Изучать. Творить. Создавать

28 марта в усадьбе Измайлово открылась выставка «Изучать. Творить. Создавать», посвященная знаменитой строгановской школе керамики. Работы художников-керамистов разных поколений рассказывают о целой эпохе в русском искусстве, об эволюции творчества и влиянии Строгановки на массовое производство керамических изделий.

Строгановская школа славится своими творческими экспериментами. В начале ХХ века она стала одним из центров развития модного тогда русского стиля, позже именно здесь создавались смелые проекты конструктивистов. Революционность и смелость в сочетании со знанием народной традиции – это отличительные черты строгановской керамической школы, которая всегда стремилась к сохранению национальной самобытности и развитию творческой индивидуальности. Майолика и фарфор Строгановского училища конца XIX — начала XX века, как и многие другие изделия мастерских этого легендарного учебного заведения, относительно недавно вышли из тени профессионального искусствоведческого интереса, несмотря на то, что у коллекционеров они давно уже пользуются спросом и заслуженно снискали высокую репутацию и высокую оценку.

Экспозиция объединяет около 300 экспонатов из собраний научно-методического фонда кафедры «Художественная керамика» РГХПУ им. С. Г. Строганова, музея-заповедника «Коломенское», Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково», Государственного биологического музея имени К. А. Тимирязева и частных коллекций. Перед глазами зрителя предстанет эволюция творчества художников Строгановки. Можно будет проследить результат их влияния на массовое производство керамических изделий.

Посетителям представлены сохранившиеся черепки XV века, фарфоровый сервиз, интерьерные вазы, керамическая скульптура и пр. Предметы экспозиции помогут проследить трансформацию формообразования в области керамики. От черепков плошки XV века до фарфорового сервиза и интерьерной вазы, от керамического пласта до пространственной композиции и скульптуры.

Именно Строгановка одна из первых взяла на вооружение новые формы и методы обучения. В расписании занятий появились новые предметы: «стилизацию цветов» некоторое время преподавал М. А. Врубель, а «изучение стилей» на протяжении ряда лет вели многие видные художники-архитекторы того времени, среди которых Ф. О. Шехтель,  Л. Н. Кекушев, С. В. Ноаковский и др. С 1898 года начинает меняться постановка дела в керамической мастерской — ее разделяют на майоликовую и гончарную, учащиеся  изучают технику производства глины и составы глазури и исполняют собственные композиции.

Чем ближе знакомишься с творчеством строгановцев, тем яснее видишь всю серьезность: их мастерство почти полностью вытесняет определение «ученическое». И далеко не случайно самые крупные музеи России, да и всего мира, отдают должное искусству Строгановки.

«На выставке представлена пестрая мозаика форм: пласты, рельефы, скульптуры, утилитарные предметы. Произведения признанных мастеров находятся в соседстве со студенческими работами. Когда стирается грань – где учитель, где ученик, – становится ясно, что строгановская керамика актуальна и созвучна настоящему ей времени. Неизменным остается одно – высокий уровень профессионализма и творческая индивидуальность. А соседство с постоянной экспозицией «Открытое хранение. Печи и изразцы» позволит провести параллели между русским искусством изразцовой керамики XVII – начала XX в. и работами строгановцев», – рассказала директор Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское – Измайлово» Марина Люльчук.

В первую очередь для строгановской керамики начала XX века характерны неповторимая роскошь простоты, «корректность стиля», заключавшиеся в преобладании лаконичных форм изделий, покрытых всегда интересно варьирующимися глазурями. Своеобразный же стиль русского модерна, свойственный изделиям Строгановки, с его тяготением к «сказочности» и «узорочности», можно назвать естественным, ибо он логично вышел из «русского стиля» — основного направления, в котором работало училище. Посетители выставки смогут увидеть работы Алексея Сотникова, Павла Кожина, Александра Белашова, Марии Шаховской, Валерия Малолеткова, Анны Удальцовой, Франциско Инфантэ-Арана, Давида Ципировича и др.

Получить ответы на вопросы о материалах и технологических процессах, узнать, как связаны между собой Палеонтологический музей и Метрострой и какая связь между гжелью и динозаврами, можно в «Мастерской керамиста» – разделе выставки, посвященном секретам изготовления керамических изделий. Тактильные модели и образцы помогут понять особенности техник исполнения предметов из керамики.

Сегодня так же, как тогда, отношение к строгановской керамике, да и к изделиям мастерских в целом, продолжает оставаться двойственным. И по сей день есть у нее почитатели, есть страстные коллекционеры, а есть и «недоброжелатели», отрицающие какую-либо значимость и художественную ценность строгановских изделий. К счастью, негативных проявлений становится все меньше, а успех московского училища, основанного незабвенным С. Г. Строгановым, был полным!

Раз в три месяца часть экспозиции «Изучать. Творить. Создавать» будет меняться. С открытия выставки до конца июня в Малом выставочном зале будут представлены работы современных художников-керамистов: Елизаветы Семёновой, Дарьи Суровцевой, Анастасии Нестеренко и Ольги Колокольцовой.

Выставка «Изучать. Творить. Создавать» – совместный проект Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское – Измайлово» и Российского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова. Экспозиция открылась в преддверии 200-летнего юбилея университета и стала одним из первых событий в череде праздничных мероприятий в 2025 году.

Михаил Ковалёв.

Фото автора

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x