ЗАГАДОЧНЫЙ «СИНДРОМ» ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

У депутатов постоянно перехватывают законотворческую инициативу – на эту особенность взаимодействия ветвей российской власти обратил внимание первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин.

По его наблюдениям (а он является депутатом 3-х созывов ГД), так сложилось, что большинство законов, которые принимает ГД РФ, это законопроекты, инициированные или внесенные правительством или президентом: «То есть, мы оказываемся в довольно странном положении: нас избрали для того, чтобы мы принимали законы, занимались законами и т. д. Но очень часто мы сталкиваемся с тем, что когда депутат или фракция выносят законопроект и получает отрицательный отзыв от правительства или администрации президента, через какое-то время правительство или администрация президента вносят аналогичный проект, и тогда он принимается. То есть, возник какой-то «синдром» в исполнительной власти, что всё, что связано с инициативой депутатов, оно как бы довольно подозрительно. Вот если мы сами будем заниматься законопроектами, тогда все будет в порядке… Посмотрите, например, «Концепцию миграционной политики», которая была утверждена президентом, и план ее реализации. В этом плане распределены обязанности между министерствами по написанию законов, которые потом нужно будет вносить в Федеральное собрание и Госдуму. Эти законы, их разработка и внесение намечены на 2020-ый год, на 4-ый квартал 2020 года, то есть, год надо ждать, когда они выдадут нам «на гора» свои работы. А те законопроекты, которые этих же вопросов касаются, уже лежат в Государственной думе, и на них «висит» как бы «неуд», который очень часто бывает совершенно иррациональным».

В качестве примера Константин Затулин привел эпизод с предложенными им поправками в недавно принятый закон о правовом положении иностранцев:
«При втором его обсуждении я внес 11 поправок, 2 из которых, в конечном счете, были приняты, но 9 – отвергнуты. В этом законе шла речь о частных вопросах (это не Бог весть какой «революционный закон): там, например, предлагалось, чтобы выпускники российских ВУЗов – граждане других стран — которые закончили их на «отлично», могли бы получать «вид на жительство» и дальше, если захотят, гражданство, оставаясь в России. То есть, мы как бы заинтересованы в притоке людей, которые получили наше образование, освоились в России за время обучения, по всей видимости, уже хорошо знают русский язык. Мое предложение было: не только тем, кто на «отлично», но и всем студентам из стран СНГ и ближнего зарубежья. Моя поправка была отвергнута. Дальше мы начинаем выяснять, что такое «отлично»? Не хочу никого обижать, но одно дело, когда Челябинский тракторный институт поставил кому-то «отлично», другое дело — московский университет поставил «хорошо». То есть, тот, кто Челябинский тракторный институт закончил, имеет возможность получить «вид на жительство», а тот, кто получил «четвёрку» в московском университете, он как бы недостаточно старался, ему эта льгота не положена. Я не стал спорить, но я предложил подумать о том, что есть пространство, которое мы обязаны сохранять, пространство, на котором априори знают русский язык, знают традиции и т.д. «Нет, нельзя…».

Прошло после этого обсуждения буквально несколько дней и на первом заседании правительственной Комиссии по миграционной политике (в которой я являюсь представителем Госдумы) возглавляющий ее вице-премьер Антон Силуанов с возмущением заявил: когда же мы, наконец, примем решения, согласно которым не будем стеснять выпускников наших ВУЗов оставаться в России? И критиковал всякие ограничения на этот счет».

Новая должность, впервые введенная в ГД РФ, — спецпредставитель по вопросам миграции и гражданства, которую занял Константин Затулин, возможно, хотя бы в сфере миграционного законодательства позволит повысить эффективность взаимодействия ветвей власти: «Я вижу свою работу на этом посту в том, чтобы ускорить законотворческий процесс, ускорить согласование или, может быть, заново провести согласование тех законопроектов, которые по каким-то причинам сегодня не воспринимаются исполнительной властью».

Сергей ИШКОВ.