Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять в первом чтении законопроект о штрафах за нарушение ПДД для лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности (СИМ) – электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, моноколеса и прочее, включая велосипеды.
Согласно законопроекту, предлагается ввести административную ответственность за ряд нарушений, касающихся использования средств индивидуальной мобильности. Предложено введение штрафов за управление СИМ в состоянии опьянения, превышение разрешенной скорости, нарушение правил перевозки грузов и пассажиров, нарушения ПДД, приводящие к вреду здоровью, а также за отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Оставление места ДТП или невыполнение требований полиции также подлежит штрафу. Важно отметить, что размер штрафов варьируется от 500 до 30 тысяч рублей в зависимости от серьезности правонарушения.
Кроме того, предлагается ввести ответственность за несоблюдение требований в области организации дорожного движения, включая неправомерную установку технических средств на дороге и нарушение правил парковки, для должностных и юридических лиц, с административными штрафами от 10 до 250 тыс. рублей.
Председатель комитета Павел Крашенинников отметил, что предложенные изменения необходимы, так как в последние годы распространение использования СИМ на дорогах резко увеличилось, что повлекло и увеличение количества аварий с их участием. Поэтому вопрос уточнения ответственности за нарушения использования электросамокатов, электроскейтбордов и прочих подобных средств остается актуальным. «Концептуально предлагаю поддержать законопроект, но работы предстоит еще очень и очень много», – подчеркнул Павел Крашенинников.
В пояснительной записке к законопроекту приводятся статистические данные.
Начиная с 2020 года, общее количество СИМ выросло в пять раз, количество поездок с использованием СИМ, предоставляемых в краткосрочную аренду, выросло в двенадцать раз. На начало 2023 года количество СИМ, находящихся в прокате, достигло 192 тыс., в том числе в городе Москве – 40 тыс., продано в розницу с 2020 по 2022 год – 540 тыс. Таким образом, общее количество эксплуатируемых СИМ – более 750 тыс. (без учета приобретенных до 2019 года).
Указанная тенденция также отражается и на показателях аварийности с участием данных средств передвижения. Согласно аналитическим данным НИЦ БДД МВД России в период с 2018 по 2020 год с участием СИМ, оснащенных электродвигателем, в 8 раз увеличилось количество внесенных в госстатотчетность ДТП, погибших – в 6 и раненых – в 8 раз. Всего в 2020 году зарегистрировано 331 (+182,9%) ДТП, в котором погибли 6 (+50%) и ранены 347 (+184,4%) человек. В 2021 году зарегистрировано 672 (+67,5%) ДТП с участием СИМ, в результате которых погибли 20 (+185,7%) человек, в том числе 1 несовершеннолетний в возрасте до 16 лет. Ранения получили 704 (+67,2%) человека, в числе которых 133 (+54,6%) ребенка в возрасте до 16 лет.
В 2022 году зарегистрировано 941 (+40% к АППГ) ДТП с участием СИМ, в результате которого погибли 19 (-5%) человек, в том числе 2 несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. Ранения получили 976 (+38,6%) человек, в числе которых 192 ребенка в возрасте до 16 лет. За 9 месяцев 2023 года зарегистрировано 2 647 (+215,9%) ДТП с участием СИМ, в результате которых погиб 31 (+63,2%) человек, в том числе 3 несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. Ранения получили 2 723 (+213%) человека, в числе которых 919 детей в возрасте до 16 лет.
Согласно ПДД РФ, велосипед «может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч».
В настоящее время в России построено только около 5 тысяч километров велодорожек, которые определены приоритетными для движения на СИМ, что несравнимо меньше, чем в европейских странах.
Рост аварийности с участием СИМ и рост их количества при отсутствии необходимой инфраструктуры вызывает протестные настроения в обществе, включающие требования полного запрета использования СИМ на тротуарах.
Лично мне рекомендованный к принятию законопроект непонятен, и пояснения к нему представляются несостоятельными. Самокаты вместе со всеми СИМ приравнены к транспортным средствам, и ответственность за наезды на пешеходов должна быть соответствующей. Однако самокат не машина, и поймать нарушителя практически невозможно.
Повышение ответственности по неработающей норме ничего не дает, кроме правового нигилизма.
Комитет по госстроительству занимается не своим делом.
Самокаты могут использоваться для удовлетворения девиантных потребностей. Если человеку нравится пугать людей, создавать препятствия, издеваться и калечить, он может использовать для удовлетворения страсти самокат, собаку и вообще что угодно. Его по-любому надо изолировать от общества и направлять на принудительные работы. Чтобы сломать ногу, необязательно попасть под сумасшедший самокат, достаточно старушки с сумкой-каталкой в толпе.
Слишком много развелось мизантропов.
Остаются вопросы о причинах озлобленности отдельно взятых людей и кто из них продавливает «хищные вещи века».
Так называется фантастическая повесть Аркадия и Бориса Стругацких. Название взято из стихотворения Андрея Вознесенского «Монолог битника. Бунт машин». Повесть опубликована в 1965 году. В ней предсказано все будущее развитие общества. Повседневные бытовые вещи стали технологиями двойного назначения. По сути, повесть Стругацких стала логическим продолжением эссе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Отзвуки века джаза».
Комфорт жизни провоцирует развитие вредных привычек, перерастающих в стойкие зависимости и болезни, которые практически неизлечимы. Да и вопроса такого не возникает.
Парадокс: комфорт без проблем выживания порождает дискомфорт и проблемы выживания.
Профильного комитета по такой актуальной тематике в Государственной Думе не существует.
Лев МОСКОВКИН.
Фото Ольги Давыдовой