ПРОФОБРАЗОВАНИЕ НЕ УСПЕВАЕТ ЗА МОДЕРНИЗАЦИЕЙ

Проверки знаний и профессиональных навыков выпускников российских колледжей и техникумов, проведенные Национальным агентством развития квалификаций, показали, что лишь 56,5% из них смогли успешно сдать экзамен.

Профпригодность молодых специалистов проверяли по следующим отраслям: электроэнергетика, судостроение, агропромышленный комплекс, индустрия красоты, машиностроение, сварка.

«Пугает эта цифра или нет? Скажу так: мы к этому были готовы. Это в очередной раз подтверждает: что-то с системой среднего профессионального образования надо делать», — поделился своими мыслями по поводу полученных данных представитель Советов по профессиональным квалификациям Александр Чупрак.

Пилотный проект по независимой оценке профпригодности выпускников российских колледжей (С. И. – независимой от самих учебных учреждений!) стартовал с 1 марта 2018 года в 8 регионах РФ: Астраханской, Белгородской, Курской, Новосибирской, Иркутской, Ростовской, Самарской и Свердловской областях. В независимой оценке знаний приняли участие 36 колледжей, 12 центров оценки квалификаций, 271 студент.

«Это те «первопроходцы», которые встали на этот нелегкий путь. Почему он нелегкий? Потому что это зеркало, а в зеркале каждый может увидеть всякое… Но если вы хотите повысить эффективность своей работы, то без зеркала никак не обойтись, — подчеркнул гендиректор Национального агентства развития квалификаций, член Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Лейбович. — Если мы посмотрим на результаты социологических исследований последних двух лет, то увидим довольно странные вещи. Вот, например, данные исследований Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) за 2016 год: 60% компаний не хватает квалифицированных работников. Согласно данным, опубликованным в 2017 году Высшей школой экономики и Центром стратегических разработок, мы занимаем 89-е место в мире по доступности квалифицированных работников. Вот такая «социология», к несчастью, из года в год повторяется. Что такое социология? Это опросы, где люди делятся своими ощущениями. В данном случае это ощущения работодателей. Но ощущения ощущениями, а инструменты измерения, доказательный подход – это несколько иное. Поэтому благодаря и президенту РФ, который инициировал эти процессы, и законодателям, которые приняли нормативно-правовые акты, сейчас начинает работать новая процедура независимой оценки квалификаций, которая является объективным показателем качества подготовки».

Этот пилотный проект был начат при поддержке Минтруда РФ, Национального совета при Президенте по профессиональным квалификациям, при поддержке многих субъектов России (так как за подготовку рабочих кадров отвечают субъекты РФ).

«Устроено всё довольно просто: мы совместили две процедуры — процедуру итоговой аттестации, к которой привыкли организации среднего профессионального образования, и процедуры независимой оценки квалификации. Это профессиональный экзамен, который проводится работодателями — точнее, специальными центрами оценки квалификаций по лекалам работодателей», — пояснил Александр Лейбович.

Чтобы начать как-то выправлять ситуацию, необходимо, как полагает представитель Советов по профессиональным квалификациям Александр Чупрак, выявить болевые точки сложившейся системы среднего профессионального образования, а главные из них скрываются за ответами на вопросы «кто учит?» (степень профпригодности самих мастеров обучения); «чему учат?» (отставание образовательных стандартов от требований рынка труда); «на чем учат?» (устаревшая материально-техническая база колледжей).

С мнением Александра Чупрака солидаризировался и принявший участие в обсуждении первых результатов независимой оценки представитель Министерства просвещения РФ Алексей Левченко. «Система среднего профессионального образования сегодня испытывает вызовы, которые создают процессы модернизации производства», — прокомментировал неутешительные данные Алексей Левченко. По его словам, в настоящее время 70% оборудования (материально-технической базы), на котором проводится обучение в российских колледжах, «свыше 5 лет закупки», то есть является «морально устаревшим».

Еще одной причиной сложившегося на сегодняшний день «плачевного положения» является то, что последние 20 — 30 лет образовательные учреждения существовали в отрыве от работодателей.

«В СССР была очень тесная связь профессионально-технических училищ и техникумов и работодателей. Потом она разрушилась, и образовательные организации жили своей жизнью. Сейчас мы эти связи пытаемся восстанавливать, но на совершенно другой социально-экономической основе. Например, мы годами бьемся на площадке РСПП над снятием барьеров между работодателями и системой образования. Но разбирать эти барьеры надо не по кирпичику!» — подчеркнул Александр Лейбович.

Успешно сдав экзамен, выпускник получает свидетельство о квалификации, которое вносится в федеральный реестр. Реестр ведет Национальное агентство развития квалификаций, что значительно расширяет возможности последующего трудоустройства выпускника. В 2019 году, как пообещал Александр Лейбович, эта работа будет расширяться, так как желающих принять участие в эксперименте очень много.
Сергей ИШКОВ.