КНЯЗЬ ВЛАДИМИР МЕЖДУ МОСКВОЙ И КИЕВОМ

Памятник древнему князю у Кремля – это не бронзы и гранита многопудие, а аргумент в сложных российско-украинских отношениях. Как стало известно, ЮНЕСКО дало добро на установку слегка подкорректированного монумента великому князю Владимиру Красно Солнышко.

Фигура князя во многом мистическая, скорее былинная, чем строго историческая. Но остающаяся все равно неким связующим звеном изначальной истории трех народов – русских, украинцев и белорусов. Или, как считают многие историки и генетики, фактически единого этноса, переплавленного во многом именно усилиями князя Владимира из новгородцев и смолян, киевлян и черниговцев, полян и древлян в русичей.

А потому все досужие разговоры, что, мол, этот исторический персонаж не имел никакого отношения к собственно Москве, изначально были лишены смысла. Более того, изначально уже в новое время возвеличивание роли Владимира Олеговича напрямую было связано с восстановлением единства русских южных и северо-восточных земель, начатого в шестнадцатом веке.

Ныне отчего-то не часто вспоминают, что сложные никоновские церковные реформы носили скорее политический, чем религиозный характер. Поскольку после вхождения в состав России днепровского Левобережья возникла необходимость ликвидировать расхождения в церковных службах и традициях, возникшие в результате долгой оккупации русских земель сначала Литвой, а потом и Польшей.

Это сейчас князя именуют Крестителем Руси. И кажется, что такое положение было всегда. Между тем, даже во времена Алексея Михайловича никто особой роли Владимира не видел. В частности, Арсений Суханов, келарь Троицко-Сергиевой лавры, отправившийся на в Константинополь и на Афон как раз с целью исправления богослужебных книг и наших церковных обычаев, гордо заявлял грекам, что мы, русы, крещение приняли от апостола Андрея, который-де Черным морем и Днепром поднялся до Киева, а потом и до Великого Новгорода.

Собственно, эта легенда ничем по сути не отличалась от легендарных деяний князя Владимира по крещению некоей части горожан. Но по мере постепенного, уже в восемнадцатом веке восстановления целостности русских земель на первый план и выходит Владимир-креститель. Как символ единства истории, единства веры, единства общей русской жизни.

Так что, и памятник должен стать аргументом в новом бессмысленном споре, который затеяли нынешние оранжево-черно-красные украинские теоретики, продвигающие мифы о великих украх. Чуть ли не самом древнем народе на планете. О тех, что то ли Черное море выкопали, то ли Трою защищали. А уж колесо изобрели точно.

И пусть стоит памятник историческому герою, который первым выбрал геостратегический поворот на Восток. Но это уже другая история.

Добавить комментарий