На парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам «Законодательное обеспечение развития переработки сельскохозяйственной продукции» прозвучало в основном все то же самое: нет своих семян, нет коров, нет молока, но молочная продукция есть.
Откуда? Догадаться можно с одного раза, если есть зазор в трех соснах, такое заколдованное место между молоком, молочной продукцией и пальмовым маслом.
Куда девается пальмовое масло, не найдет ни один следователь. Но вы его легко обнаружите сами по изжоге и аллергии. Допустим, на конфеты, выпечку, особые сорта хлеба.
Еще одна черная дыра – больше трети неучтенной и очевидно опасной хлебобулочной продукции. Трудно поверить, но так прозвучало: россияне не стали меньше потреблять, они стали больше есть хлеба неизвестного происхождения.
Самое главное заколдованное место России просторно раскинулось между оптом и розницей. Вообще-то разрыв цен стал первым символом свободы в России, вспорхнув из советского рабства. Заметили почему-то два-три года назад.
Электрички, бумага, удобрения, гречка, яйца. Сегодня на слушаниях дошло до рыбы. Ведущий председатель комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин поведал об эволюциях рыбы на пути с Дальнего Востока в Москву. Плечо длинное, но перевозка оказалась не шибко дорогой. Скачок цен более чем вдвое происходит где-то между рефрижератором и прилавком.
Больше всего говорили на парламентских слушаниях про молоко. Для молока все же нужны коровы, а не пальмы. Стадо КРС в свободной России сократилось на порядок, коров осталось восемь миллионов. Загрузка перерабатывающих мощностей в разных сферах доходит до половины по мясу и не поднимается выше 70% по подсолнечному маслу. Резко вырос экспорт подсолнечника, стимулирует возврат НДС.
Как всегда перед посевной, растет цена на топливо. Причину никто объяснить не может.
Высокие железнодорожные тарифы не позволяют закупать качественную твердую пшеницу для макарон на Алтае. Казахский импорт хуже.
В реальном выражении почти в два раза сокращается поддержка сельского хозяйства. Сокращена поддержка племенного животноводства.
Остро нужна ветеринарная служба, чтобы предупреждала, а не только справки выдавала.
Почти половина выступлений отражала отсутствие продовольственной безопасности из-за отсутствия собственного семенного материала. О необходимости возрождения селекционной работы говорят уже как положенную перед обедом молитву. Кто и как вернет стране генетику с селекцией, никто не задумывается.
В материалах приведена структура потребления россиян, которая вызывает тревогу. Питание значительной части населения характеризуется избыточным потреблением жиров, сахара, соли при недостатке витаминов, макро- и микроэлементов (кальций, железо, йод) и пищевых волокон из-за недостаточного потребления овощей и бахчевых, фруктов, ягод, молочных продуктов.
В 2015 году среднедушевое потребление молока и молокопродуктов составило 235 кг при норме 320 – 340 кг. Овощей и бахчевых культур – 112 кг при норме 120 -140 кг. Фруктов и ягод – 64 кг при норме 90 – 100 кг. Мяса и мясопродуктов – 73 кг при рекомендуемой медицинской норме потребления 70 – 75 кг.
В числе многочисленных рекомендаций правительству предлагается разработать дополнительные меры, направленные на сохранение и активное использование российских генетических ресурсов в растениеводстве и животноводстве и на снижение зависимости отечественного агропромышленного комплекса от импорта семенного, посадочного и племенного материалов, в том числе создание федерального фонда элитного семенного и племенного материалов, а также развитие сети селекционных питомниководческих центров на базе научных учреждений, расположенных в основных зонах сельскохозяйственного производства.
Лев МОСКОВКИН
ДАЛЕКО-ДАЛЕКО НА ЛУГУ ПАСУТСЯ КО…
