Государственная Дума приняла в первом чтении депутатский законопроект о запрете для иностранных агентов распространять на информационных ресурсах рекламу физических и юридических лиц.
Законопроект принят на пленарном заседании во вторник, 20 февраля, под названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Председатель ГД Вячеслав Володин сказал о цели инициативы лишить иностранных агентов за рубежом финансирования в России.
«Цель законопроекта – остановить финансирование недружественных ресурсов. Иностранные агенты, как правило, находятся за рубежом, но их ресурсы, сайты, блоги, многие другие возможности, которые позволяют социальные сети, работают на территории нашей страны.
И поэтому мы со своей стороны обязательно должны сделать всё, для того чтобы средства наших добропорядочных граждан, организаций и учреждений на эти ресурсы не направлялись. Потому что деньги они используют против наших солдат, офицеров, против нашего государства. Делают всё, для того чтобы развалить нашу страну, потому что они работают под диктовку Госдепа, Вашингтона и Брюсселя.
Возник вопрос, потому что на протяжении прошлого года более 200 физических и юридических лиц перечисляли денежные средства ресурсам иностранных агентов. И, коллеги, конечно, это ненормально. Каждая страна борется за свой суверенитет. Попробуйте это сделать в Соединенных Штатах Америки, попробуйте сделать в любом другом государстве», – пояснил Вячеслав Володин.
Радикально настроенный депутат ЛДПР Андрей Луговой выступил в роли прокурора с обличительной речью.
По его словам, 22 года с момента развала Советского Союза беспрепятственно финансировались любые деструктивные действия на территории Российской Федерации. А потом еще 10 лет мы либеральничали, для того чтобы наконец-то признать, что действовать в отношении иностранных агентов нужно жестко, но профессионально.
Иностранные агенты – это инструменты так называемой мягкой силы Госдепа и Форин-офиса. Дальше церемониться не будем.
Луговой предложил, чтобы иностранные агенты и их близкие родственники отчитывались за год о своих доходах и расходах, о наличии у них ценных бумаг, о наличии недвижимости, потому что способы финансирования разные и родственники тоже разные.
«Еще раз хочу им напомнить, мы считаем, что те деятели, которые сбежали из России и которые на сегодняшний день имеют недвижимость на территории России, должны, если и собираются продавать ее или переоформлять на кого-то, то должны делать исключительно в личном присутствии здесь, а не через нотариально заверенные доверенности.
Наконец, еще два момент, коллеги. Деньги деньгами, но иностранные агенты, еще раз говорю, действуют под руководством иностранных посольств и иностранных спецслужб. У нас на прошлой неделе был министр иностранных дел, я не случайно ему задал вопрос в отношении граждан России, работающих на территории посольств. Я напомню, что в советские времена ни один сотрудник ни одного посольства не принимался на работу без оформления в УпДК, более того, каждому сотруднику, работающему в иностранном посольстве, делалось предупреждение о невозможности работать по любым другим направлениям», – сказал Андрей Луговой.
«Чем меньше мы им даем повестки дня, чем смелее мы участвуем в решении тех или иных вопросов, которые в нашем обществе возникают, тем меньше у них возможности проводить деструктивную работу. Они никогда никуда не денутся», – заключил депутат Луговой.
Депутат фракции НД Сардана Авксентьева выступила с сомнениями и тем вызвала негативную реакцию коллег по палате.
«Мы проанализировали текст законопроекта и пришли к выводу, что из-за него могут пострадать добросовестные граждане и предприниматели.
Ну, во-первых, сейчас коллеги привели пример о том, что законопроект и потом впоследствии, если будет принят закон, его могут использовать для недобросовестной конкуренции. Но схема простая. Недоброжелатель, как вот сейчас уже говорили, заказывает рекламу своего конкурента у иноагента, а ответчику придется доказывать в суде, что на самом деле он никакого правонарушения не допускал. И это целая история.
При этом мы должны понимать, что иноагенты не взаимодействуют с судами, и поэтому все бремя доказывания и так далее, ну, как бы это такая затруднительная история для всех участников процесса», – сказала Сардана Авксентьева.
Надо отметить, что ее выступление является, может быть, самым мягким выражением позиции фракции НД, спешно созданной к выборам действующего созыва на замену партиям, выполнявшим в России функции иностранных агентов, начиная с «Яблока», для продвижения идей минимизации государства, ликвидации планирования и регулирования цен.
Историю появления иноагентов в российском законодательстве напомнил единоросс Дмитрий Вяткин.
«В 2012 году, я прекрасно помню, когда принимался закон «Об иноагентах», первый тогда еще в нашей стране. Отчасти, конечно же, это была реакция на те действия, которые предпринимались определенными людьми и организациями в тесном взаимодействии с иностранными посольствами, диппредставительствами, некоммерческими организациями и фондами, и напрямую, что в дальнейшем потом удалось установить, в том числе и с иностранными разведками.
Попытки расшатать ситуацию внутри России были очень серьезные. И надо отдать должное всей ветви власти, и в том числе законодательной, отреагировали достаточно оперативно.
Но я напомню и другое, что тогда соавторами первого закона об иноагентах были действительно сотни депутатов Государственной Думы, но в этом зале нашлись и те, кто активно противодействовал принятию этого закона и голосовали против.
За 12 лет, прошедших с того момента, когда мы получили заключения различных там венецианских комиссий, каких-то деятелей из Организации Объединенных Наций, многочисленных жалоб со стороны общественников, которые, конечно же, были за всё хорошее, против всего плохого, и в конечном итоге рассмотрение в нескольких судебных инстанциях, включая Конституционный Суд, за это время мы внесли серьезные коррективы в тот закон, а тот закон, я напомню, он был плодом компромисса, причем очень серьезного, не иностранный агент, как сейчас в соответствии с законом 2022 года, а лицо, выполняющее функции иностранного агента, и огромный перечень изъятий из этого списка – вот чем можно заниматься, а чем нельзя», – напомнил историю вопроса Дмитрий Вяткин.
К великому сожалению, принятые под рефрен справедливого гнева законы об иноагентах никак не мешают проводить в России деструктивную политику подавления промышленного производства, наращивания мошенничества и информационного террора в отношении представителей власти, преподавателей и простых граждан. Продолжает снижаться качество продуктов и растет разрыв между ценами и заработком за любой созидательный труд. Такова общая установка Вашингтона.
Можно не сомневаться, что на время избирательной кампании Вашингтон усилит обстрелы приграничных территорий, полеты ударных беспилотных самолетов и телефонный террор.
С программной речью о том, что надо делать, выступил депутат КПРФ Михаил Щапов.
Он предложил отменить бюджетное правило, потому что в прошлом году триллион ушел в ФНБ. Отменить налоговый маневр. Регулировать секторы экономики ввозными и вывозными таможенными пошлинами. Отменить НДС, он душит экономику.
По мнению депутата Щапова, ненормально собирать деньги трижды за одно и то же. Водитель платит ОСАГО, акциз на топливо и транспортный налог.
«Необходимо пересмотреть Налоговый и Бюджетный кодексы, чтобы исключить из них тормозящие экономику положения. Отменить бюджетное правило, нефтегазовые доходы оставлять полностью в бюджете. В прошлом году, например, почти триллион рублей ушло в Фонд национального благосостояния, а это, например, больше, чем вся программа развития беспилотной авиации до 2030 года в стране, а беспилотники нам нужны сейчас и очень сильно», – утверждал депутат Михаил Щапов.
На заседании 20 февраля депутаты приняли решение заседать два раза в неделю вместо трех и встречаться с избирателями раз в месяц, а не в полгода.
В понедельник, 19 февраля, состоялись парламентские слушания комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства на тему: «О законодательном обеспечении поддержки индустрии детских товаров в Российской Федерации».
Из выступлений участников картина встала обратная названию. В России в значительной степени через Минэк, представители которого на слушаниях отсутствовали, проводится непреодолимая силами участников дискуссии анти-детская политика. Цены завышены, и снизить их привычным инструментом льготной ставки НДС не удается. Аргумент Минэка сводится к опасениям, что взрослый может носить детскую обувь и спать на детской кроватке. В то же время маркетплейсы зарабатывают на льготах для детских товаров, продавая их под видом товаров для взрослых.
В игрушках содержится фенол, в детском питании пестициды. Обставленный административными рогатками доступ детских товаров на полку не мешает. Молочные кухни в большинстве регионов России ликвидированы. На слушаниях прозвучало, что мамам и папам трудно вставать в шесть утра.
У меня другая версия от Алексея Митрофанова, когда еще он был в Думе. По его словам, молочные кухни закрыли в интересах ТНК Нестле. Международные скандалы с этой компанией были еще впереди.
На слушаниях выяснилось, что найти работоспособную причину для защиты отечественных производителей невозможно, надо что-то доказывать Минэку. Свою роль против российского производства играет позиция партнеров по ЕАЭС, в частности Казахстана.
Такое впечатление, что время остановилось и поплыло вспять вслед за комиссией СФ Людмилы Боковой по отечественному ПО, действие ее прекратилось, и результаты выброшены вместе с сенатором Боковой.
Действует экспортная пошлина для отечественных производителей. Импортной пошлины для их защиты нет. Опять же надо доказывать Минэку, как она отразится в цене на полке. Искусственное сокращение рынка и рост стоимости фондирования загоняют предприятия за пределы рентабельности.
Интересная картина встала из информации зампреда комитета по защите семьи Татьяны Бецкой.
По ее словам, цифры занижены, многие сегменты не учитываются. Более 600 млрд руб. составляют расходы на подготовку к школе и дополнительные занятия. Из бюджета на дополнительное образование идет 32 млрд. Родители могут потратить определенную сумму. Рынок детского питания 650 млрд руб., рост цен 16% в год. Госзакупки всего два процента. Необходимо возрождение института молочных кухонь. Сохранили их только 5% регионов. Проект молочных кухонь ЕР огласит 14 марта.
Председатель комитета, коммунист Нина Останина изобразила радость: замечательно, ЕР всех накормит. Когда коммунисты вносят поправку, фракция ЕР не голосует.
Еще меньше перспектив принесло заседание Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации. Создание интеллектуальной собственности свалено на регионы, а его финансирование на бизнес. Федеральная помощь в патентовании и избирательное грантовое финансирование не решает общей, глобальной проблемы планирования научно-технической политики где-то в недрах очень глубинного государства США. Повторяю в который раз, эволюционной генетики и экологии там нет, есть их запрет, чтобы человечество не поняло смысл экспериментов над ним.
Хорошо еще то, что в России есть установка на отчуждение в пользу государства интеллектуальной собственности, созданной на бюджетные деньги. Будет она использована или нет, для автора вопрос второй после сохранения собственной жизни и здоровья.
Трансляция шла с разрывами и путаницей каналов. Общий вывод, однако, сделать нетрудно.
Неожиданный оборот приобрели последствия конференции журфака «Журналистика в 2023 году». Наиболее существенным оказалось программное выступление декана Елены Вартановой. Представлена общая проблема науки, которая состоит в отсутствии единой терминологии. Участники научных коммуникаций не стремятся к взаимопониманию, наоборот, каждый в пику конкурентам придумывает или просто заимствует из западной лексики нечто отличающееся.
Противником вестернизации науки традиционно выступил профессор Сергей Корконосенко. Оказалась универсальной схема, выстроенная общими усилиями участниками конференций журфака.
Практически о той же проблеме говорил на пресс-конференции в РИАН председатель комиссии СФ по информационной политике Алексей Пушков в конце прошлого года. Одно изменение терминологии на адекватную может изменить всю нашу жизнь.
В то же время представители индустрии на последнем пленарном заседании конференции представили картину состояния тематики ИИ и нейросетей – самообучающегося варианта ИИ. Тут общий радикал состоит в полном отсутствии понимания между исследователями и преподавателями с одной стороны и индустрией ИИ с другой. В иллюстрацию к обобщению Вартановой, представители индустрии неспособны объяснить сам предмет своих занятий, обозначаемый метафорическим мемом ИИ. Строится картина некой пугалки о тотальном отставании России, и как следствие, создается почва для того, чтобы догонять и соответственно больше платить за преодоление отставания.
Хаотизация через вестернизацию началась с решения Политбюро ЦК КПСС в 1967 году, когда под действием пропагандистской кампании США были закрыты отечественные разработки Виктора Глушкова в сфере кибернетики и управления промышленным производством. Отчетную кибернетику подменили моделями США. В их основе лежит так называемый управляемый хаос, постоянные перемены и поток новых терминоидов с претензией на их превращение в мемы с искусственной релевантностью роботов по формализованным признаками.
Насколько мне известно, отставание создается искусственно, как это было показано в парламентских дискуссиях по научно-технической политике и индустрии детских товаров. А в научных исследованиях Россия, скорее, опережает вопреки вестернизации.
Требующие преодоления неблагоприятные факторы иногда служат стимулом.
Например, модель самообучающейся нейросети применила зав. кафедрой журналистики и массовых коммуникаций ИСИ Наталья Вакурова в эксперименте на фокус-группе, показавшем самоорганизацию в трансляции информации в цепочке коммуникаторов-коммуникантов. Простыми словами, нейросетью является модель «испорченный телефон», которая является основой практически любых вариантов коммуникационных процессов в сообществах.
Я напомню, в России советского периода был выработан простой и изящный механизм формирования единой терминологии в науке. В угоду традиционно негативному общественному мнению научной среды из каждого возмутителя ее спокойствия делали диссидента-изгоя, и интеллигенция в пику советской власти принималась истово читать его апокрифы на обочине научного знания. Так было сделано с наследием Льва Гумилева и Вигена Геодакяна. В итоге термин «пассионарность» и представления о роли правого и левого полушария мозга стали общим достоянием в науке, хотя сегодня уже мало кто помнит их авторов.
Параллельно работала система рецензирования ВИНИТИ, перманентно действующий инструмент извлечения существенного из потока научных публикаций. Сами рецензенты получили естественное преимущество в науке. Некоторые академики стали таковыми благодаря тому, что в прошлом от безденежья отрецензировали множество статей. В советской науке возник эффект синергизма шарашек, искусственного диссидентства и рецензирования ВИНИТИ.
Лев МОСКОВКИН.
Фото Ольги Давыдовой