Леонид Пастернак. Первый русский импрессионист

31 мая 1945 года в Оксфорде не стало художника Леонида Осиповича Пастернака. Поэт и писатель Борис Леонидович Пастернак узнал об этом из телеграммы, пришедшей в ответ на его безуспешные попытки выяснить судьбу своего письма отцу с отправленными переводами Шекспира.

Леонид Осипович Пастернак. Автопортрет

Борис Пастернак ответил родным: «Раздавлен страшной новостью. Как пережить невозвратимую потерю и мрачную бесцветную жизнь без этого удивительного большого человека, художника и жизненного примера. Бедный, бедный, дорогой папа. Надеюсь на нашу близкую встречу, люблю. Не теряйте мужества, крепитесь».

Академик живописи, профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества, один из учредителей Союза русских художников Леонид Пастернак родился в Одессе 22 марта 1862 года. Историки искусств причисляют его к относительно небольшой группе русских импрессионистов. Во всяком случае, Пастернак сам первым из русских художников назвал себя импрессионистом.

Он окончил гимназию в 1881 году, совмещая учебу с посещением Одесской рисовальной школы. В 1881-1882 годах Леонид Пастернак учился на медицинском факультете Московского университета, параллельно занимаясь живописью и рисунком в мастерской академика Е. Сорокина. В 1883 году перевелся на юридический факультет Новороссийского (Одесского) университета, который предоставлял своим студентам возможность обучаться за границей, и провел несколько семестров в Мюнхенской королевской академии изящных искусств.

Окончив университет, Пастернак проходил военную службу вольноопределяющимся в артиллерии. Один из его эскизов, сделанных в армии, послужил сюжетом для первого большого холста «Письмо с родины» (другое название – «Вести с родины»).

В 1889 году Леонид Осипович перебрался в Москву, где начал работу над картиной. О прибывшем из провинции художнике узнал Павел Михайлович Третьяков. Посетив Пастернака, он буквально с мольберта приобрел «Письмо с родины» для своей коллекции.

Пастернак стал известен как один из наиболее видных художников того времени. Женившись на уже известной к тому времени пианистке Розалии Кауфман и обосновавшись в Москве, Леонид Осипович в 1890 году стал отцом своего первенца – Бориса. Затем на свет появились сын Александр и дочери Жозефина и Лидия.

Сыновья художника – Борис и Александр. Автор картины – Л. О. Пастернак

Дом Пастернака стал одним из культурных центров Москвы, где часто собирались художники и музыканты. Помимо преподавания, Леонид Осипович пишет портреты деятелей культуры и искусства: Горького, Брюсова, Скрябина, Рахманинова и т. д.

В 1893 году Леонид Пастернак познакомился с Львом Толстым. На выставке передвижников внимание писателя привлекла картина Пастернака «Дебютантка». Льву Николаевичу представили ее автора.

Лев Толстой за литературной работой. Автор картины – Л. О. Пастернак

«Да, да, я знаю это имя, – сказал Толстой. – Я слежу за его работами».

Пастернаки стали частыми гостями Льва Николаевича как в Москве, так и в Ясной Поляне. В результате появилась серия портретов Толстого – в кругу семьи и знакомых, занятого творческим и физическим трудом. Кроме того, Леонид Пастернак стал одним из лучших иллюстраторов произведений Льва Николаевича: его иллюстрации к роману «Воскресение» экспонировались в 1900 году в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже, где удостоились медали. Многие зарисовки из «толстовской» серии попали в Третьяковскую галерею.

Л. Н. Толстой в кругу семьи. Автор картины – Л. О. Пастернак.

Борис Пастернак так вспоминал работу отца над иллюстрациями к «Воскресению»: «Я помню отцову спешку. (…) Толстой задерживал корректуры и все в них переделывал. Возникала опасность, что рисунки к начальному тексту разойдутся с его последующими изменениями. Но отец делал зарисовки там же, откуда писатель черпал свои наблюдения, – в суде, пересыльной тюрьме, в деревне, на железной дороге. От опасности отступлений спасал запас живых подробностей, общность реалистического смысла».

Известно, что Толстой восторгался рисунками Пастернака, угадыванием изображаемых в романе лиц, сходством с незнакомыми художнику прототипами.

«Подводя итоги прошлому, вспоминая Льва Николаевича, я спрашиваю себя, чем заслужил я счастье, дарованное мне судьбой, не только быть современником этого легендарного человека, но и знать его лично, бывать у него, беседовать с ним, рисовать и писать его… Как передать блаженство, испытанное мною, когда однажды в разговоре со мной Н. Ге заметил: «Толстой Вас любит – это большое счастье», – писал позже Леонид Пастернак.

В 1902 году картину Пастернака «Толстой с семьей в Ясной Поляне» для Русского музея приобрел Великий Князь Георгий Александрович. Другой Великий Князь – Сергей Александрович – лично утвердил кандидатуру Леонида Осиповича на пост профессора Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В годы, предшествовавшие Октябрьской революции, Пастернак участвовал в международных выставках в Германии, Австрии, Франции. В 1905 году Петербургская академия художеств избрала его академиком живописи. В первые послереволюционные годы Леонид Пастернак – участник ряда российских выставок.

Пастернак считается одним из основателей ленинианы. Посещая партийные съезды и конгрессы, он делал множество набросков и зарисовок вождя и других политических деятелей. Леонид Осипович был первым из художников академического направления, удостоенный такой чести правительством страны Советов. Однако впоследствии многие из этих портретов были уничтожены новой властью.
В 1921 году Леонид Пастернак вместе с супругой и дочерьми уехал в Германию на лечение: художнику надо было сделать операцию глаза. По другой версии, Пастернак попал в опалу. Так или иначе, разрешение на выезд из Советской России за границу для проведения лечения им выдали в сентябре 1921 года. Сыновья – Борис и Александр – остались в Москве, в родительской квартире на Волхонке, превращенной еще до отъезда отца с матерью и сестрами в коммунальную.

Уезжая, Пастернаки думали, что это ненадолго, и сохранили советские паспорта. Однако после операции у Леонида Осиповича появилось так много интересных тем и работ, которые нужно было завершить в Германии, что он все откладывал свое возвращение.

В Берлине Леонид Осипович написал портреты многих ученых, художников и писателей своего времени: физика А. Эйнштейна, поэта Р. М. Рильке, писателя Г. Гауптмана, художников Ловиса Коринта и Макса Либермана и др. Среди русских, с кем он встречался и чьи портреты писал в Берлине, были Алексей Ремизов, Лев Шестов, Сергей Прокофьев, Анатолий Луначарский и другие.

В 1927 и 1932 году в Берлине состоялись две персональные выставки Леонида Пастернака. В том же 1932 году в Берлине вышла его монография с большой статьей Макса Осборна, воспоминаниями художника о Льве Толстом и автобиографическими заметками. Большую часть тиража не успели вывезти из типографии, где она была уничтожена в мае 1933 года во время публичного сожжения книг нацистами. Была запрещена также подготовленная к 75-летию художника выставка, которую он собирался потом перевезти в Москву.

Поздравление. Борис, Александр, Жозефина и Лидия. Автор картины – Л.О. Пастернак.

Какое-то время спустя после прихода к власти Гитлера Леонид Пастернак с женой уехал в Англию. Окончив университет, их дочери вышли замуж и разъехались. Жозефина с мужем и двумя детьми жили в Мюнхене, младшая Лидия в 1935 году переехала в Англию, где ее муж вскоре после рождения детей получил от своих родителей большой дом в Оксфорде. С ужесточением нацизма в Германии сначала Леонид Осипович с супругой, а потом и Жозефина с семейством бежали в Англию.

Леонид Осипович Пастернак с супругой

Вся семья активно переписывалась с остававшимися в Москве Борисом и Александром, не прерывая связи даже в самые страшные годы.

Внезапная смерть супруги 23 августа 1939 года была для Леонида Осиповича сильнейшим ударом.

«Англия только что вступила в войну с нацистской Германией, – рассказывается в работе «Пастернаки в Англии», подготовленной Евгением Борисовичем Пастернаком, сыном поэта, и его женой Еленой Владимировной, исследователями творчества и биографии Бориса Пастернака. – События последних месяцев остановили намечавшееся возвращение художника с женой на родину. Упакованные в ящики картины находились в советском полпредстве в Лондоне. Жозефина собиралась с семьей получить статус беженцев и переехать в Америку. Но начавшиеся военные действия оборвали хлопоты, и вскоре она поселилась тут же в Оксфорде, неподалеку от отца и сестры. Муж Жозефины как австрийский подданный был интернирован».

Из-за начавшейся войны Леониду Пастернаку пришлось остаться в Англии, эта страна стала его прибежищем на всю оставшуюся жизнь.

«С началом немецкого наступления на Западном фронте возникла реальная угроза для жителей Англии, – рассказывается в работе «Пастернаки в Англии». – В июле 1940 года начались регулярные бомбардировки Лондона и других городов. Из письма Бориса Пастернака к Анне Ахматовой от 1 ноября 1940 мы знаем, как он волновался, не получая ответов: «Я говорил Вам, Анна Андреевна, что мой отец и сестры с семьями в Оксфорде, и Вы представите себе мое состоянье, когда в ответ на телеграфный запрос я больше месяца не получал от них ответа. Я мысленно похоронил их в том виде, какой может подсказать воображенью воздушный бомбардировщик, и вдруг узнал, что они живы и здоровы».

В семейном архиве в Оксфорде, в бумагах Л. О. Пастернака был найден текст этой телеграммы, так обрадовавшей Бориса, записанный рукою Лидии на полученном из Москвы запросе: «Все хорошо, обнимаем, любим. Папа, Лидия».

В один из последних довоенных дней Борис Пастернак описывал отцу свою семейную жизнь:

«19 июня 1941. Москва.

Дорогой папа!

Я вполне могу представить себе, каким подозрительным в такое время, как наше, должно казаться письмо на иностранном языке, не говоря уже о фотографии или книге. Тем не менее я решаюсь послать тебе только что вышедшую в моем переводе трагедию «Гамлет» и вкладываю в письмо фотографию. А вдруг, после двойных проверок, которые она неизбежно должна пройти и с нашей и с вашей стороны, она счастливым образом достигнет твоих глаз. Изображенный на карточке – твой внук и тезка Лёня, самое робкое, удивительное и ранимое существо из всех, когда-либо мной виденных, главная страсть которого – рисование и который на вопрос: «Кто лучше всех рисует?» показывает пальцем на твои великолепные графические и масляные эскизы на стене и отвечает «Мой дедушка». (…) Если бы не война, я мог бы сказать о себе, что в высшей степени счастлив своей жизнью, потому что никогда не понимал и не смогу постигнуть того, что я или ты можем когда-нибудь умереть…»

Чудом преодолев границы воюющих государств и удвоившиеся с началом войны с Россией преграды, письмо с фотографией и бандероль с «Гамлетом» в конце октября достигли адресата.

31 мая 1945 года Леонид Пастернак умер в Оксфорде.

Первая персональная экспозиция работ художника в Советском Союзе состоялась в 1979 году в Третьяковке. К 150-летию со дня рождения Леонида Пастернака его полотна были выставлены на его родине в Одессе.

В Оксфорде, в доме на Парк Таун, 20, где Леонид Осипович прожил последние шесть лет своей жизни, 2 мая 1999 года торжественно, при большом стечении народа, открылся музей.

Работы Леонида Пастернака хранятся в известных российских музеях и за рубежом – в Париже, Лондоне, Бристоле, Оксфорде а также в частных коллекциях.

Сергей Ишков.

Источники фото –  ru.wikipedia.org,  kulturologia.ru

Добавить комментарий