БЮДЖЕТ С ЗАПАСОМ ПРОЧНОСТИ

Сегодняшняя новость – Счетная палата провела анализ работы особых экономических зон. Несмотря на усилия правительства, контрольный орган вновь пришел к выводу, что механизм ОЭЗ неэффективен. Получилась очередная слеза по бюджету с разного рода дырками, включая льготы.

Еще одну новость противоположного характера обозначил председатель комитета ГД по бюджету Андрей Макаров: «Бюджет создает возможности для качественного экономического роста и обладает огромным запасом прочности».

В среду, 24 октября, Госдуме предстоит рассмотреть в первом чтении бюджет-2019. Комитет по бюджету в итоге многосерийного марафона подготовил документ с привлечением расширенного количества других комитетов, это было прямое поручение председателя Вячеслава Володина.

Заседание комитета по бюджету в понедельник стало последним по первому чтению главного финансового документа страны.

По словам Макарова, в проекте федерального бюджета на 2019 — 2021 годы выделяются беспрецедентно большие средства на решение важнейших задач по повышению качества жизни людей и укреплению конкурентоспособности страны.

Андрей Макаров подчеркнул, что бюджет не просто дает гарантии выполнения социальных обязательств, а создает возможности для качественного экономического роста и обладает огромным запасом прочности.

«Думаю, все согласятся, что такого тщательного рассмотрения бюджета еще не было. И очень важно, что к этому обсуждению подключились все комитеты Государственной Думы, поэтому бюджет, структурированный через государственные программы, был изучен досконально не только с точки зрения выделяемых средств, но и с точки зрения тех задач, которые эти средства должны помочь решить», – сказал Макаров чистую правду.

Однако утверждение насчет гарантий вызывает сомнения.

Основу бюджета составляют национальные проекты и Указ Президента, который и определяет те цели, которые предстоит в ближайшую трехлетку достигать.

Все 25 комитетов, которые давали свои заключения по государственным программам, предложили поддержать принятие бюджета в первом чтении. Это при том, что половину комитетов палаты возглавляют представители оппозиции. Такой единодушной поддержки бюджета в первом чтении ранее тоже не было.

Профицитный бюджет принимается впервые за достаточно большой промежуток времени. Про словам Макарова, профицит дает уверенность, что все социальные обязательства государства будут выполнены независимо от того, какие могут быть перепады цен на энергоносители, какие санкции могут дальше применятся и что еще придумают наши партнеры.

При обсуждении бюджета эксперты высказывали опасения относительно предстоящего кризиса мировой экономики. Этот риск очень серьезен. Принимая решения, Дума должна учитывать возможность серьезного мирового экономического кризиса, который неминуемо скажется на всех странах. «Россия должна встретить его максимально подготовленной», – сказал глава комитета.

В качестве важнейшей задачи второго чтения Макаров отметил информирование регионов о тех средствах, которые они получат.

Макаров реально сделал все, что мог. В целом продолжается многолетняя история, обострившаяся на повышении пенсионного возраста. Регионы страны и комитеты Думы так запугали, председатели комитетов предпочли одобрить, а губернаторы и вовсе ушли в несознанку, избрав страусиную политику. Молчание отражает расчет на подачки, несговорчивые рискуют остаться с быстро растущими долгами.

Профицит почти два триллиона не устраивает никого при таком остром дефиците расходов. Неправда, что профицит в 19-м году будет впервые после перерыва. Действующий бюджет-2018 запланирован с дефицитом и уже исполняется с профицитом почти такого же объема. Очередная двойка за планирование макроэкономических показателей.

В тот же день прошло заседание комитета СФ по бюджету Сергея Рябухина, где прозвучали совсем неутешительные вещи.

Первым вопросом обсуждалось «Влияние изменений законодательства РФ о налогах и сборах на доходы бюджетов субъектов РФ (на примере Пермского края)».

Зампред правительства Пермского края Ольга Антипина представила обоснования того, что проводимая на федеральном уровне налоговая политика больно бьет по бюджетам регионов. После кризиса 13 – 14-го годов регионы нуждались в поддержке государства. Доходы регионов растут медленнее, чем инфляция и доходы федерального бюджета. Доля инвестиций снижалась, росли долги перед федеральным бюджетом, перед банками.

Антипина назвала несколько целенаправленных ударов по региональному бюджету: образование консолидированных групп налогоплательщиков, освобождение от налога на движимое имущество и т. д.

Встречные аргументы Минфина об эффективности налоговых льгот обоснованы, но они не закрывают проблемы.

Зампред СФ Евгений Бушмин предупредил, что проблемы будут нарастать. Чем дальше мы проводим налоговый маневр, тем больше будем нарываться.

По словам зампреда СФ получается, что изменение системы налогообложения нефтянки вызывает беспокойство, оставляя свободу действий правительства. НДПИ заменяется на НДД. Для стимулирования нефтепереработки образуется отрицательный акциз. Стимулирование необходимо, но оно получается за счет населения.

Все, что ни делается в этом направлении, против регионов и населения, полагает Бушмин. Через полгода-год у нас таких глюк накопится и нам предстоит очень серьезная борьба за бюджет 20-го года. Никто не идет навстречу регионам.

В самом конце, когда представители Минфина и сам Бушмин ушли, Рябухин объяснил, что нет смысла рассматривать национальные проекты в комитете для галочки, а по существу невозможно. По вине некоторых администраторов ГРБС (главные распорядители бюджетных средств) по ряду причин нет паспортов нацпроектов. Получилось, что сенаторы в СФ переживали за судьбу регионов больше губернаторов. Курирующий вице-премьер обязан собирать губернаторов. Если они опять займут страусиную политику, тяжелая эта работа из болота тащить бегемота. Сенаторы шумят, входят в конфликт с Минфином, и оказываются в неловком положении. На повестке межбюджетные отношения на ближайшую трехлетку. Если губернаторы опять промолчат, потом можно шуметь сколько угодно.

Что там губернаторы, самому Макарову пришлось говорить, что его не так поняли, когда журналисты процитировали его слова о стопроцентном штрафе для самозанятых. Как правило, вообще непонятно, о чем и кто там спорит, почему просто нельзя сделать, чтоб страна могла как-то дышать и люди не чувствовали себя приниженными при таком обилии денег.

Лев МОСКОВКИН.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x