Вы здесь
Главная > ОБО ВСЕМ > #ОБРАЗОВАНИЕ > ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ, НО И УЧИТЕЛЕМ

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ, НО И УЧИТЕЛЕМ

Как должен работать классный руководитель, чтобы подготовить пять 100-балльников и одного 99-балльника? И как к такому «бриллианту» следует относиться директору школы: носить на руках, ограждать от стрессов или, наоборот, всячески скрывать от общественности, чтобы другие учебные заведения банально не переманили.

Сначала немного сухой статистики

Георгий Гоциридзе – семь лет работает учителем физики в лицее №1571. Общий педагогический стаж – более 40 лет. Пятеро детей, причем двое также работают в школах. Более сотни учеников трудятся учителями в различных  учебных заведениях страны, шестеро преподают в лицее №1571. В прошлом году пятеро выпускников из класса Георгия Гоциридзе получили по 100 баллов: трое – по физике, которую он им и преподавал, двое – по информатике. Одна девочка получила 99 баллов по профильной математике. Кстати, в одном классе три стобалльника по одному предмету – это уникальный результат.

Из 28 учеников класса Георгия Гоциридзе все поступили в вузы столицы, а более половины ребят – в МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ им. М.В. Ломоносова, МИФИ, МФТИ, Высшую школу.

– Предназначение школы в том, чтобы давать качественное общее образование, хороший фундамент знаний, позволяющий при желании менять профессию, – говорит учитель.

Тортик на стене

– Хоть я и учитель физики, но считаю, что в школе есть четыре главных предмета – русский язык, как основа нации, математика, как основа естественно-научных дисциплин, история, как основа культуры и патриотизма, и физкультура, как основа здоровья, – говорит Георгий Гоциридзе. – Физика не в этом ряду. Однако…

В кабинете на стене у меня висит картина тортика, нарисованного на холсте. Мне ее подарила выпускница, которая стала известным фотографом. У меня с учениками есть уговор: если ты считаешь, что физика тебе никогда не пригодится, а потом оказывается, что она нужна, пришли мне тортик. Я их получил немало. А та выпускница решила подарить вечный тортик в виде картины.

Профессия одна – смысловые понятия разные

Учитель и преподаватель – два слова, обозначающие человека, занимающегося педагогическим трудом. Но по сути – это совершенно разные понятия.

– Преподаватель может оказывать образовательные услуги. Он дал знания ученику, если тот их взял – хорошо, не взял – преподаватель себя в этом не винит, – поясняет Георгий Гоциридзе. – Учитель же не может оказывать услуги, потому что он не обслуга. Работа учителя продолжается и за порогом школы. Он постоянно прокручивает в голове: кого надо похвалить, кому позвонить, с кем и как поговорить, в какой ситуации как пошутить. Кстати, последнее – это тоже важно. Например, все в классе работают, а один о чем-то задумался. Подойдешь и что-нибудь шепнешь на ушко. А другой раз класс напряжен, а один ребенок расслаблен. Скажешь ему: «И что ты разглядываешь эту формулу как любимую фотографию». Класс в хохот. Ситуация разрядилась. Через 30 секунд все опять активно работают.

О том, как студенты в школу ходили

В 70-х годах в технических высших учебных заведениях страны началось движение «ФМШ в школу!». Что это означало? Студенты разных вузов приходили в учреждения среднего образования и углубленно занимались физикой и математикой с ребятами. Это могло дать сотни и даже тысячи потенциальных студентов в технических вузах.

– Поступив в Московский энергетический институт в 1971 году, я эту идею активно поддерживал, – говорит Георгий Гоциридзе. – И через два года ушел из МЭИ на физфак Педагогического института им. В. И. Ленина, потому что понял, что работа с детьми – это мое. И ни разу в жизни не пожалел о своем выборе.

Судьба вообще многие годы пыталась вытолкнуть меня во власть. В 13 лет я был принял в комсомол специальным решением, в нарушение устава ВЛКСМ. В 15 лет стал делегатом комсомольского съезда, потом членом комитета комсомола, избирался депутатом различного уровня. Но из школы никогда не уходил, потому что считаю, что учитель – это одна из лучших профессий.

Директорско-учительская вертикаль жизни школы

Вот вы меня спрашиваете, в чем успех моей работы? – продолжает Георгий Гоциридзе. – Во-первых, в том, как организована вообще работа в лицее. Во-вторых, без грамотного руководителя это невозможно.

В советское время было две такие поговорки: «Кадры решают все» и «Незаменимых людей нет». Более бесчеловечных поговорок я не знаю. Что значит, «Незаменимых людей нет»? Масса примеров, когда уходит человек, и дело, которое он начинал и выстраивал, разваливается. А выражение «Кадры решают все»! Как будто речь идет не о людях, а о каких-то винтиках.

Нельзя «построить коммунизм» в отдельно взятой школе. Подбор учителей, создание атмосферы, при которой хорошо учиться и работать – это престижно, выстраивание атмосферы в школе – это заслуга ее администрации. Если у учеников нет хорошего фундамента в 5-7 классах, в старших сложно успешно работать. Поэтому без математиков, которые работают со мной, в частности Гули Мирзоевой, учителей информатики – Людмилы Звягиной, Анны Новиковой и Александры Тухбатшиной наши ребята не смогли бы достичь таких высоких результатов. Ну и, конечно, и самому тоже надо качественно работать.

Привычка трудиться

Есть такая восточная пословица: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер». Привычка – вот что важно. На уроках физики я вырабатываю у учеников привычку трудиться, честно делать свое дело. А когда она появится, ребенок станет успешным в любой области. Недаром же говорят – «грызть гранит науки». Это значит учеба, интеллектуальная работа – это очень тяжелый труд.

Мона Платонова.

Добавить комментарий

Loading...
Top