КИНО ПО ЗАВЕТАМ ИЛЬИЧА

3 сентября в Большом зале МИА «Россия сегодня» состоялся пресс-показ фильма «Одесса» режиссера Валерия Тодоровского и затем прошла встреча с создателями картины.

Фабула фильма отражена в анонсе агентства. Действие разворачивается в Одессе в августе 1970 года. В гости к тестю с тещей, Григорию Иосифовичу и Раисе Ировне Давыдовым, прилетает на одну ночь из Москвы зять Борис, журналист-международник, чтобы привезти на лето восьмилетнего сына Валерика. Борис ожидает в ближайшие дни назначения собкором в Бонн. Однако в Одессе объявляют карантин. Город закрывают и Борис остается на неопределенное время. Блистательность его будущего замазывают незапланированные события еврейской семьи. Борис звонит жене в Москву и сообщает: мы никуда не едем. Потом все еврейские родственники по очереди излагают по телефону каждый свою версию причин, почему Борису уже не быть собкором в Бонне.

Реконструкция еврейского быта стала сверхзадачей создателей картины. Чтобы не снять откровенной чуши, в съемочную группу включили специального человека. Леонид Ярмольник и Ирина Розанова учили идиш.

Начало семидесятых стало переломным моментом в истории человечества на пути к свободе, которой люди не сумели воспользоваться себе во благо. В разных цивилизационных сегментах разрозненно происходили свои события в русле реакции на общий природный фактор. Узники одесской холеры ощутили прилив свободы как пир во время чумы с попыткой раскрепощения инстинктов.

Любопытно, что с холерным вибрионом Vibrio cholerae biovar eltor произошло примерно то же и его эволюция внесла свою лепту в развитие цивилизации. Это была седьмая пандемия холеры с начала девятнадцатого века. В СССР жертв было относительно немного в основном из-за обострения хронических заболеваний. Руководство страны учло опыт неудачной борьбы с холерой в царской России. Была проведена массированная разъяснительная работа с населением. Для локализации эпидемии организовали карантин с раздачей тетрациклина, запретили выход в море и отдали приказ стрелять на поражение.

Валерий Тодоровский подростком пережил те события, помнит танцы во время карантина на большом белом теплоходе «Абхазия» и раздачу тетрациклина. Персонаж Валерки – это часть его самого.

Фильм «Одесса» выйдет в широкий прокат в России 5 сентября. Без сомнения, картина обречена на успех. Ее поддержка через рекламу, включая телевизионные анонсы, означает встраивание кино в событийное поле политической жизни.

СМИ дали отмашку. Редкое событие на площадке МИА «Россия сегодня» освещается столь обильно, как пресс-показ фильма «Одесса». Журналисты практически перестали по своей воле ходить на пресс-конференции о событиях в мире. Им неинтересно то, что они не понимают. Поэтому освещение пресс-показа прошло волной под копирку. Мне тем проще, другие этого не напишут.

Вряд ли Владимир Ленин думал о таком успехе, назвав кино важнейшим из искусств, потому что народ неграмотный. В наши дни России приходится отвечать на проекты «мягкой силы» в составе «гибридных войн» продвижением своих национальных культурных ценностей. Новое русское кино тут является инструментом более эффективным, чем русская универсальная журналистика в понимании Дэвида Рэндалла.

Для сравнения: репортерская журналистика не справилась с пожаром в Доме профсоюзов Одессы, хотя и смягчила чудовищность массового садизма для продвижения хоть какой-то правды о событии в ряду фашистских преступлений против человечности.

Фильм Тодоровского «Одесса» на политическом уровне является грамотным несимметричным ответом. Типичный пример нового русского кино в традициях классики советской кинематографии.

Одессу, которой больше нет, снимали в Таганроге. Продюсеры Леонид Ярмольник и Валерий Тодоровский отказались от попыток проникнуть на Украину, чтобы не рисковать людьми.

Можно не сомневаться, этот фильм украинская Одесса увидит. И не только Одесса. Потому что новая картина Тодоровского в числе лучших образцов нового русского кино рассказывает о последних евреях ушедшей в прошлое идиш-культуры. Практически впервые о евреях и не об ужасе Холокоста или несуразностях Большой алии. Даже не о еврейском партизанском отряде, а просто о евреях в мирной жизни.

Все скелеты из шкафа большой еврейской семьи оживают, действуют и довлеют над персонажами. Смотришь такой фильм и понимаешь: причина всех бед не холера и тем более не советская власть, а быт. И это не беда, а та самая жизнь, которая нормальная.

Да в общем и нет у евреев скелетов в шкафу. Они как правило на всеобщем обозрении, как бы их ни прятали.

Ссорятся со смаком, вкусом и расстановкой. Бьют безжалостными словами по самому больному. Потом красочно страдают оттого, что все нескладно.

В итоге персонаж Ярмольника Григорий Иосифович Давыдов признается, что русский зять Володя ему ближе еврейских родственников, от которых тошно. Однако слова «гой» в фильме не слышно. Тем не менее, рафинированная местечковость оказывается на волне релевантности.

Аристократичные ашкеназы кусают локти от зависти.

Современный зритель отравлен динамикой и спецэффектами. Чтобы выпустить картину без наркотических приправ с бытовыми длиннотами, нужна режиссерская уверенность. У Тодоровских это фамильное.

Фильм настолько очевидно обречен на успех, что его создатели, несмотря на профессиональное кокетство Тодоровского, уже снова зазвездились. В то же время он явно испытывает неловкость, лучше критиков зная, что не так в гипертрофированной имитации еврейскости. Однако пока критики нет, одни восторги.

Ирину Розанову немного заносило от словесного дефицита в многократных ответах на однообразные вопросы журналистов и прочих почитателей. Уверенным в себе казался один Ярмольник. На редкость небанально рассказал, что не играл, а жил в образе. Вызвал удивление: обычно оппозиционный, он здесь просоветский.

У Григория Иосифовича холера вышла лучше сионизма. Старик с паническим ужасом перед КГБ отправился туда стучать на собственную дочь и жена выставила его из дома. Ничего не произошло, но осадок остался.

В актерской судьбе Ярмольника не все просто. Актер он замечательный и говорит хорошо. Его эпизодическая роль украсила фильм «Стиляги» Тодоровского. А вот «Трудно быть богом» Алексея Германа типичная антиэстетика из числа поддержанного Западом направления постмодернизма на экране. Извращает авторский замысел Стругацких. По той же причине Ярмольник наряду с Макаревичем возглавил германский проект против отечественной кинологии, в которой оба, на мой взгляд, ничего не смыслят и потому не жаль.

Сложно относиться к таланту однозначно, если он используется по обе стороны идеологической баррикады между искусством и анти-искусством.

На пресс-показе «Одессы» случился восторг от эффекта присутствия. Мне недоступно, я вообще не хожу строем и не ликую в толпе. В очередной раз попал под цензуру МИА «России сегодня» из-за протестного вопроса Авдотье Смирновой об унизительном отношении к русскому народу на пресс-показе ее фильма «История одного назначения». Ведущий пресс-конференции оказался злопамятным.

В принципе так и должно быть по модели конфронтации журналистики и власти, представленной политической целесообразностью на площадке ведущего информационного агентства страны.

Фильм продолжался чуть больше двух часов. Свирепая охрана с помощью приборов ночного видения следила за выключенностью гаджетов. Меня заставили зарыть компьютер. Что не помешало переписать сюжетную канву фильма.

Игра актеров талантлива. Особенности речи с национальным усилением в конце предложений распространяется быстрее холерного вибриона. Звучит базарно и выгодно отличается от русско-интеллигентской способности проглатывать смысловое завершение фразы.

Зрители сначала смеются, ближе к середине зал явно подавлен ужасом обыденности. В прошлом именно такой фильм не был возможен. Люди изменились.

Фильмы Петра и Валерия Тодоровских вошли в золотую копилку русской культуры. Творчество Миры Тодоровской известно широкой публике намного меньше. Сын отказался говорить о фильме его мамы про прежнюю любовь папы.

Одну из лучших ролей в «Одессе» играет жена Тодоровского Евгения Брик. В жизни блистательной пары все так же непросто, как и у их персонажей, что служит стимулом для раскрытия таланта. Ярмольник честен по отношению к себе, он не играл, а прожил роль. Почему-то кроме него никто этой очевидности не осмелился высказать.

Лев МОСКОВКИН.

На снимке: кадр из фильма «Одесса».

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x