Спектакль Анджея Бубеня «Свет с неба» по произведению лучшего драматурга Соединённого Королевства Дэвида Хэйра о тонких струнах человеческих душ вызвал бурю оваций на премьерном показе в ТЦ «На Страстном».

Продюсерский цент «Зебра» привез в Москву невероятную по темпераменту и уникальную по актерству постановку с народным артистом Игорем Скляром (Том) и Светланой Щедриной (Кира). Третьим участником семейных разборок является сын главного героя, сыгранный Александром Титенко. Спектакль с аншлагом идет в Театре на Васильевском, а теперь «поехал по стране» – первая остановка в Первопрестольной.
Герои «проживают жизнь» спектакля в камерном пространстве квартиры (художник Елена Дмитракова), над которой нависает фигура кариатиды. Красный холодильник, кухонная плита, раковина, два стола, стулья, стопки тетрадок и школьная доска с кусочком мела. На сцене готовят еду, жарят красный перец на сковородке и варят спагетти. И во всем этом «кухонном антураже» бывшие любовники «разруливают» свою жизнь, упрекая друг друга и пытаясь найти выход из сложившихся обстоятельств.

Он – ресторатор и обеспеченный господин Том Сёджант, она – школьная учительница Кира Холлис. Они не виделись несколько лет. Год назад Том похоронил жену и приехал в скромную квартиру бывшей подружки, расположенную на задворках Лондона.
То, что их когда-то связывало, потеряло всякий смысл для Киры – она сознательно зачеркнула прошлые отношения с женатым хозяином ресторана, в котором тогда работала. Завтраки в доме четы Сёджант – это единственное, о чем она иногда вспоминает. У Киры случился роман с Томом, его жена об этом узнала, и тогда Кира исчезла.
Сейчас она живет в непрезентабельном районе Лондона, учит детей и пытается извлечь радость из обстоятельств, в которых оказалась. Кира в буквальном смысле слова истязает себя, а не живет. И вот в ее скромную квартиру без предупреждения является 18-летний Эдвард, сын Тома. Он рассказывает героине о смерти матери и о «бреднях» отца, впавшего в депрессивное состояние.
После ухода сына в пенале-квартире появится его отец. То ли призрак, то ли тень – таким его встречают зрители и Кира. Он бродит по ее квартире и напрашивается на ужин. Хозяйка обжаривает на сковороде красный перец, варит спагетти и просит Тома потереть сыр. Заполненный зал практически участвует в приготовлении ужина: прогорклый запах масла, не совсем свежий сыр, соус для спагетти – все это чувствуют не только герои постановки. Но предполагаемый совместный ужин срывается… герои отправляются в спальню.

Все уйдет в разговоры, воспоминания, выяснение отношений. Игорь Скляр и, соответственно, его герой уйдут со сцены голодными. А потом блюдо со спагетти вынесут гостям, тем, кого пригласили на московскую премьеру. Удивительно, но спагетти окажется вполне съедобным, хотя трудно было в это поверить, наблюдая за процессом его приготовления из зрительного зала. А там, оказывается, все было по-настоящему.
Дуэту Игоря Скляра и Светланы Щедриной (и присоединившемуся к ним Александру Титенко) московские зрители рукоплескали несколько минут, вызывая питерскую труппу на бис.

Белая скатерть на длинном столе, серебряная посуда, изысканная сервировка, масло в эксклюзивной масленке, бекон, хрустящий хлеб и круассаны – такой сервировкой для Киры от сына Тома заканчивается спектакль.
«Этот сюжет поэтому и современен, что говорит про нас, про живых настоящих людей, про то, насколько мы одиноки, насколько мы хотим быть любимыми и насколько умеем любить. Или мы сегодня уже не умеем любить?» – размышляет режиссер спектакля «Свет с неба» Анджей Бубень.
Эмоциональный, иногда чересчур, разговор двух любящих сердец заканчивается «открытым финалом». Каждый сидящий в зале сам для себя решает: это конец отношений или их начало. Зритель считывает мысли о любви, прощении, правде и лжи, куда же без нее, а также о близких, которых мы часто теряем, и о том, что нужно сделать, чтобы было иначе.
Владимир Сабадаш.
Фото Ильи Золкина