ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ — ЕСТЬ РИСКИ

Правительство предложило модель корректировки ценовой модели рынка тепла и балансировки рынков тепловой и электрической энергии, чтобы этот вид деятельности был конкурентным, экономически оправданным и доступным для потребителей. Схема корректировки заложена в законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».

Законопроект принят в первом чтении. Однако в процессе даже предварительного рассмотрения он вызвал острую дискуссию, поскольку, по мнению и депутатов, и энергетиков, и представителей регионов, содержит ряд серьезных рисков.

Чтобы разобраться, председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный собрал специалистов и заинтересованных на парламентские слушания по теплоснабжению. Оказалось, что кто-то в недрах исполнительной власти изобрел хитроумную схему с целью обратной заявленному развитию конкуренции и экономической оправданности. Наоборот, вводится некий монопольно расчетный способ формирования цены через виртуальную альтернативную котельную. Участники слушаний прогнозировали рост цен в полтора-два раза. Не нравится, строй сам свою котельную.

Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный провел в Малом зале парламентские слушания, посвященные реформе теплоснабжения в России.

Согласно информации комитета, тепловая электроэнергетика составляет около 70% электроэнергетики России. Наша страна занимает первое место в мире по развитию теплофикации, протяженности тепловых сетей, затратам топлива в системах централизованного теплоснабжения. В то же время эта сфера — одна из самых проблемных, слабо модернизированных, экономически и энергетически неэффективных, инвестиционно непривлекательных.

Износ теплосетевой инфраструктуры в стране достиг 70%. Технологические потери в тепловых сетях составляют порядка 30%. Коэффициент полезного использования топлива при совместной выработке тепла и электроэнергии на ТЭЦ в России — 54%, в то время как в североевропейских странах, таких как Швеция и Финляндия, он достигает 80%. Тарифы на тепло и электроэнергию систематически растут. В целом сектор теплоэнергетики и централизованного теплоснабжения является устойчиво убыточным. В 2012 — 2014 гг. рентабельность составляла порядка 10%.

Открыл слушания зампред Госдумы Иван Мельников. Он назвал основные данные, приведенные в итоговом документе — рекомендациях.

По данным Министерства энергетики, число систем теплоснабжения в России составляет около 50 тысяч. Эти системы обслуживает порядка 17 тысяч предприятий. В сфере теплоэнергетики и теплоснабжения трудится около 1,6 млн человек. На нужды тепловой электроэнергетики и теплоснабжения ежегодно тратятся огромные топливно-энергетические ресурсы — более половины всего объема топлива, расходуемого в стране. Тепловая электроэнергетика — представляет более 60% электроэнергетики всей страны. Россия занимает первое место в мире по развитию теплофикации, протяженности тепловых сетей, затратам топлива в системах централизованного теплоснабжения. Теплоснабжение имеет особое значение для функционирования экономики страны, создает необходимую среду для жизни и деятельности населения в условиях преобладания сурового климата.

Российские ТЭЦ производят около 50% тепла, поступающего в системы централизованного теплоснабжения с коэффициентом использования топлива 53,9% (снижение общего количества тепла за 20 лет составило 2%), тогда как в Дании и Финляндии — до 80% тепла, поступающего в системы централизованного теплоснабжения, производится на ТЭЦ с коэффициентом полезного использования топлива, доходящим до 80%.

Отраслевые ТЭЦ теряют тепловую нагрузку по разным причинам: промышленные предприятия переходят на собственные источники, конкурентно развивается распределенная тепловая электрогенерация, муниципалитеты строят котельные. Многие, особенно старые и неэффективные ТЭЦ, в том числе после разделения рынка электрической энергии и тепла, стали убыточными, крупные энергокомпании стремятся избавиться от них или эксплуатируют в режиме вынужденной генерации.

По сравнению с 2013 годом число тепловых электростанций общего пользования в 2014 году уменьшилось на 9 электростанций, с 537 до 528 шт., за счет вывода из эксплуатации устаревших ТЭЦ. Только в течение 2014 года в было введено 6460 новых котельных. Из них больше   всего   котельных   малой  мощности  до   3   Гкал/час (79,4%). Теплоснабжение в Российской Федерации продолжает развиваться путем наращивания числа малых отопительных котельных, а не мини-ТЭЦ, что экономически представляется более эффективным. Средняя установленная мощность отопительных котельных за период с 1995 года к 2014 году уменьшилась на 15% — с 9,2 Гкал/час до 7,9 Гкал/час. За период с 2012 по 2014 год тепловая мощность ТЭЦ общего пользования уменьшилась на 1,9 тыс. Гкал/час. Установленная (суммарная) тепловая мощность котельных увеличилась на 11 тыс. Гкал/час.

Обсуждаемый законопроект изменяет роль единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Предполагается, что ЕТО будет не просто единым закупщиком и поставщиком тепловой энергии (мощности) в зоне своей деятельности и ценовой зоне — она становится единым центром ответственности в системе теплоснабжения за обеспечение параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, перед каждым потребителем в соответствии с федеральными требованиями.

Предусматривается, что целевая модель будет внедряться как добровольный выбор на территории отдельных муниципальных образований, отнесенных правительством к ценовым зонам теплоснабжения, при условии обязательного согласования с руководителями субъектов Российской Федерации и главами местных администраций.

В законопроекте предусмотрен механизм повышения цены и ограничения завышенных тарифов, что отличает его от существующей системы регулирования. Распределение выручки в этих условиях будет осуществляться ЕТО, которая будет выделять остальным теплоснабжающим организациям (тепловой генерации и сетям) средства после удовлетворения собственных потребностей.

Возникает вопрос: на каких принципах будет осуществляться это распределение? Рост стоимости тепла может спровоцировать рост неплатежей. Каким образом в этих условиях будут осуществляться расчеты с контрагентами ЕТО?

Аналогичная ситуация в электроэнергетике, когда в условиях недостатка выручки гарантирующие поставщики не рассчитываются с сетевыми компаниями и генерацией на розничном рынке.

В результате внедрения новой системы отношений в теплоснабжении возникают серьезные риски, прежде всего риск повышения стоимости тепловой энергии для конечного потребителя, что приведет к увеличению бюджетных расходов, а также может вызвать негативные социальные последствия.

Существует риск усиления монополизма в сфере теплоснабжения со стороны генерации тепловой энергии на основе комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, если они будут образовывать ЕТО. Регулирование только предельного уровня цен в этих условиях может привести в итоге к подавлению конкуренции и повышению стоимости тепловой энергии для конечных потребителей до стоимости альтернативной котельной, которая, по сути, является расчетной, а не конкурентной ценой.

Законопроект предполагает повышение ответственности ЕТО и снижение ответственности органов местного самоуправления за работу систем централизованного теплоснабжения. Ответственность ЕТО определяется в данном случае только в рамках гражданско-правовой ответственности. При этом в случае нарушения теплоснабжения потребители свои претензии будут предъявлять в первую очередь именно органам исполнительной власти — региональным и муниципальным.

Законопроектом устанавливается система штрафов за перерывы в теплоснабжении и несоответствующее качество поставки как вид ответственности ЕТО перед потребителем. Однако ответственность ЕТО за тяжелые аварии в теплоснабжении и обязательства по ликвидации и компенсации их последствий не установлена, эти обязательства также остаются за органами власти — региональными и муниципальными.

В отрасли теплоснабжения многие годы обсуждается другой путь повышения рентабельности комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а именно разрешение реализации ТЭЦ электроэнергии на розничном рынке и совместного учета для ТЭЦ затрат на виды деятельности по выработке электрической и тепловой энергии. По мнению сторонников, эта мера приведет не к повышению до «максимального уровня» цен на тепловую энергию, а, напротив, к снижению цен на электроэнергию для конечного потребителя, приближению ТЭЦ к их естественному потребителю и предоставит возможность ТЭЦ конкурировать с котельными без повышения тарифов на тепловую энергию за счет повышения рентабельности производства электроэнергии, а также способствовать развитию конкуренции на розничном рынке электроэнергии.

Из выступлений стало ясно, что опасения более чем оправданны. Мотивации нет ни у субъектов генерации, ни у регулятора. Долгосрочные тарифы остались мифом. Тарифы пересматривают каждый год по принципу «затраты плюс» в сторону повышения. КПД по теплу упал до 54%. Страна и конкретно население устали и от бесконечного роста тарифов, и не меньше от софистики в его оправдания. На замену придумали новую схему расчетов, которая по сути сохранит то же комфортное существование монополистов с дырами в сетях и бюджетах.

Лев МОСКОВКИН

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x