СОЮЗ АВТОСТРАХОВЩИКОВ ПРОСИТ ОТПУСТИТЬ ТАРИФЫ ОСАГО, ОНФ ПРОТИВ

Зампред СФ Евгений Бушмин и зампред Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев провели в понедельник парламентские слушания «Актуальные вопросы совершенствования регулирования в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Все сошлись на необходимости изменений, только никто не знает, как это сделать. В зависимости от политической принадлежности докладчики высказывались либо за либерализацию тарифов, либо предупреждали, что повышение будет сразу съедено.
Естественно, либерализовать тарифы предложил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. По его данным, 1,6 трлн страховая премия, выплачено более триллиона. О разнице его никто не спросил.
По словам Юргенса, до 14-го года тарифа хватало. Доходность страховщиков упала в 14-м году из-за санкций и ослабления рубля. Разыгралось мошенничество. Повысили страхование имущества до 400 тыс. и жизни до 500 тыс., на какое-то время хватило. Сейчас тарифы несбалансированны. Крупнейший монополист, компания США, ушел с российского рынка. Некоторые сдали лицензии. Полис стал недоступным. Полностью свободный тариф ничего страшного не повлечет, – заявил Юргенс.
Против повышения высказался Виктор Климов из ОНФ. Система несправедливая. Человек купил полис, он исполнил закон, но у виновника аварии полиса не оказывается и потерпевший возмещения не получает. Автоюристы половину забирают себе, даже не уведомив потерпевшего, что дело выиграно. После этого он должен еще и налоги платить, потому что это доход.
Судя по данным мониторинга и опросов ОНФ, отношение двойственное. С одной стороны, люди боятся повышения тарифов, с другой – ситуация нетерпимая, система запутанная. Мало кто разбирается в коэффициентах, прежде всего КБМ – коэффициент бонус-малус. Около 50% жалоб по ОСАГО в Банк России и около 42% всех жалоб на страхование связаны с КБМ.
С основным докладом выступил зампред Центробанка Владимир Чистюхин. Он декларировал цель — повышение доступности полиса ОСАГО и поддержал переход от страхования машины к страхованию водителя. Индивидуализация тарифов: если ты водишь хорошо и без аварий, должен платить как можно меньше. Если представляешь общественную опасность – больше.
Чистюхин хотел бы, чтобы коэффициент присваивался раз в год. У молодых водителей, склонных к риску, аварийность выше. Предложил расширить тарифные коридоры на 20%. Вернуть страховые компании в регионы. Там, где есть конкурентная среда, стоимость тарифа ниже. Средняя стоимость полиса может остаться на уровне, как сегодня. Сейчас некоторые водители недоплачивают, другие переплачивают.
Чистюхин предложил отменить территориальный коэффициент и коэффициент мощности. Актуарные расчеты показывают, влияет мало. ЦБ хотелось получить дополнительные полномочия в контроле страховых компаний. Возможность продлить до трех лет по согласованию сторон. Поднять страхование с 400 тыс. по железу до двух вариантов – один и два млн руб. Штрафы взыскивать в доход государства, а не мошенников. Чистюхин не хочет их называть аферистами.
Главное в том, что наговорил представитель ЦБ, надо создать систему компенсации водителям, которые попали в аварию не по их вине, а виновник не имеет полиса ОСАГО.
Бушмин, ЦБ. Вы уже нас напугали, перечислили столько проблем, которые вам с нашей помощью надо решить. 12%, 125 тыс. случаев регулируются натуральным путем. Выплаты более чем на трлн руб. за 2007-й.
Замруководителя ФАС Андрей Кашеваров выступил с революционным предложением. Поскольку невозможно мобильно отреагировать на то, что происходит на рынке, дать право страховым компаниям устанавливать тарифы без согласования с ЦБ. В связи с изменением законодательства у ФАС появилась возможность реагировать на жалобы граждан, но это только в отношении компаний,
Сенатор Олег Цепкин сказал об очередях и сложностях. Штраф за умышленное незаключение договора ОСАГО всего 800 руб., ниже самого низкого полиса. Если виновник не застраховал, получить возмещение невозможно. Поголовная практика, умышленное нарушение не страхуется.
Цепкин уповал на видеофиксацию. Скептически настроенный Бушмин спросил: что вы собираетесь фиксировать – заключение договора? Если будут страховать водителя, то видеофиксация будет проблемной.
Бушмин получил в этом году четыре штрафа за превышение скорости и ни в одном случае за рулем не был. Система совершает ошибки, и оспорить их невозможно.
Практически все про ОСАГО прояснилось в итоге выступления предводителя «Синих ведерок» Петра Шкуматова. По его данным, 85% водителей являются добропорядочными. 12% проблемны временами в связи с критическим возрастом или текущей ситуацией. Некоторые еще и поддают. 3% абсолютные маргиналы, которые представляют опасность для всех нас, и не только в связи с вождением. Они ответственны за половину аварий. Есть такие водители такси, представляющие опасность и не за рулем.
Шкуматов попал в аварию один раз – мелкая царапка. Семейная пара за два года — сорок раз. Но Шкуматов платит больше. Если маргиналы узнают, что должны платить не 5 тыс., а 50 — 100, они перестанут покупать полис. У страховых компаний все будет хорошо, большая часть аварий уйдет. 109 тыс. получили судимость за повторное управление в состоянии опьянения. Когда он получает права обратно, платит за полис в три раза меньше, чем Шкуматов. Для этого человека должна быть назначена какая-то повышенная степень риска. 85% аварий вследствие нарушения ПДД.
Бушмин послушал и заявил: ни в коем случае нельзя повышать тарифы для порядочных водителей. Как нам их защитить? 150 тыс. будешь платить и не выезжай, а не заплатил и выехал, считай, уже купил.
Как это сделать, никто не знает.
Шкуматов — химик по образованию, диплом делал в Институте биологии гена по лейкозам. Поскольку науки в России нет, выбрал Россию. У страховщиков есть черные списки, кому ОСАГО не продают, хотя это и не афишируется. В самых проблемных регионах купить полис можно, все зависит от человека.

Лев МОСКОВКИН.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x