На прошлой неделе недалеко от поселка Подосинки потерпел катастрофу тепловой аэростат коммерческой компании, предоставляющей всем желающим такую услугу, как полет на воздушном шаре.
Корреспондент выяснял подробности происшествия, дабы выяснить, кто виноват в крушении аэростата с шестью воздушными туристами, среди которых был один ребенок.
Воздухоплаванием корреспондент увлекается около 20 лет. Часто приходилось освещать соревнования пилотов тепловых аэростатов не только со всей России, но и из-за рубежа, всевозможные фиесты и Дни городов, на которых все больше и больше принимают участие владельцы красочных монгольфьеров. Приходилось много летать, беседовать с пилотами и работать в наземной группе поддержки, которая помогает поднять шар в воздух, сопровождает его во время полета по земле, а после приземления собрать шар и отвезти его к месту постоянного базирования.
Надо сказать, что подмосковный город Дмитров давно стал некой Меккой тепловых аэростатов. В Дмитровском районе, расположена даже целая школа, где обучают будущих аэронавтов. После окончания летной школы курсанты после сдачи теоретических экзаменов и практических полетов получают специальный сертификат, дающий право на управление тепловым аэростатом с пассажирами на борту. Что-то вроде удостоверения, как водительские права.
Следует заметить, что «покатушки» на воздушном шаре удовольствие не из дешевых. От 8 -10 тысяч рублей с человека за час полета на высоте 200-300 метров. После полета туристы, совершившие воздушное путешествие над прекрасными природными ландшафтами нашего замечательного Подмосковья получают шуточную грамоту, что после полета на монгольфьере им присвоен графский титул, в память о том как Людовиг ….присвоил графские титулы первым пилотам поднявшихся в городе Анонноне в 5 июня 1783 года на первом в мире тепловом аэростате братьев Монгольферов и пролетевшие на нем около 20 километров.
Правда справедливости ради стоит заметить, что принцип надувания тонкой оболочки из ткани горячим дымом был известен еще в древнем Китае до нашей эры. Такие разноцветные шарики запускали во время праздников и народных гуляний. И даже есть сведения, что на воздушных шарах китайские лазутчики перелетали за стены осаждаемого города, чтобы перебить стражу и открыть городские ворота.
Также есть наша отечественная легенда о рязанском кузнеце Иване Крякутном, который задолго до французских владельцев бумажной фабрики «наполнил вонючим дымом мешок, сшитый из желудков быков и коров и поднялся в небеса до церковных куполов», за что потом местными попами был «уличен» в связи с чертом и выгнан из города. Спасибо на костре не сожгли, как это повсеместно делалось по всей Европе. Но не будим оспаривать исторического первенства, кто первым поднялся в небо на летательном аппарате легче воздуха, а лучше расскажу о еще одной традиции, которая существует ныне в среде российских воздухоплавателей.
В полет берется, так же бутылка шампанского, которая распивается потом уже на земле при посвящении в воздухоплаватели. Первые же пилоты брали с собой шампанское, чтобы местные крестьяне, где они рано или поздно приземляться не приняли их за инопланетян или за нечистую силу и не посадили на вилы. Мол, мы свои, давайте выпьем шампанского! Все эти красивые традиции, не забываемое ощущение свободного полета над землей, как птица, делают полеты на тепловых аэростатах очень привлекательными и люди без сожаления расстаются с немалой для кого-то сумой денег. Очень большой популярностью пользуются полеты для молодоженов на шарах в виде пурпурного сердца. Ведь, как известно браки заключаются на небесах, а за такой памятный полет и денег не жалко.
Но насколько безопасны полеты на воздушных шарах?
Рассказывает наш постоянный эксперт один из частых организаторов и наблюдателей за воздушными соревнованиями воздухоплавателей Николай Рябцев.
«На самом деле полеты на тепловых аэростатов считаются довольно безопасными, потому как в шаре ломаться собственно нечему. Даже если по какой-то причине одновременно откажут две газовые горелки при помощи которых нагревается воздух в оболочке шара и возникает подъемная сила, шар все рано не будет падать на землю камнем. Воздух постепенно будет остывать, шар плавно приземлится на землю подобно большому парашюту. За всю историю возрождения воздухоплавания в СССР в 1989 году и по настоящее время в России был зарегистрирован единственный случай гибели пилота в городе Казани в начале нынешнего столетия. Там во время празднования Дня города из воздушного шара должны были одновременно выпрыгнуть сразу несколько парашютистов, чего категорически делать было нельзя. Дело в том, что корзина шара во время группового прыжка одновременно нескольких парашютистов моментально облегчилась сразу килограммов на 300! Шар тут же рванул ввысь и от резкого давления воздуха на вершину оболочки шара, произошло его схлопывание. Горячий воздух моментально вышел из оболочки и шар камнем упал на землю. В это время в корзине шара вместе с пилотом находилась его восьмилетняя дочь. Ценой собственной жизни отец спас своего ребенка взяв его на руки, приняв весь удар на себя. Ребенок остался жив, хоть и получил травмы не опасные для жизни. Это единственный случай гибели человека во время полета на тепловом аэростате. Очень хочется надеяться, что он так и останется единственным в нашей стране».
Так что же произошло на днях с пассажирами воздушного шара принадлежащего компании «Мegic Flight» (Волшебный полет) и его пилотом Виталием Радюк в Подмосковье недалеко от деревни Подосинки?
Как удалось выяснить корреспонденту, который пообщался с одни из очевидцев случившегося Антоном Моревом, который вместе со своей семьей приехал отдыхать на дачу в гости к друзьям в поселок Подосинки.
– Дочка увидела как над соседским домом медленно на небольшой высоте пролетал воздушный шар, – рассказывает Антон, – в округе начали лаять собаки. Самого падения мы не видели, но соседи сказали, что шар упал на высоковольтный столб вроде из-за сильного порыва ветра.
Вообще воздушные шары под Дмитровом летают постоянно. В небе одновременно можно наблюдать сразу несколько разноцветных шаров. Но я не думал, что это довольно опасное развлечение. У нескольких пилотов компании «Волшебный полет» был запланирован вечерний полет. Катают туристов на аэростатах летом только два раза в сутки. Рано утром на рассвете, когда солнце только поднимается над горизонтом и вечером на закате. Это делается в целях безопасности полетов. Днем земля нагревается, и с ее поверхности начинают подниматься горячие воздушные массы. Такие потоки вверх от земли называются восходящими. Если шар попадет в такой мощный восходящий поток, то его может унести высоко за облака, где воздух разряжен и пассажиры в корзине попросту потеряют сознание от недостатка кислорода.
На высоте теплый воздух охлаждается и начинает быстро опускаться вниз. Такие потоки называются нисходящие. Попасть в такой нисходящий поток еще опаснее, чем в восходящий. Эти потоки бывают очень мощными и достигать скорости 80-100 км в час. Попав в него воздушный шар, помчится вниз, пока не врежется в землю. Теперь, понятно, почему полеты осуществляются только рано утром, когда земля еще не нагрелась и вечером, когда уже остыла.
Но есть еще одни коварные воздушные массы, которые могут возникать при приближении грозового фронта. Так случилось с пассажирами воздушного шара, которым управлял пилот Радюк. Причем пилоты получили информацию о надвигающимся грозовом фронте и многие отменили полет в целях безопасности. Однако, Радюк решил проскочить грозовой фронт. Желание заработать оказалось выше разумного решения остаться на земле и не подвергать опасности жизнь пассажиров. И случилось, то что должно было случиться. Русский «авось» не сработал. Воздушный шар попал в порывистый поток воздуха, который мог возникнуть перед грозой. Шар стал не управляемым. Сначала его кинуло на деревья, а потом на столб электропередачи, по которому подается высокое напряжения в поселки. Корзина с пассажирами врезалась в столб, а оболочка легла на провода. Люди самостоятельно выбрались из корзины и благополучно спустились на землю. Сам пилот получил травму ноги и был доставлен в городскую клиническую больницу города Дмитрова.
С пилотом, все понятно. Разбор его полетов еще впереди, когда поправится. Удивляет другое. Как отреагировала на этот случай, по сути, авиакатастрофу, которая к счастью не привела к человеческим жертвам, компания которой принадлежит этот летательный аппарат. Мол, ничего страшного. Все живы, ну бывает… А ведь страшно подумать, если корзина с людьми врезалась бы не в бетонный столб, а в высоковольтные провода? Короткое замыкание, и пожар, многочисленные ожоги у пассажиров и возможная гибель людей. Так что пассажирам злосчастного воздушного путешествия во время приближающейся грозы не сказано повезло. В пору праздновать второй день рождения. А руководству компании «Волшебный полет» следует хорошенько подумать, каким пилотам они доверяют жизни людей. По факту авиакатастрофы назначено прокурорская проверка.
Итак риск получить тяжелую травму и вообще расстаться жизнью все-таки существует.
Как свести риск к минимуму, чтобы «волшебный полет» не стал последним.
Сертификат на полет можно купить в любом торговом центре. Причем сами продавцы понятия не имеют, услугами какой компании они торгуют, какова квалификация пилотов и нужно ли оформлять страховку.
– Страховка обязательно входит в стоимость самого полета, – продолжает рассказывать Николай Рябцев, в солидных компаниях страховка пассажиров обязательна.
– Как не попасть на недобросовестных организаторов подобных полетов в Подмосковье?
– Прежде всего, покупать сертификат на полет не у посредников, а непосредственно в аэроклубе. Обычно все уважающие себя компании и аэроклубы имеют свои сайты. На нем есть фотографии пилотов и их уровень квалификации, главным показателем которого является количество налета часов у того или иного пилота. Чем больше налет часов, тем опытнее пилот. Опытным считается пилот у которого не менее 500 часов налета. Кроме этого перед полетом вы имеете право проверить летную книжку самого пилота с которым собираетесь совершить полет. В ней кроме количества налета часов указывается, что летательный аппарат прошел техосмотр и пригоден для полета.
Но как показывает практика пассажиры, желающие совершить полет такими нюансами не интересуются. А зря, ведь от этого зависит не только ваша безопасность.
Андрей ФЕДОРОВ.
Фото автора.