В Московском музее современного искусства открылась мультимедийная выставка «Спасители. Пути спасения».
Выставка, ставшая первым мероприятием московской программы «Неделя памяти жертв холокоста», посвящена тем, кто, рискуя жизнью, спасал евреев во время холокоста.
Ежегодная Неделя памяти жертв – это комплекс мероприятий, приуроченных к Международному дню памяти жертв холокоста (27 января). В этом году Неделя памяти включена в официальную программу празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.
«Выставка, которую мы открываем в рамках московской Недели памяти жертв холокоста, посвящена российским и грузинским праведникам. Праведники – это очень важный пласт в истории холокоста. Благодаря этим людям, их подвигам, мы говорим о том, что вера в человечество, героизм и самоотверженность вернулись», – сказала на открытии выставки директор Российского еврейского конгресса Анна Бокшицкая.
Праведниками народов мира называют людей нееврейского происхождения, которые, несмотря на опасность для собственной жизни, прятали евреев от фашистов, снабжали их пищей, документами и необходимыми вещами. С приходом к власти в 1933 году Адольфа Гитлера ужесточились немецкие законы по отношению к еврейскому населению страны. Сначала в Германии, а затем и на других территориях Третьего рейха евреи лишались гражданских прав и собственности, исключались из экономической жизни страны, им было запрещено заниматься многими профессиями. Вскоре евреев стали заключать в концлагеря и гетто, открыто истреблять. В страхе, ужасе, атмосфере постоянной угрозы жизни, военных действий и предательства жили не только евреи, но и люди, которые хотели или могли бы прийти им на помощь. Истории таких спасений – это истории высокопоставленных дипломатов, нарушавших прямые приказы своих начальников и незаконно выдававших спасительные документы. Это истории простых бедных крестьян, прятавших своих еврейских соседей в подвалах и колодцах. Это истории служителей церкви и настоятелей монастырей, помогавшим еврейским беженцам скрыться от преследователей. Это истории славянских женщин, взявших на воспитание еврейских детей погибших родителей. В то время, когда было сложно прокормить себя и своих близких, уберечь свои семьи от войны, эти люди брали на себя ответственность за жизни зачастую совершенно незнакомых им людей. Часто спасителям это стоило жизни.
«Во время Недели памяти мы всегда вспоминаем и тех, кто противостоял нацизму. Это солдаты-освободители, участники восстаний в лагерях и гетто и, конечно, праведники. Кто-то из праведников спас тысячи, кто-то – одного. Как сказано в Талмуде, «тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир»! Праведники народов мира спасали и тысячу жизней, и несколько жизней. Они спасли эти миры. Они спасли этих людей, они спасли их потомков. Сейчас эти евреи живут – потомки тех, кого спасли тогда. Или потомки потомков. Для нас это очень важно, – отметил исполняющий обязанности президента РЕК Михаил Бройтман. – Лично у меня в Смоленской области погибли 33 моих родственника, в детстве не понимал, потом не верил, а сейчас начинаю вникать. К сожалению, сейчас снова такая обстановка – ксенофобия, антисемитизм, убийства просто потому, что люди какой-то национальности. В этой связи Неделя памяти становится все более актуальной и необходимой. Мы должны сохранить память о тех, кто спасал».
«Спасители» – первая выставка в России, которая рассказывает обо всех 206 российских праведниках народов мира. Жители 51 страны: мужчины, женщины, целые семьи названы праведниками, и это очень почетное звание. В 1960-х праведников начали искать по всему миру. К сожалению, в Советском Союзе таких поисков не было, и только в середине 90-х в нашей стране начали собирать по крупицам истории спасенных и имена спасителей, поэтому на экспозиции так много безымянных табличек…
Выставка в Еврейском музее не только рассказывает знаменитые истории спасения, но и называет имена менее известных праведников. Здесь представлены исторические материалы, связанные с холокостом: документы, фотографии и видеосвидетельства, предоставленные музеем Яд ва-Шем в Иерусалиме и Мемориальным Музеем Холокоста в Вашингтоне.
Количество спасенных – ничтожно мало по сравнению с шестью миллионами жертв холокоста, однако для того, чтобы подчеркнуть ценность каждой спасенной жизни, праведникам вручается именная медаль со словами: «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».
Экспозиция посвящена праведникам народов мира (присвоением званий занимается Израильский институт катастрофы и героизма, а их имена увековечиваются на мемориальном комплексе истории Холокоста Яд Ва-Шем в Иерусалиме. Это люди нееврейского происхождения, спасавшие евреев в годы нацистской оккупации, рискуя при этом собственной жизнью. Для того, чтобы человека признали праведникам, его история должна соответствовать семи критериям: человек нееврейского происхождения, который попытался спасти хотя бы одного еврея вне зависимости от того, увенчалась ли эта попытка успехом или нет; событие произошло в годы холокоста, имел место риск собственной жизни; помощь была безвозмездна и безусловна; спаситель не причинял зла людям других национальностей; есть свидетели или документы, подтверждающие факт спасения евреев. Таких людей около 28 тысяч из более 50 государств! Этим людьми двигало человеколюбие, понимание ценности каждой человеческой жизни.
Но мы так мало о них знаем! Все слышали о списке Шиндлера, но мало кто – о списке Киселева. Этот партизан в 1942 году вывел за линию фронта 218 евреев. Трехлетнюю девочку лично нес на руках, кормил хлебом, шептал на ушко сказки, чтобы малышка не заплакала и не выдала всех.
«Самый известный праведник, которого мы считаем праведником, это нобелевский лауреат Иван Алексеевич Бунин. Российский писатель вместе с женой прятал евреев в своей квартире на юге Франции. У нас есть документы, говорящие о том, что Бунин заслуживает признания праведником народов мира», – рассказал президент российского еврейского конгресса Юрий Каннер.
Каждый год находятся все новые и новые имена праведников-спасателей. А ищут их те, кто, кажется, совсем далек от ужасов холокоста: эту выставку, например, придумали две московские школьницы. Слушая рассказы спасенных, они решили разыскать спасителей: «В России их осталось всего пять человек, и мы решили, что очень важно рассказать об их подвиге, тем более, их остается с каждым годом все меньше и меньше, и такой возможности может не быть в следующем году», – рассказала Елена Цыбулина.
Юные школьницы, к счастью, знают про холокост только из книг и фильмов, а вот бывшая узница концлагеря Ида Спектор лично видела ужасы фашизма, будучи девятилетней девчонкой. Сначала гетто в Винницкой области, затем лагерь. Однажды мама резко оттолкнула ее от себя. Потом в маму долго стреляли: «Там стоишь, и немцы и бросают тебя в яму. Пять рвов. Пять рвов километровых. Мы ездили все время на Украину, на эти рвы. Вроде походишь, и лучше становится. А теперь мы на Украину ездить не можем»… У нее, кроме этих рвов, ничего и никого не осталось, а теперь и их нет. Она приезжает в российские школы и рассказывает, как это было, чтобы всего этого никогда больше не было: «Чтобы люди знали, потому что мы уходим. У нас в этом году умерло 20 узников», – говорит Ида Спектор.
Иван Левчук во время войны тоже был маленьким, но хорошо помнит, как мать и отец несколько месяцев прятали от немцев мальчика Яшу, и только когда Ваня подрос, то понял: если бы не его семья, Яшу бы убили, только потому, что он еврей.
Выставка разделена на две части – черное и белое, противоположности и притяжение… В центре первого зала находится круглое древо – «целла» (если точнее, «целла» – это внутреннее помещение храма), «кору» которого составляют таблички с именами некоторых российских праведников, а на обратной стороне – имена тех евреев, которых они спасли. Это метафора: спереди праведники, надежно закрывающие своими спинами тех, кто в страшное время холокоста был обречен на смерть. Антитезой к «древу» стали материалы «Одесской газеты», где опубликованы объявления и приказы военной комендатуры: документы касаются евреев всех категорий, а ниже – разъяснение: все те, кто имеет одного из предков по мужской или женской линии еврея, кто исповедует еврейскую религию, еврейские женщины, которые были или состоят замужем за лицами всякого другого вероисповедания… Тексты жесточайших приказов поражают своей невероятной холодностью и неприкрытой ненавистью. Рядом в нишах установлены четыре видеоинтервью с праведниками: Игорем Полугородником, Иваном Левчуком, Марией Теребиловой и Тамарой Романовой. Экспозиция дополнена интересными текстами о праведничестве в России и других странах, видеоматериалами с воспоминаниями праведников, а также интервью с инициаторами проекта и картой, отображающей географию спасения.
Во втором зале представлена масштабная инсталляция Ивана Щукина «Исход». Она состоит из серии объектов, изготовленных из специально обработанной мацы и посвященных грузинским праведникам народов мира. Перед нами девять сюжетов, выжженных на маце, главные герои которых – четыре грузинских праведника, которые спасли евреев от неминуемой гибели. Маца здесь – двойной символ. Маца, как пища, поддерживает жизнь и символизирует гостеприимство, ведь многих евреев эвакуировали в Грузию, чтобы спасти от холокоста. «Грузия веками гостеприимно принимала еврейский народ, что стало одной из причин расширения проекта «Спасители» в этот регион», – пояснил официальный представитель РЕК Михаил Савин.
Музыкальное оформление экспозиции создано специально для этой выставки талантливым музыкантом Ильей Рубинштейном.
Справка
Одиннадцатая ежегодная Неделя памяти жертв холокоста проходит в России с 15 по 31 января и открывает год празднования 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Она включает цикл мемориальных и образовательных мероприятий и приурочена к Международному дню памяти жертв холокоста 27 января. В этот день в 1945 году Красная армия освободила лагерь смерти Аушвиц-Биркенау (Освенцим). Неделя памяти проводится в России с 2015 года. Ее организаторами, помимо Российского еврейского конгресса, выступают Федеральное агентство по делам национальностей, правительство Москвы и центр «Холокост».
Михаил Ковалёв.
Фото автора