Губернатор Орловской области Вадим Потомский, выпускник военного училища, решил установить в городе Орле памятник царю Ивану IV, прозванному впоследствии Иваном Грозным.
Открытие намечалось на 3 августа – накануне юбилея города. При этом общественность о замысле не оповещали, хотели поставить народ перед фактом.
Однако тайное стало явным – начались пикеты, митинги, обращения в московские инстанции. После чего орловские власти предержащие отложили установку монумента до сентября, предварительно проведя социологический опрос.
Какие результаты получим, покажет время. Пока же зададимся вопросом: откуда у наших малых и больших начальников такая тяга к личностям и прославлению именно Ивана Грозного и Петра Первого? (Да и в народе – тоже.) Вроде бы давно доказано, что, во-первых, именно при них народ бедствовал, как никогда ранее. Во-вторых, их личные качества – маниакальная, кровавая, патологическая жестокость – вызывали ужас у современников и отвращение у образованных потомков.
Алексий II, патриарх Московский и всея Руси, говорил:
«Нельзя прославлять одновременно и убиенных, и их убийц. В противном случае пришлось бы деканонизировать святителя Филиппа, митрополита Московского, который был задушен Малютой Скуратовым по приказу Иоанна Грозного».
По приказу царя была утоплена в Шексне княгиня-монахиня Ефросинья Старицкая – вместе с сопровождавшими ее монахинями и слугами, совершено надругательство над новгородским архиепископом Пименом; прямое или косвенное отношение имеет Иван Грозный к убиению игумена Псково-Печерского монастыря Корнилия и казанского архиепископа Германа.
И Ефросинья, и Пимен, и Корнилий, и Герман причислены Русской православной церковью к лику святых. «Нельзя прославлять одновременно и убиенных, и их убийц»…
Лев Толстой (кстати, один из его предков был наперсником Петра Первого в пыточных делах) так писал не столько о Петре, сколько о его возвеличивании:
«Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь четверть столетия губит людей, казнит, жжет, закапывает живьем в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует, пьянствует, сам, забавляясь, рубит головы, кощунствует, ездит с подобием креста из чубуков в виде детородных органов и подобием Евангелий — ящиком с водкой славить Христа, т. е. ругаться над верою, коронует б[…] свою и своего любовника, разоряет Россию и казнит сына и умирает от сифилиса, и не только не поминают его злодейств, но до сих пор не перестают восхваления доблестей этого чудовища, и нет конца всякого рода памятников ему».
Таким образом, речь не только о личных качествах. Но нельзя не осознавать, что самые низменные, патологические черты могли проявиться и стать доминантой в государственной практике только при полной, абсолютной, единоличной власти.
А для ее установления надо было уничтожить все, что противостоит или может противостоять. Именно Иван Грозный и Петр Первый свели на нет общественно-политическое значение Боярской думы, которая со временем естественно и закономерно стала бы парламентским, общегражданским институтом – как это исторически произошло в европейских странах.
Не случайно Сталин взял за образцы государственных деятелей именно Ивана Грозного и Петра Первого. А послушная, исполнительная «творческая интеллигенция» (она сама толком ничего не знала, да и куда ей было деваться?) тут же принялась насаждать их культ в народе – поколения советских людей выросли на кинофильмах «Иван Грозный» и «Петр Первый». То есть в убеждении, что любое мнение, противоречащее «прогрессивному» царю, следует выжигать каленым железом, а «замшелых» и «отсталых» бояр надо вздергивать на дыбу и варить в котлах живьем – и тогда будет нам счастье.
Наверное, не случайно губернатор Потомский в недавнем интервью заявил: «Я считаю Сталина, как и Ивана Грозного, как и Петра I, великими людьми, которые – каждый в свое время – внесли свой огромный вклад в наше государство (в его развитие, становление)».
Как и писал Лев Толстой:
«И несчастные молодые поколения вырастают под ложным представлением о том, что про все прежние ужасы поминать нечего, что они все выкуплены теми выдуманными благами, которые принесли их совершатели, и делают заключение о том, что то же будет с теперешними злодействами, что все это как-то выкупится, как выкупилось прежнее».
Кстати о молодых поколениях. По замыслу губернатора, памятник Ивану Грозному в Орле намереваются поставить перед Театром юного зрителя.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.