Об этом в ходе пресс-конференции в ТАСС сообщил директор по развитию ВЦИОМ-Консалтинг Даниил Ермолаев, рассказывая об исследовании ВЦИОМ, посвященном восприятию дислексии в России и отношению к людям с этой особенностью как в обществе, так и в социальных институтах.
По его словам, в ходе исследования были опрошены 3200 респондентов, которые в полной мере отражают население РФ по полу, возрасту и населенному пункту: «Нас очень удивило, что 80% россиян отмечали, что их ребенок сталкивался с трудностями с чтением и письмом в школе. Мы прекрасно понимаем, что не любая трудность в части чтения и письма равна дислексии, но тем не менее сам факт, что родители отмечают, что эти трудности возникают, уже говорит о многом. Сам масштаб проблемы оказался удивительно большим».
61% респондентов, рассказывая о характере трудностей, указали на ошибки при письме даже при знании правил (неверные окончания, замена близких по звучанию букв, перестановка слогов в слове). 48% сообщили о затруднениях в чтении и понимании текста, о необходимости несколько раз перечитывать текст, чтобы понять его смысл, о психологическом дискомфорте при чтении. 37% заявили о быстрой утомляемости при чтении и письме. И лишь 17% респондентов ответили, что ни с одной из перечисленных проблем не сталкивались. При этом 53% заявили, что замечают таких детей в окружении своего ребенка.
«То есть если все это соединить, то получается, что у нас практически вся страна так или иначе с этой проблематикой сталкивается», – отметил Даниил Ермолаев.
Говоря о реакции окружающих на таких детей, участники опроса сообщили, что 45% учителей будут воспринимать такого ребенка как лентяя и хулигана, 58% учителей будут воспринимать их как обычных учеников, которым просто нужно больше времени и понимания.
Если говорить об отношении одноклассников, 53% респондентов считают, что такой ребенок может стать объектом травли, 29% полагают, что одноклассники и сверстники будут избегать общения с таким ребенком, 44% ответили, что одноклассники будут воспринимать их как обычных учеников, которым нужно больше времени и внимания.
«Теперь, собственно, о дислексии: 56% россиян говорят, что с этим понятием знакомы. Казалось бы, неплохо, но только 17% при этом говорят, что они твердо понимают, что это такое, а 39% – лишь приблизительно. При этом 21% заявили, что слышат об этом впервые, и это несмотря на то, что, как мы видели выше, проблемы с чтением и письмом очень распространены. (…) 17% респондентов сообщили, что сталкивались с дислексией лично (либо сами, либо наблюдали у членов семей). Казалось бы, в контексте тех цифр, которые мы видели выше, эта цифра намного меньше, но на самом деле она большая. Когда мы отсчитываем 17% от 146 миллионов россиян, то получаем цифру колоссальную», – рассказал Даниил Ермолаев.
Отвечая на вопрос о проблемах, вызываемых дислексией у детей, 80% респондентов указали на образовательные проблемы, 60% – на социальные, 26% – на риски негативного поведения.
Проблемы у взрослых: 67% – трудности в профессиональной деятельности, 59% – трудности в решении повседневных бытовых задач, 42% – ограниченные возможности трудоустройства, 41% – долгосрочные психоэмоциональные проблемы.
Еще один участник пресс-конференции, логопатолог, нейропсихолог, заведующий лабораторией нейрокогнитивных технологий НИЦ Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Александр Корнев пояснил, что тяжелые случаи дислексии – это стойкая неспособность научиться нормально читать в условиях обычного обучения в школе: «Значительную долю в причинах дислексии составляет наследственность. По разным данным, вклад наследственности – около 60–70%. Мы недавно проводили исследования, и оказалось, что примерно 50% родственников по отцовской линии испытывают подобные трудности в той или иной степени. По материнской меньше: где-то только четверть. Вторая категория причин часто связана с перинатальными трудностями (т. е. осложнениями в период беременности и родов, иногда приводящими к каким-то микроповреждениям мозга). Они могут быть долгое время незаметными, но когда ребенок начинает учиться в школе, это становится очевидным. За этим стоит неполноценность определенных важных для грамоты когнитивных предпосылок».
По его словам, все эти возникающие трудности приводят к очень медленному чтению, оно становится очень трудоемким, а все то, что трудно, не хочется делать. У многих таких детей даже возникает страх чтения, который называют фобией чтения.
Сергей Ишков.