НОВАЯ ОПЕРА ЗАКРЫВАЕТ XXVI СЕЗОН ОПЕРОЙ Ш.ГУНО «ФАУСТ»

«Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы «Фауст» не слыхали?»
Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Среди опер, навсегда завоевавших русские сердца еще в XIXвеке, особое место занимает «Фауст» Шарля Гуно по трагедии И.В.Гёте. Почти сразу опера завоевала популярность в России: Большой театр поставил первую редакцию в1866году, всего лишь через 7лет после премьеры в Париже.
Без преувеличения, «Фауст»— часть русской и московской оперной культуры. Среди восторженных поклонников сочинения был молодой врач, а затем знаменитый писатель и драматург— Михаил Булгаков (1891 – 1940). Опера Гуно— «сквозной персонаж» его творчества; она упоминается, в том числе, и в романе «Мастер и Маргарита».
Новая Опера ставит «Фауста» в год 150-летия первого московского спектакля и 125-летия со дня рождения Михаила Булгакова. В работе режиссера Екатерины Одеговой и драматурга, признанного эксперта и историка оперы Михаила Мугинштейна, герои Гёте и Гуно обретут узнаваемые московские черты.

По словам режиссера Екатерины Одеговой:
Играя Маргаритой и Фаустом, — светом и тьмой, — Мефистофель представляет диалектику добра и зла, доводит эти силы до абсолюта и наблюдает. Дьявольский источник энергии жизни и смерти — вечно изменчивое, разрушительное, но и неудержимо манящее начало. Это наркотик для мятущегося Фауста: «Сатана, помоги мне в безмерной беде» (Бодлер). Подписание договора с Мефистофелем — не более чем условность, фокус. Душу Фауста Мефистофель получит де-юре, как то, чем он владеет де-факто. Еще до призыва сатаны Фауст проклинает веру и Бога. Для него Dieu (Бог) тождественно Rien (Ничто). Бог есть нечто постоянное, цельное — идеальное. Олицетворение Божественного на земле — женщина романтика, Маргарита. Но идеальной для романтика в итоге может быть только мертвая женщина. Только гибнущая идеальность является для него доказательством ее феномена (от Сенты Вагнера до Дездемоны Верди). Поэтому Фауст для Мефистофеля — даже не цель, а средство ее достижения в борьбе за душу девы, которую Маргарита спасает светом веры и цельности. Измученная, выстраданная душа Маргариты заслужила свет. Странствия Фауста-романтика окончены. В Маргарите он увидел Бога. Но Фауст не заслужил свет, как не заслужил и покой…

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x