. В тренде – духовно-нравственные ценности молодежи.

В дополнение к сказанному магистрант педагогического университета рассказал о специфике подачи новостей и особенностях лексики телеграм-каналов информационных агентств и СМИ. «Топор» – публикует непроверенную информацию. Т/к «360» – оценочные суждения; «Говорит Москва» – нейтральные посты. В «Телеграме» есть ограничения по количеству знаков, многие для краткости создают собственные эмодзи («Не туда»). Главное – адаптация текстов к требованиям платформы.

Подводя итоги исследования группы Д. Дунаса, Е. Салихова представила результаты анализа эмоциональной реакции молодежи на новости (методы – контент-анализ и фокус-группы). Было проведено 10 очных фокус-групп в четырех городах: Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Барнаул. Участвовали студенты вузов и колледжей (17 – 20 лет). Телеграм-каналы: «Не моргенштерн», «Топор 18+», «Кровавая барыня» и «ВКонтакте» «Овсянка, сэр». Выявлены нарративы: политические, традиционные ценности, стиль жизни, «небезопасные метанарративы». Тенденция: отказ молодежи от новостей – отказ увеличился с 27 до 38%. Идет сознательная стратегия сокращения новостей. Молодежь выступает за эмоциональную чистоту и отказ от новостной повестки, которая вызывает негативные эмоции.

Обобщить вышесказанное можно исходя из доклада Елены Вартановой «Отечественные медиаисследования: объектно-предметные, теоретико-методологические и поколенческие перекрестки». Мы наблюдаем сейчас медиаметаморфоз. Вопрос в том, эти изменения кардинальные или это обычное поступательное развитие, расширение линейки понятий? Надо ставить вопрос государственного значения. Журналистика – это творчество или ремесло? А мировоззрение? А медиаграмотность журналисту нужна? Мы выходим из дихотомии в квадрат: творчество, мировоззрение, медиаграмотность, ремесло. Теоретико-методологический вывод: нужно расширение научных исследований. Инструменты должны быть не обязательно журналистскими. Журналисты должны знать больше математику (об этом говорил ректор МГУ В. Садовничий). Мы выросли из прокрустова ложа нормативной теории («журналистика должна…»). И еще о поколенческих вызовах. Это про технологии, скорость работы с информацией, культурно-ценностные аспекты. И нужно привлекать молодежь к исследованиям медиа.

Информация декана стала ключевой для понимания ситуации и формирования направлений исследования на будущее. Картина оказалась универсальной для науки в целом, поскольку отсутствие стандартизации научной терминологии и единой концепции не позволяет участникам научного познания понимать друг друга и синтезировать единую картину мира в пределах ее теоретического потолка.

Декан предлагает применять междисциплинарность, математику и биологию в медиаисследованиях. Действительно, круговорот информации в природе и обществе изоморфен, подчиняется общим законам и показывает те же циклы.

Кроме того, в природе и обществе действуют одинаковые законы и применяется общая триада стратегий – виоленты, патиенты, эксплеренты. Естественно, для объективной идентификации и классификации жанров, для любой классификации, необходим инструментарий кластерного анализа.

На конференции до нас с большим опозданием дошла печальная новость: 5 марта 2023 года на сороковом году жизни скоропостижно скончалась заведующая кафедрой журналистики Пензенского университета, доктор филологических наук Екатерина Рева. Яркую красавицу по облику можно было перепутать со студенткой. Ей удалось выстроить эффективную конструкцию прямого взаимодействия кафедры и администрации области. Цепь деструктивных событий запустила внешняя реакция на успех двух международных антифашистских кампаний, которые провел на территории Совета Федерации сенатор от Пензенской области. Подготовили события этнические столкновения в Чемоданово инспирированного характера. Таким образом, в Пензенской области, где ничто, казалось бы, не предвещало политических обострений, провели революцию, которую грамотная внутренняя политика сорвала в Екатеринбурге, Петербурге, Москве, России в целом и конкретно на журфаке.

Трагическое событие в Пензе служит еще и плохим сигналом для журналистики в целом. Готовится исключение преподавания и исследований журналистики, как это сделали с генетикой в 1948 году.

Учитывая события в США, министерства могли бы остановить исполнение внешних обязательств и, в частности, отмеченную установку, которую министерство проводит второй год. В США демократы, а фактически глубинное государство, завалило страну нелегальными мигрантами для изменения электората в свою пользу. Возникло сопротивление.

Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА.

Добавить комментарий