Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > КАК НАКОРМИТЬ МАЛОИМУЩИХ?

КАК НАКОРМИТЬ МАЛОИМУЩИХ?

Поиску ответов на этот становящийся все более актуальным вопрос был посвящен круглый стол «Обеспечение доступности продовольствия для малоимущих граждан» в Общественной палате РФ.

Если не хотим лечить, то придется кормить

Как отметила, открывая мероприятие, председатель комиссии ОП РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Юлия Оглоблина, эта тема остается, к сожалению, чрезвычайно актуальной и болезненной:

«У нас в стране достаточно велика доля бедных граждан. В 2020 году мы увидели рост числа бедных, около 18,5 млн человек, и, по официальным данным, большинство живущих за чертой бедности – это семьи с детьми. Разве мы можем допустить, чтобы у нас дети голодали в стране?! Мы обязательно должны принять действенные меры. Мы все понимаем, что значительную долю расходов бедных семей составляют как раз расходы на питание, и на этом они стараются экономить, покупая дешевые продукты низкого качества. Экономя сегодня на продовольственной помощи 300 – 400 млрд рублей в год (такая оценка была дана Минпромторгом по этой программе), мы, возможно, обуславливаем в будущем гораздо большие расходы на здравоохранение и ставим под угрозу сохранение нашего народа, не говоря уже об увеличении его численности».

По ее словам, есть, по крайней мере, три варианта оказания этой самой продовольственной помощи населению:

«Во-первых, возможна выдача специальных бонусных карт нуждающимся семьям, на которые ежемесячно будут начисляться либо бонусы, либо определенная сумма денег. Их можно будет потратить на приобретение продуктов первой необходимости оте­чественного производства. Подобную программу Минпромторг готовил к введению еще несколько лет назад. Второй вариант – это организация социального питания, например, через распространение продуктовых наборов. Третий вариант – организация системы сбыта продукции малых форм хозяйствования, исключающая возникновение больших наценок (в виде специализированной торговой сети, муниципальных магазинов и т. п.)».

Обнищание идет опережающими темпами

Как напомнила директор Департамента аудита и социальной защиты Счетной палаты РФ Ольга Самарина, принявшая участие в работе круглого стола, президентом поставлена задача к 2030 году снизить уровень бедности в 2 раза по сравнению с 2017 годом:

«Задача крайне амбициозная, очень сложная. (…) Однако анализ, проведенный Счетной палатой РФ в прошлом году, показал, что, к сожалению, пока единый согласованный комплекс мер, обеспечивающий вектор роста реальных доходов и снижения уровня бедности, у нас отсутствует. (…) Вообще прошлый год показал, что существующая система социальной поддержки граждан недостаточно устойчива к «шокам» и не способна быстро реагировать на расширение охвата мерами соцподдержки новых категорий населения. Сейчас мы в этом убеждаемся: в первом квартале прошлого года численность бедных у нас сократилась до 18,6 млн человек (12,6% от общей численности населения). Со второго квартала начались проблемы в экономике и начался рост бедности. Меры, которые были предприняты, не позволили нам даже стабилизировать уровень бедности. По итогам 9 месяцев 2020 года у нас было уже 19,6 млн человек с доходами ниже прожиточного минимума. Причем следует обратить внимание на то, что многие меры поддержки, которые в 2020 году были введены (особенно в части поддержки безработных граждан), прекращают свое действие с 2021 года. Соответственно проблема бедности может еще больше обостриться».

При этом уровень доходов определяет, как отметила Ольга Самарина, и структуру потребительских расходов тех или иных категорий граждан:

«Так, доля потребительских расходов на продукты питания у наиболее бедных слоев населения составляет порядка 45%. Для сравнения: у самых богатых это чуть больше 15%.

Структура расходов на конкретные виды продуктов питания тоже очень характерная: например, самые бедные у нас тратят на хлебобулочные изделия, по данным за 2019 год, 9,2% всех своих расходов, а самые богатые – только 2,3%. А потребление хлебобулочных изделий примерно одинаковое: около 90 кг на человека в год. 59 кг мяса и мясопродуктов на человека в год потребляют у нас бедные, тратя на это 12,3% всех расходов. У богатых это, соответственно, – 109 кг на человека в год и 4,2% всех расходов».

На вопрос надо смотреть «ширше»…

По крайней мере, в этом убежден академик РАН Александр Петриков:

«Продовольственная помощь – это тема актуальная, и особенно сейчас. Но меня смущает несколько моментов… Во-первых, меня смущает, что обсуждается в целом не система мер по борьбе с бедностью, а частная, хотя и важная, тема продовольственной помощи. Во-вторых, меня смущает, что продовольственная помощь – это борьба с последствиями бедности, а не с ее причинами. Я считаю, что в современных условиях более актуальной была бы система мер, которые бы исключали российскую бедность. Важнее вернуться к причинам бедности, и вот тот бюджет, который предполагается (300 – 400 млрд рублей, опять-таки, по старым расчетам Минпромторга), может быть следует направить на ликвидацию факторов, которые бедность порождают. (…) Нам еще следует подумать, прежде чем вводить продовольственные карточки, над более эффективными мерами по регулированию агропродовольственного рынка. Вот только в связи с тем, что президент обратил внимание на эту проблему (С. И. – в связи с ростом цен на сахар и подсолнечное масло), мы стали это как-то стали обсуждать. Но никто не задумывается о том, что в целом система регулирования продовольственного рынка в нашей стране отсутствует. Здесь есть несколько возможных направлений: это и регулирование цен на базовые продукты, как в аптечной системе, и уменьшение монополизации рынка за счет увеличения присутствия на агропродовольственном рынке малых форм хозяйствования. Это более «тонкое» регулирование нашей экспортной деятельности в области АПК, чтобы увеличение экспортных поставок не приводило к повышению цен на внутреннем рынке».

 

Сергей ИШКОВ

Добавить комментарий

Loading...
Top