Об этом в ходе пресс-конференции в НСН заявил директор по стратегии в инвестиционной компании «ФИНАМ» Ярослав Кабаков.

По статистике Банка России, по операциям по банковским картам в 2023 году физические лица сняли с карт 33,3 трлн руб., по сравнению с 2022 годом показатель вырос на рекордные 13%. По данным ЦБ, объем снятия наличных с карт в 2023 году рос максимальными темпами минимум за последние десять лет. При этом увеличение объема денежных переводов по картам, наоборот, в прошлом году заметно замедлилось. Они увеличились лишь на 8%, хотя ранее фиксировали повышение этого показателя в диапазоне 22-77%.
«Текущие тенденции, которые отмечаются в сегменте снятия налички физлицами, впрямую коррелируют с теми процессами, которые происходят у нас в экономике. В первую очередь, растет денежная масса; во-вторых, это, конечно же, результат присоединения новых территорий, где оборот безналичных платежей всегда был невысокий и на фоне увеличения торговых операций там увеличивается оборот наличности. Кроме этого, сейчас остается на достаточно высоком уровне потребительская активность: так, когда население выезжает на отдых за границу, у многих возникают проблемы, связанные с безналичными платежами. В такой ситуации население снимает наличность, обменивает ее на валюту и едет с ней за границу», – отметил Ярослав Кабаков.
В ближайшем будущем, по его словам, рост объемов обналичивания может еще увеличиться: «Хотя наши законодатели пока не признаются, по мнению аналитиков, корпоративный налог у нас скоро подрастет. А в условиях роста налогов, понятно, что либо объемы обналички еще подрастут, либо бизнес начнет испытывать серьезные трудности».
Еще один участник пресс-конференции, экономист, профессиональный эксперт в области управления предприятиями, член Советов директоров ряда российских компаний Евгений Змиев также указал на многофакторную природу причин, вызывающих рекордный рост объемов обналичивания: «Объем наличности действительно растет и будет расти. Этот рост вызван двумя причинами, а именно ростом экономики и вследствие инфляции. Есть инфляция, есть рост, а значит есть и необходимость увеличения денежной массы. Плюс надо иметь в виду, что треть населения продолжает пользоваться наличными средствами, и даже если деньги приходят на карту, они их снимают. Кому-то с помощью наличности проще контролировать свои расходы, кому-то удобнее прятать наличные под подушку. Целое поколение россиян, старшее поколение, более привычно к расчетам наличными, и если они получают пенсию на карту, они ее снимают, а потом тратят. Плюс мы понимаем, что ситуация с новыми территориями, где финансовый и электронный сервис, надежность коммуникаций далеко еще пока не стопроцентная, там наличность, конечно же, будет занимать объем, близкий к ста процентам».
Причем не стопроцентная надежность электронных сервисов, связанных с финансами, зачастую склоняет выбор россиян в сторону наличности не только на присоединенных территориях. Как напомнил Евгений Змиев, при недавнем отзыве ЦБ лицензии у КИВИ Банка пострадало много обычных россиян, которые держали там деньги на электронных кошельках, которые, как выяснилось, оказались (причем в рамках действующего законодательства) незастрахованными и Агентством по страхованию вкладов эти средства не были возмещены. Кроме этого, многие россияне просто боятся хранить деньги на карточках из-за разгула киберпреступности и постоянных утечек данных из различных уважаемых организаций.
Сергей Ишков.
Фото мобильного репортера / агентство «Москва»