Итак, под грузом геополитических проблем Эрдоган, сумевший рассориться с Европой и с США, просто вынужден идти на новое сближение с Россией и Израилем. Вопрос, насколько он искренен в своем очередном повороте.
Все это уже было. И улыбки двух президентов, и их совместное нажатие на красную символическую кнопку запуска «Турецкого потока». И разговоры, что сотрудничество с Анкарой знаменует материлизацию того самого поворота на Восток от проамериканской и утратившей суверенитет Европы. И пятьдесят миллиардов, уже вложенных сгоряча «Газпромом» в строительство нового газопровода.
А потом российская коса нашла в Сирии на турецкий камень. Наше неожиданное вмешательство расстроило планы Эрдогана, уже практически свергнувшего руками субсидируемых им оппозиционеров правительство Асада. Да и северные районы соседнего государства как бы автоматически рассматривались как зона абсолютного влияния Турции.
Словом, турецкая лодка разбилась о твердость наших пилотов. И гибель Су-24 стала просто отчаянной реакцией обиженного Султана Эрдогана.
Так что теперь? Сможем ли доверять переменчивому, как средиземноморская погода, турецкому лидеру, имея уже столь печальный опыт? В коне концов, после «удара в спину», который Владимир Путин воспринял, как личную пощечину, немало воды утекло в Босфоре. Возникли планы строительства газопроводов из Азербайджана и даже Ирана через турецкую территорию. Анкара присматривается к поставкам газа с израильского шельфового месторождения Левиафан. Эрдоган побратался публично с Порошенко и обещал прислать своих военных инструкторов на Украину. И эти соглашения никто отменять или пересматривать не обещал.
Да, и Россия подписала соглашения о сельскохозяйственных поставках с рядом других государств. Видимо, не горит теперь желанием и строить в Турции АЭС целиком за свой счет. Велик риск оказаться заложницей такой рискованной сделки. Да, и соглашение о «Северном потоке-2» далеко продвинулось в своей реализации.
Словом, с момента русско-турецкого разлада многое изменилось. И дважды в одну и ту же реку не входят. Остается туризм, но какими бы отчаянными не были бы наши туристы, обстановка в Турции не располагает к семейному отдыху под звуки терактов и сирийской канонады.
Так что, жесты вежливости – вещь куда более предпочтительная, чем удары друг друга под столом. Но для придания сотрудничеству нового импульса придется искать какие-то не использованные прежде возможности.
Правда, сейчас стало окончательно очевидно: все вопросы двусторонних отношений решаются исключительно двумя президентами. Восток – дело тонкое.
Михаил Щипанов.