ФЕНОМЕН ОЛЬГИ ШУМЯЦКОЙ

История литературных произведений Ольги Шумяцкой (23.02.1961 — 14.01.2013) необычный пример того, какие чудеса может вытворять любовь.

Мы видели ее один раз у нас в гостях вместе с ее мужем Александром Колбовским. Сидела тихо, внимания не привлекала и в общем никак себя не проявила. Нетипично для творческой личности без жажды внимания людей. Было известно, что Ольга тяжело больна и у нее не может быть детей.
Саша закончил Журфак МГУ с курсом, на котором учились Шод Муладжанов и Александр Егорунин в 1975 году. Тихий скромный юноша из московской еврейской семьи. Еврейскому мальчику положено слушаться маму и ночевать дома. Чтобы остаться на веселой встрече в общежитии, надо было переступить через себя: «Саша, звони маме и скажи: «Мама, я у женщины!» – «Мама, я уже…» И положил трубку.
Пока не кончилась советская власть, у Саши были большие проблемы с работой. Антисоветчиком не стал, вырос в признанного театрального и кинокритика, завсегдатая всевозможных жюри. В какой-то степени они с Ольгой разделяли одну нишу на семейном подряде.
Общее поле деятельности разнообразит и укрепляет брак. Разница в возрасте десять лет в таком случае не мешает.


После смерти Оли Саша остался один, что тем более странно в окружении множества умопомрачительных женщин, актрис театра и кино.
Их было немало и на презентации книги ее стихов «Я завтра буду далеко» в субботу 2 ноября в Еврейском культурном центре на Большой Никитской неподалеку от ЦДЛ. Колбовский провел презентацию на пару с Анной Левановой, актрисой Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой.

Колбовский и Анна Ливанова

Ольга Шумяцкая известна как журналист сферы культуры, критик и автор прозы. О ее стихах знали муж и несколько подруг.
Александр Колбовский понял, что стихи выходят за рамки частной жизни. Так родилась книга. По его словам, просто собрал из разных уголков стола и файлов компьютера. В сборник вошло не все.

Елена Колина

Писательница из Петербурга Елена Колина прочитала стихотворение Шумяцкой, написанное в шестом классе в 13 лет:
«…Как нет былых времен.
И мушкетеров нету.
И не нужен больше нож для Антуаннеты.
Жанна д’Арк на костре не пылает.
И спину не гнет вассал.
И не скачет больше Людовик в свой роскошный музейный Версаль.
И Парижа больше нету.
Атос, Портос, Арамис с Ришелье на Таганке кланяются на бис.
Д’Артаньян не скачет больше к прекраснейшей Бонасье.
И не слышно больше у Лувра: «Завтра в двенадцать, месье!»
Но хоть и нет былых времен
И не боимся мы ада,
Снова как прежде под шпаги звон и под бокала звон
Розу бросает мне мушкетер.
И это вовсе не сон».
Стихи стали откровением не только для нас. Игорь Иртеньев искренне сожалел, как каялся: если бы она показала эти стихи тому же мне, возможно иначе сложилась бы ее литературная судьба. Настоящий поэт без всяких гендерных поправок. Пришла все-таки Оля к своим читателям.

Игорь Иртеньев

Она пришла благодаря любви Саши Колбовского. Он собрал стихи, организовал издание сборника и грамотно аккумулировал пеструю творческую тусовку для презентации, что почти подвиг. Кто не смог придти, как Вероника Долина и Олег Хилл, тот прислал видеозапись.
Чтобы два часа зал слушал стихи, стихи должны быть не просто хорошими, но на предельно высоком уровне, и в качественном исполнении.

Алла Боссарт

Нечасто так бывает, чтобы все мероприятие было построено на произведениях одного человека. Мыслей «по поводу» или выступлений «в связи с» почти не было, все в тему. Единственное исключение – популярная у исполнителей советского времени песня Марка Фрадкина и Владимира Лазарева «Зимний город заснул уже…» в исполнении Мириам Сехон под аккомпанемент Дарьи Екамасовой. Получилось еще одно прочтение с элементом женского хулиганства, о чем было предупреждено заранее: «А вокруг ни мужчин, ни шагов».
Человек жив, пока его помнят. Это есть настоящая любовь.
Саша любил Олю, Оля любила Найджела. Пудель стал их семейной драгоценностью. Так часто бывает. Что это было за существо, описано сочно и точно. Редкий человек удостаивается столь правдивой поэзии, замешанной на любви вопреки вредности характера.
Мужчины, учитесь у пуделя! Судя по стихам, нам с нашим Буратино сильно повезло.
Найди нет. Оли нет. Но она есть, живет и дышит своими стихами. В них жизнь как есть из сплетения противоречий, двигателя творчества.

Елена Панова

Творчество Ольги Шумяцкой можно отнести к современной поэзии. В этом смысле заметен эффект некоторого опережения времени. Ее поэзия приземленная тематически и возвышенная изяществом слова. В ней не рифмуется любовь и кровь, нынешние поэтические конкурсы требуют исключения штампов. Нам не известно, чтобы автор участвовала в конкурсах, она угадала запрос. У нее нет «сплетенье рук, сплетенье ног, судьбы сплетенье». Есть лирика утрат и беспощадная точность определений. В целом можно сказать, диагноз жизни. Сверх того имеются признаки вторжения в политику с либеральной стороны. В данном случае признак не конъюнктуры, но стремления к внутренней свободе слова.
Стихи Шумяцкой, в отличие от романов, не предназначались для публикации. К ее творчеству в полной мере относятся слова Елены Колиной о том, что в книгах, написанных женщинами, биографию автора можно прочитать по ее тексту и составить психологический портрет.

Анна Ливанова

«Проецируя свое видение мира на мир воображаемый, автор (писатель женского пола, далее она) создает идеальную себя в образах своих героинь, и проницательный читатель видит автора так ясно, словно стоит перед распахнутой дверью к его неидеальной личности» – написала Колина.
Поэт Иртеньев кажется немного ревнует. Он неправ дважды. Во-первых, в наше время гендерные поправки нужны мужчинам, нынешние женщины талантливее и сильнее во всем, за что берутся. Во-вторых, собственная активность автора выражается либо в творчестве, либо в продвижении продукта. Это сообщающиеся сосуды. Поэтому редактор должен активно искать таланты, а не ждать, кто придет. Беспартийный ректор МГУ Иван Петровский выступал с идеей поиска математически талантливых ребят. Так делали Андрей Дементьев и Роберт Рождественский для проекта «Юность» и так же пытаются делать в наши дни организаторы поэтических конкурсов.

Маша Шалаева

Поэты уровня Шумяцкой попадаются чрезвычайно редко. Поэтому в эпоху «Юности», старта Дины Дубиной, Нади Рушевой и хулигана Леньки Губанова, ее бы рвали на части в разные стороны, как Губанова и Бродского для сравнения.
Ольга, как и Саша. выпускник Журфака МГУ, только на четырнадцать лет позже в 1989 году. Ее стихи и необычны, и типичны для русской литературы в традициях нашей классики. В стихах Ольги просчитывается предопределенность судьбы, самоорганизация мыслей в слова, вечные истины в новом обличьи, поэзия быта, беспощадная ирония с физиологической терминологией.

Евдокия Лубенникова о пуделе

История со стихами Ольги Шумяцкой достаточно уникальна. Россия богата талантами и уж поэтами тем более. Однако если сам автор не позаботится об издании, читатель не узнает. Обеспечить выход в свет наследия может только большая любовь к автору именно как к человеку, женщине, жене.
Может быть странно, но есть такие оборванные судьбы, которым хочется завидовать.

Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x