РОУМИНГ-ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Насколько полезна ФАС? По словам депутата Евгения Федорова, антимонопольный орган может влиять не более чем на четверть цены, остальное политика. Может, но не хочет. Цены на мобильную связь задраны кратно и по сути являются запретительными.
В МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция по случаю отмены роуминга.
Предводитель думских эсеров Сергей Миронов был удивлен, когда фракционный закон об отмене роуминга был принят. Агентство подало данное событие как праздник. Однако журналисты праздник испортили, пресс-конференция прошла на редкость содержательно.
Мой вопрос представлял собой пакет вопросов по одной теме. Каков расклад жалоб в ФАС? На монополизм операторов есть жалобы? На уклонение support от устранения проблем? Операторы меняют программы вымогательства, о чем говорила представитель ФАС на мероприятии единороссов в ЦСКП несколько лет назад. И сами меняются местами на конкурентном поле. Вымпелком выдавили, сейчас Мегафон держит монополию. Заградительность в регионах исполняется иначе, не через тарифы и роуминг. Покупаешь sim-карту и просто выбрасываешь деньги, а зачастую услуги нет. Причины разные, все сводится как бы к ошибкам, но они не устраняются. В прошлом страна была информационно разорвана из-за физического отсутствия связи, затем – роуминга, сейчас – непредоставления оплаченных услуг на некоторых территориях. Закон о шеринге частот не работает, и оплаченные договора между операторами исполняются не всегда.
Одну смышленую журналистку интересовало, почему ей предложили в Крыму 300 мегабайт Интернета за 400 рублей в день? Обычно она использует 12 гигабайт в месяц. Девушка от другого издания продолжила: двухнедельный отдых в Крыму омрачен списанием 63 тысяч рублей на связь. Мне помнится, в 2010 году в гривнах было намного дешевле, хотя и по самому дорогому тарифу на территории Украины. Но не в своем телефоне, а через стационарный компьютер в специальном центре.
Таким образом, причины далеко не рыночные, а политические. Операторы прогибаются перед Вашингтоном, как и многие СМИ.
Ответы были неубедительны. По сути они опровергали все сказанное участниками пресс-конференции.
Участвовали замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин, начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева и исполнительный вице-президент по развитию и стратегии бизнеса ПАО «Вымпелком» Александр Поповский.
Обещали рассказать о результатах рассмотрения дел по отмене роуминга в РФ, а также о дальнейшем совершенствовании межоператорских роуминговых взаимоотношений и системы присоединения и взаимодействия сетей электросвязи операторов связи (интерконнект) на территории РФ.
Имеется в виду закон о шеринге частот, проведенный сенатором Людмилой Боковой.
Голомолзин упорно рассказывал о мониторинге, штрафах и рыночных тарифах. На всю большую четверку наложены штрафы по 750 тысяч. Никаких сложностей Tele2 нет. Проблемы межоператорского взаимодействия решаются.
Поповский объяснял, что доходы компании больше зависят от потребительского оптимизма, чем от регуляторных решений. Если человек платит двести рублей в месяц за связь, так и будет платить независимо от того, поднимутся тарифы или опустятся.
Упорное повторение вопроса про Крым стало контрольным выстрелом. ФАС уклонилась. Вымпелком упорно переводил ответы на Тулу. Две журналистки столь же упорно твердили: про Тулу понятно, вы про Крым скажите.
Мои претензии Голомолзин прервал: я вас послушал, теперь вы меня послушайте… — без восприятия вопросов.
Формат общения с потребителями мобильной связи взят у supportMegaFon.
Привожу фрагмент 550 знаков из 8320 переписки по sms через номер 0500 с sim-карты 926 4745828: «Добрый день, я – виртуальный помощник Елена… Извините, я вас не поняла». – «Платеж прошел, интернета нет». – «Спасибо за Ваше обращение!» – «Ответьте!» – «У нас хорошая новость! С 1 сентября все входящие звонки на всех тарифах в зоне действия МегаФон на территории России автоматически становятся бесплатными. Бесплатные входящие звонки действуют абсолютно для всех клиентов. Подключать дополнительно ничего не нужно. У Вас есть другие вопросы? Ответьте ДА или НЕТ» – «Вы издеваетесь? Отвечать будем за предоставление оплаченных услуг?» – «Повторите еще раз … Повторите еще раз».
Последний раз оплатил 400 рублей 23.08.18 08:44 (чек ofd.ru/b/ff9b05399d816e49383be692a31fec1d). Интернет не появился: «Доброе утро, я – виртуальный помощник Елена. Вам доступно: 0 р.» Далее следовало предложение пополнить счет. Однако попытка зайти в личный кабинет включала ЛК незнакомой мне женщины со всеми ее данными. Оказалось, моя фамилия связывалась с прошлогодним номером. Что вообще странно, потому что офисные сотрудники MegaFon в Москве мою фамилию списать с паспорта патологически не могут и постоянно путают. В Москве MegaFon мне не нужен, Tele2 намного удобнее благодаря качественной работе support и мотивированным сотрудникам во front-office.
После серии неудач мне удалось один раз дозвониться напрямую в службу поддержки по 926 111 0500. Всего-то десяток минут ожидания — и оператор среди прочего честно сказала, что заплатить еще раз я могу, но для гарантии, что деньги опять сразу не спишутся без предоставления Интернета, надо сначала полностью отключиться. Объяснила, что для этого надо сделать. Правда ли это, проверять не стал, пожалел четыреста рублей. Уже потерял в два раза больше только в этом году.
Я привел доказательства того, о чем говорили на пресс-конференции журналистки других СМИ, чтобы не быть голословным. С той разницей, что их вопросы имели отношение к Крыму и к безлимитным тарифам.
Поповский от смещенного на третье место Beeline совершенно справедливо для его позиций утверждал, что на российском рынке обострилась конкуренция. Вернулись безлимитные тарифы. К ним в его компании относятся негативно. Когда есть рост трафика и он связан с ростом доходов оператора, то безлимитные тарифы эту связь рвут. То есть для Beeline это вынужденная мера вследствие конкуренции.
Поповский растолковал ситуацию через бюджетную модель потребления. Те же самые клиенты будут потреблять те же двести рублей в обоих случаях, если оператор поднимет или снизит цены. Замеры потребительского оптимизма больше влияют на его доходы, чем регуляторные вещи.
Голомолзин утверждал, что действия ФАС заставили снизить тарифы и они перестали быть заградительными. Поповский заверил, тарифы повышаться не будут. Однако на прямой вопрос: почему тарифы повышаются? – представитель Вымпелкома честно назвал причину: абонентская база в России сокращается и люди реже пользуются второй sim-картой.
Соединить тезисы участников пресс-конференции в единое целое невозможно. Иными словами, данные Голомолзина о глубине проникновения мобильной связи в России 140%, то есть почти по полторы sim-карты на человека – устаревшие.
Слова Поповского о конкуренции элементарно переводятся с рыночного языка на потребительский. В начале века Вымпелком захватил рынок мобильного Интернета агрессивным предложением мобильных модемов. Продвинутые пользователи их раскупали и разъезжались по городам и весям огромной страны с мобильным офисом на коленке в удаленном доступе. Интернет обещали по всей карте покрытия голосовой связи Beeline. Доступ оказался космически удален даже в Москве. Во front-officeBeeline разыгрывались красочные изматывающие переговоры в жанре «Да и нет не говорите». Я поставил рекорд дозвона в supportBeeline – час повторов «Ваш звонок очень важен для нас», но ответа не получил, важный звонок отключился.
В итоге нескольких лет бодания с Вымпелкомом «продвинутые» узнали, что они лохи, и не удосужились разведать простую истину: голосовая связь и Интернет – совершенно разные услуги.
То, что для нынешнего Вымпелкома конкуренция, для пользователей та же монополия, вид с другого боку. Монопольное положение, по моему мнению, занял MegaFon. Правда, в целом покрытие страны повысилось, но приемы те же – непредоставление оплаченных услуг на некоторых территориях. Вопросы об этом на пресс-конференции вызвали заметное раздражение.
Итак, нам обещают устойчивую связь по уравненным тарифам на всей территории страны. Однако пока не приедешь на место, не узнаешь, правда это или нет. В тот же день после пресс-конференции я поехал в ту же деревню Калужской области. У меня не одна симка и не две, а три. Два мобильных оператора — MegaFon и Tele2 вдогонку пожелали мне приятного путешествия. MegaFon еще и обрадовал – «Ваш баланс 196.19 руб.». После прибытия на место оба сдохли, будто приснились.
Насчет отмены роуминга в Beeline Поповский, похоже, не обманул. Голосовая связь у этого оператора устойчивая.
Интернет-связи не было ни по одной из трех sim-карт.
Надо сказать, эта деревня напоминает окраину великой страны, хотя находится буквально в сердце России, в 150 километрах от столицы. Обычное эфирное телевидение тут недоступно. Большинство радиоканалов по франшизе известных радиостанций наполняют эфир песенками из ограниченного набора. Частота уплывает, и проскальзывают чьи-то диспетчерские распоряжения. Все они сливаются в неразличимый формат радиоузла в советском поезде дальнего следования с добавлением региональной рекламы. Иногда можно поймать чье-то приграничное вещание. Единственное исключение – калужский вариант «Радио России» с заметной долей собственного контента.
Ближайшие отделения связи оборудованы компьютерами, однако просьба их включить вызывает острую реакцию.
Местные жители пользуются региональными вариантами МТС (оплата по мере исчерпания) и Yota почти без сбоев (три тысячи рубликов в год безлимитный Интернет и отдельная симка под голосовую связь без роуминга). Beeline и Tele2 здесь ловятся плохо.
Вывод: на карте России остаются черные зоны и они меняются. ФАС по мониторингу связи defacto не работает.
Согласно Википедии, роуминг (англ. roaming от англ. roam – бродить, странствовать) – процедура предоставления услуг (сотовой связи, Wi-Fi) абоненту вне зоны обслуживания «домашней» сети абонента с использованием ресурсов другой (гостевой) сети. При этом абоненту не требуется заключать договор с непринимающим оператором, а плата за услуги списывается с его счета. При телефонном роуминге у абонента сохраняется его телефонный номер.
Из множества видов роуминга в России речь идет об отмене двух – внутрисетевого и национального.
В связи с развитием мобильных технологий и падением цен внутрисетевой (региональный) роуминг редко предлагается клиентам, за исключением стран с большой территорией. Россия, Индия, Бразилия.
Национальный (межсетевой) роуминг позволяет использовать сеть другого мобильного оператора внутри той же страны. Этот тип роуминга разрешен только в определенных условиях.
Международный роуминг дает возможность пользоваться услугами мобильной сети зарубежного провайдера.
30 марта прошлого года после многих лет дискуссий ФАС приняла решение об отмене национального и внутрисетевого роуминга в России. И тот и другой вид роуминга должен был исчезнуть в августе-сентябре 2018-го. Отмена внутрисетевого роуминга позволит абонентам беспрепятственно использовать услуги связи, находясь не в домашнем регионе, по тем же тарифам, что и в домашнем. Отмена национального (межсетевого) роуминга исключит аналогичные проблемы и завышения тарифов для абонентов тех операторов, которые не имеют представительства в каких-либо регионах, куда абонент с sim-картой может поехать. В то же время данное решение не отменяет повышенной стоимости междугородних звонков, а также не исключают возможность ограничения использования тех или иных тарифных опций в недомашнем регионе или в каких-то отдельно взятых регионах – Крым, Севастополь, Чукотский АО, Ненецкий АО и другие.

Лев МОСКОВКИН.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x