УЧИТЕЛЬ — ПРЕСТИЖНАЯ ПРОФЕССИЯ ИЛИ «РАБ НА ГАЛЕРАХ»?

Как показало обсуждение этого «вечного» для России вопроса на площадке «Национальной службы новостей», варианты ответа на него зависят не столько от уровня квалификации и качества работы учителей, сколько от места проживания.

Россия по-прежнему остается «страной контрастов», и если в Москве 95% учителей вполне удовлетворены своей зарплатой и считают свою профессию престижной, то их коллеги из глубинки едва сводят концы с концами и работают скорее «за идею», чем за зарплату…
В качестве примера региональных зарплат директор школы №548 «Царицыно», народный учитель России Ефим Рачевский привел Кировскую область, где средний оклад учителя равен 11 тыс. 873 рублям, а цены почти такие же, как в Москве. «Давайте забудем про престиж профессии, если он не подкрепляется материально», — сказал народный учитель.
По мнению Ефима Рачевского, причиной низких зарплат учителей в регионах стал 122-ой ФЗ от 2004 года, согласно которому управление образованием было передано муниципалитетам: «Этот закон наделил полномочиями муниципалитеты, регионы и так далее. А я убеждён, что чем ниже по уровню властные структуры, тем они менее компетентны. Если взять средний регион, там примерно 25-30 РАЙОНО. В каждом — 15-20 человек, их же тоже кормить надо. Более того, они ещё должны оправдать своё существование. Следовательно, они к тем требованиям [к школам], которые выдвигает региональная и федеральная власть, добавляют свои и называют это инновационными процессами. Даже наш министр год назад говорила — давайте отдадим школы регионам, а не муниципалитетам! К сожалению, её не поддержали, я надеюсь, что поддержат. Тогда заработная плата учителей обретет более привлекательный вид».
Сопредседатель профсоюза «Учитель», московский педагог с 40-летним стажем Всеволод Луховицкий убежден, что зарплату учителей по всей стране необходимо выравнивать: «Сейчас большинство учителей из регионов получают нищенскую зарплату и когда они услышат, что московские учителя имеют в месяц 105 тысяч, то станут еще хуже относиться к Москве и столичным учителям». По его словам, на сегодняшний день зарплата учителей в Москве в 5-6 раз выше, чем в среднем по стране, но даже и в столице она зачастую складывается за счет больших классов, набирания часов (до 50-ти в неделю) и всякого рода дополнительных нагрузок, что, естественно, ведет к снижению качества преподавания: «С 1932 года была ставка 18 часов в неделю, и это нормально. Ведь к каждому уроку, несмотря на 40-летний стаж, я готовлюсь как минимум 1,5 часа. Мой учебный час стоит 500 рублей – это совершенно официально. Это меньше, чем в других школах Москвы, но это мой сознательный выбор школы-интерната «Интеллектуал», в котором маленькие классы. Если вы прибавите по «подушевому финансированию» и загоните в класс 30-40 человек, то стоимость урока будет выше, но снизится качество. Во всём мире независимые профсоюзы требуют, чтобы была равная, понятная и заранее известная плата. В сентябре появилась информация, что депутат Олег Смолин разработал законопроект, который условно называется «Учителя мрут за ставку». Минимальная ставка по всей России должна быть не ниже двух МРОТ в регионе. Это первый шаг к выравниванию. Это не попытка москвичей обобрать. Это первый шаг к снятию необходимости вести по 1,5-2 ставки. Есть надежда, что такой законопроект будет принят».
Кстати, проблемам учителей и образовательных учреждений в российских регионах был так же посвящен «круглый стол», в конце сентября собравший участников на площадке НКО «Национальный фонд подготовки кадров». Он так и назывался: «Проблемы будущего образования в малых городах и сельских территориях». Почти все представители образовательных учреждений из разных уголков России, принимавшие участие в его работе, рассказывали о плачевном состоянии своих образовательных учреждений и зарплатах, на которые невозможно жить. Так, учителя из города Тулун (Иркутской области) сообщили, что 80% образовательных учреждений нуждаются в капремонте. В сельских школах Пермского края молодые учителя составляют лишь 10%, так как зарплата в них ниже прожиточного минимума. Сами сельские учителя считают, что во всех их бедах виновата система «подушевого финансирования».
«Сам принцип «подушевого финансирования» не так уж плох, но есть проблемы с его реализацией. Ему нужен «поправочный коэффициент», — заявил председатель Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов, также принявший участие в работе «круглого стола».

Сергей ИШКОВ.

Фото из отктытых источников.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x