Самозанятость как камень преткновения

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила профильным комитетам верхней палаты парламента России навести порядок в сфере трудовых отношений. В частности, в ситуациях, когда организации злоупотребляют правом нанимать работников, которые зарегистрированы в качестве самозанятых. В сути проблемы «Московская правда» разбиралась вместе с экспертом.

самозанятый, Иллюстрация нейросети Alice AI

Валентина Матвиенко обратила внимание коллег на то, что участились случаи, когда компании намеренно переводят своих сотрудников в статус самозанятых.

– Чтобы уйти от налогов – не платить НДФЛ, не платить налоги – сейчас пошла порочная практика, когда, например, в супермаркете продавцы и кассиры <…> вдруг все стали самозанятыми. В ресторанах такая же история: официанты, посудомойки, другие, они все связаны трудовыми отношениями, и это никакие не самозанятые, – отметила она.

Напомним, самозанятые – это физические лица, которые работают сами на себя и официально оформлены в качестве плательщиков налога на профессиональный доход (НПД). Такой режим налогообложения действует в России с 2019 года. Самозанятые уплачивают налог на профессиональный доход в размере 4% при оказании услуг физлицам и 6% – при работе с компаниями и ИП. При этом их годовой доход не должен превышать 2,4 миллиона рублей.

Компаниям выгодно работать с самозанятыми – ведь им не нужно платить за таких работников налоги и страховые взносы. А это существенная экономия.

Между тем, по закону, даже уволив сотрудника, нанять его снова уже в качестве самозанятого предприятие может только через два года после прекращения трудовых отношений. Но даже при выполнении этих условий, если самозанятый станет выполнять те же обязанности, что и раньше, и оплата его труда будет соответствующей, то у налоговой службы точно возникнут вопросы к нанявшей его организации.

Тем не менее в стремлении сэкономить некоторые компании предлагают своим сотрудникам перейти на самозанятость, а порой и настаивают на этом. А нанимая новых работников, отдают предпочтение именно самозанятым.

По мнению генерального директора платформы «Рокет Ворк», общественного уполномоченного в сфере цифровых финансовых технологий Анастасии Усковой, практика, когда компании переводят действующих сотрудников – людей, которые изначально были наняты как штатные работники, – в статус самозанятых ради снижения налоговой нагрузки и обязательных социальных выплат, подрывает доверие к институту самозанятости и серьезно ущемляет права людей.

Анастасия Ускова

– Одно дело, когда бизнес нанимает новых специалистов сразу на условиях самозанятости, честно и прозрачно обозначая формат взаимодействия. Такой подход допустим, если работа действительно проектная или гибкая, если человек самостоятельно определяет график, объем задач и несет предпринимательский риск, – отмечает Анастасия Ускова.

По ее словам, фактически это и есть ядро современной самозанятости, ради которого режим создавался: специалисты, работающие на себя, оказывающие услуги разным заказчикам и самостоятельно управляющие своей занятостью.

– Совсем другое дело, когда работодателя не устраивают расходы на штат, и он пытается вынудить уже работающих сотрудников перейти на ГПХ или режим самозанятости, сохранив при этом контроль и трудовую дисциплину, – добавила эксперт, полностью разделяя обеспокоенность председателя Совета Федерации. – В таких случаях страдают трудовые права, пропадает страхование, гарантия отпуска, больничных и иных обязательств. Государство недополучает налоги. А рынок получает искаженную картину, в которой самозанятость начинает ассоциироваться не с новой экономикой, а с попытками ухода работодателя от обязательств.

Последствия такой практики, уверена Анастасия Ускова, выходят далеко за пределы конкретных компаний. Она дискредитирует сам инструмент НПД – удобный, современный и эффективный формат для миллионов честных специалистов и бизнеса, которому важна гибкость. И в итоге ухудшает условия для тех, кто работает легально и прозрачно.

– На наш взгляд, сегодня ключевая задача – обеспечить прозрачность и честную конкуренцию на рынке труда. Государству важно последовательно пресекать практики ложной самозанятости. А бизнесу – использовать этот инструмент только там, где он действительно оправдан, – отметила Анастасия Ускова. – Это позволит сохранить доверие к действующему налоговому режиму, защитить людей и продолжить развитие цифровой экономики на здоровой основе.

По данным Федеральной налоговой службы, сейчас в стране специальным налоговым режимом для самозанятых пользуются порядка 15 миллионов человек. Это практически 20% от всего трудоспособного населения страны. Так что защита их прав – действительно важная задача и в социальном, и в экономическом плане.

Иллюстрация нейросети Alice AI

самозанятый, Иллюстрация нейросети Alice AI

Добавить комментарий