СВЕТИЛИСЬ ЛИЦА И ЗАЛ РУКОПЛЕСКАЛ!

Победа! Она  подтвердила своевременное создание в 1940 году системы трудовых резервов, которая  стала не только фундаментом  оборонной промышленности, но одновременно в  условиях  трудностей, вызванных войной,  спасла от невзгод  миллионы детских судеб.

Торжество Победы стало возможным благодаря стойкости  советской армии  и небывалому трудовому подвигу нашей молодежи, чьи руки выковывали оружие, превосходящее военные системы третьего рейха. И это при том, что в  роковом сорок первом оснащение  германского вермахта  намного превосходило все армии мира.

Родина высоко оценила решающий вклад юношей и девушек  в дело  Победы. Гимнастерки ребят из трудовых резервов  украшали   правительственные ордена и медали. Но это было не все.

В разгар военных действий руководство страны распорядилось ежегодно проводить     фестивали  художественной самодеятельности  учащихся ремесленных училищ на сцене Большого театра в Москве.

Первый из них прошел в филиале Большого театра (это был театр на  Пушкинской улице, недалеко от Колонного зала. Потом это помещение занял  Театр Оперетты. Дело в том, что бомба в 1941 оду угодила в  здание Большого театра и надолго вывело из строя его главную сцену. Все спектакли проходили в филиале. Только в 1944 году  Большой театр, наконец, вернулся к себе домой). Последний  смотр художественной самодеятельности трудовых резервов  торжественно проходил уже на главной сцене Большого театра.

Над сценой главного в стране театра — Государственного Большого академического — поднялся занавес… Мастера искусств с мировым именем мечтали об этой сцене. В дни войны этой чести была удостоена молодежь трудовых резервов.

Никогда еще мелодия и слова не звучали так страстно, никогда сила чувств не выражалась так горячо и искренне, как в песнях военных дней. В них раскрывалась глубина трагедии, постигшей наш  народ, они призывали к возмездию! Со сцены обращалось опаленное войной детство.

Под увитым золотым шнуром пурпурным занавесом стояли те, кто только вчера на оккупированной земле ждал избавления, голодал в блокадном Ленинграде, познал унижение рабского труда на фашистской каторге… Они собрались в зале, дорогом сердцу каждого советского человека, и сам генералиссимус, верховный Главнокомандующий приехал посмотреть концерт трудовых резервов.

Это был смотр художественной самодеятельности не в обычном смысле слова. На сцене пела юность военных лет, и в каждой ноте звучала пережитая этими мальчиками и девочками трагедия.

Люди искали спасения от боли. И тогда заговорила песня… Задушевная, успокаивающая, она была лучшим лекарством, и помощь ее нужна была всюду — и на фронте, и в тылу. Но выступления перед ранеными воинами, семьями фронтовиков и в подшефных армейских частях требовали от юных актеров мастерства, профессиональной отточенности, уверенной манеры исполнения, надо было «учиться ходить по сцене».

Самодеятельным коллективам училищ была оказана профессиональная помощь. Первым объявил шефство над пятью московскими ремесленными училищами МХАТ им. Горького. Вскоре союзы писателей, художников, кинематографистов стали вносить в свои планы обязательные пункты по оказанию творческой помощи учащейся молодежи. И это не замедлило отразиться на качестве выступлений.

Уверенная рука профессионалов делала художественную самодеятельность лаконичной и выразительной. Но здесь возникла новая проблема. Филигранная обработка сценического материала требовала дополнительной работы, домашних репетиций. Заниматься этим было попросту негде. В комнатах общежитий, куда возвращались ребята после трудных ночных смен, репетировать было нельзя, поскольку нарушались нормальные условия отдыха. В «тихих» комнатах — спальнях общежития, где стояли чисто застланные постели, не разрешалось громко говорить.

Тогда трудовые резервы создали клубы и Дома культуры.  В октябре — декабре 1942 года ЦК ВЛКСМ провел конкурс на лучшие песню, рассказ, стихи на тему «Молодежь в Великой Отечественной войне». А потом начались показы самодеятельности трудовых резервов, приуроченные к разным событиям и датам.

Главный концерт самодеятельности в октябрьские дни 1943 года превратился в значительное культурное событие. Он проходил в филиале ГАБТа. Из 30 тысяч участников самодеятельности трудовых резервов право выступать на столичной сцене удостоились лучшие из лучших. Комиссия тщательно отбирала номера.

Их привезли в Москву, и здесь началась большая и серьезная работа. С ними проводили занятия И. Моисеев, А. Свешников. Оркестр возглавил дирижер Большого театра В. Небольсин, акробатические номера и эксцентриаду разработал  главный режиссер Московского цирка М. Местечкин. Общая режиссура смотра принадлежала Н. Фриду, а художественное оформление — художнику постановочной части Большого театра Б. Кноблоку. К этому ансамблю прославленных творцов советского искусства можно добавить огромный организаторский опыт директора Большого театра Я. Леонтьева.

На занавесе филиала ГАБТа была изображена карта Советского Союза. Разноцветье красок праздника народов — живописное и незабываемое зрелище в годы светомаскировок и чадящих коптилок. Мощные звуки оркестра Большого театра заполняют зал. Гармонично и ровно звучит сводный хор трудовых резервов, составленный из 700 участников смотра. Они исполняют песню о Родине. Как понятен каждому, кто присутствует в зале — на сцене или в рядах зрителей, — глубокий пафос этой песни! За Родину каждый час отдавали жизни лучшие сыны народа.

А вот когда под сводами зала звонко, как переливистая трель соловья, зазвучал голос маленького Бори Бородая из города Иванова, старательно запевающего перед хором «Рябинушку», в зале грянули овации. Таких аплодисментов удостаивались здесь разве что именитые певцы Рейзен, Хромченко, Ханаев.

Актер, ведущий концерт, долго успокаивал зал. Он сообщил, что Боря Бородай работает так же, как и поет, — за отличную работу для фронта награжден Похвальной грамотой.

Меняется декорация на сцене. Откуда-то из глубины выдвигается удивительно родной уголок Ленинграда: вот шпиль адмиралтейства, над ним в ночном небе тревожные щупальца прожекторов — они мечутся, отыскивая вражеские самолеты. У рояля Нина Темполь из ленинградского ремесленного училища № 77. Рояль поет, послушный ее пальцам. Сколько раз она играла своим товарищам в тяжелые блокадные дни! Большинство ленинградских госпиталей после приезда Нины обращались в управление города с просьбой повторить концерт этой на редкость одаренной девочки.

Тамара Сергеева из ленинградской школы фабрично-заводского обучения с большим чувством декламирует отрывок из поэмы «Зоя» М. Алигер. Жизнь этой, девочки может послужить сюжетом для драмы. В самое тяжкое время блокады Тамара хоронит родителей. Выбиваясь из последних сил, она отвозит на своих детских саночках их тела… Одна в огромном городе, где свирепствуют голод и смерть. Ее, потерявшую сознание от слабости, подбирают комсомольцы и направляют в отряд эвакуируемых детей. В Ленинграде тревожно. Девочка отказывается покинуть дорогой ее сердцу город. Она приходит в школу ФЗО, где ребята ведут восстановительные работы. Отважная комсомолка провела не одну смену под артобстрелом германских орудий. Недаром на ее груди в свете рампы сверкает золотом медаль «За оборону Ленинграда».

Нежное пение скрипки Александра Михайлова и выразительное чтение стихов Юрия Воронцова… Два товарища работают вместе дни и вечера, помогая фронту. Пронзительный свист снарядов, вой бомб был для них так же привычен, как и шум улицы. У этих ребят хватило жизненной силы посвящать себя миру прекрасного, отрывая время от редких часов отдыха.

Московские и ленинградские училища соревновались. Это была не только ударная работа, но и крепкая дружба. Сколько продуктовых посылок и теплых вещей отправили по Дороге жизни в голодающий Ленинград своим товарищам комсомольцы московских училищ! Но блокада разделяла друзей, они могли только переписываться. И вот теперь на сцене в исполнении москвичей и ленинградцев зажигательная краснофлотская пляска! Они наконец-то встретились, знакомые прежде только по письмам.

Ленинградских ребят привезли в Москву для репетиций. Сколько было тут братских объятий, бесконечных бесед по вечерам. И танец, старательно отрепетированный и со вкусом поставленный И. Моисеевым, как бы увенчал их дружбу.

На сцене представители союзных республик. В годы войны в них нашли приют тысячи детей из западных районов страны, и солнце этих широт не жалело ласковых лучей, чтобы одарить теплом маленьких скитальцев, узнавших горечь утраты самого дорогого в жизни — семьи и родного дома.

В солнечный Азербайджан приглашает зрителей кузнец-стахановец Ариф Мамедов. Выступает танцевально-хоровой коллектив трудовых резервов республики. Юные актеры показывают жанровые сценки из рабочей жизни молодежи. Используя прием пантомимы, они знакомят зрительный зал с повседневным трудом на нефтяных разработках. Символическая картина показывает, как добываемая нефть превращается в роковое оружие мести ненавистному врагу, как в процессе работы мужает и крепнет интернациональная дружба представителей юношества всей страны, съехавшихся в Азербайджан во имя великого дела…

На сцене театра белоснежная россыпь урожая хлопка. Таинственно звучат музыкальные инструменты Древнего Востока. Эстафету переклички республик принимает Узбекистан. Но что это?

В канву восточных мотивов внезапно и гармонично вплетается мягкая, лирическая, задушевная украинская песня. Да, эту республику представляет на смотре Узбекистан, заменивший тысячам украинских детей их родину. Здесь, на узбекской земле, они не были чужими. Напротив, их окружили заботой и согрели вниманием многие люди, ставшие в короткое время и родными, и близкими, и дорогими…

Сколько коренных жителей республики с радостью приняли в собственные семьи и усыновили эвакуированных малышей, приехавших издалека. В новых семьях дети нашли не только кров и еду, но и обрели родительскую заботу и ласку, без которых трудно приходится на земле маленькому человеку. И поэтому, когда в исполнении мелодичной узбекской народной песни «Ой наси…» приняли участие и украинские учащиеся, зал почувствовал глубокую многонациональную связь этого ансамбля дружбы, и зрители, стоя, долго приветствовали тех, кто был на сцене.

Бывшие учащиеся харьковских и одесских училищ танцуют лихие «Казачок» и «Веснянку» под аккомпанемент узбекских народных инструментов. Солируют в этих танцах Николай Кузнецов и Любовь Гмырина. Оба близко познакомились с войной — Николай побывал на фронте под Ленинградом, а Люба пережила ранение от осколка вражеского снаряда под Краснодаром. Эти дети знают цену мирному небу и вкусу хлеба, которые они вновь обрели в далеком и гостеприимном Узбекистане…

А вот эстонские мелодии зазвучали в общем калейдоскопе самодеятельности Ивановской области, где теперь жили и учились в трудовых резервах юные эстонцы. Они с юмором и задорным темпераментом исполнили национальный  шуточный танец. В постановке танца, содержащего элементы рисунка народной хореографии, было столько мастерства, что в зале многие стали сомневаться — не профессиональные ли мастера вышли на сцену?

Номер за номером убеждал в основательной подготовленности исполнителей, ведущий артист рассказывал об их рабочих биографиях. Перед зрителями выступала будущая трудовая смена страны, героическая и талантливая. Веселое оживление вызывает в зале Катя Белды, исполняющая забавную сценку нанайской «борьбы двух малышей».

А юмористический номер «танец верблюдов» в исполнении двух московских учащихся ремесленного училища № 40 вызвал такие овации, что фрагменты выступления юные артисты были вынуждены повторять еще и еще!

Смотр завершило торжественное зрелище. На сцене появляются гимнасты, акробаты, боевая, задорная юность, готовая постоять за спортивную честь страны…

В последний раз поднялся занавес на первом торжественном форуме молодежи трудовых резервов. Небо над Кремлем озарено сиянием победных салютов. Сколько радости приносили они народу! Их первые залпы — вестники долгожданных побед! Зал, стоя, приветствовал эту великолепную панораму свершившегося торжества справедливости и правоты народного дела. Смотр художественного творчества трудовых резервов показал неисчерпаемые запасы дарований в среде юношей и девушек, готовящих себя стать рабочими.

Народная артистка СССР Валерия Барсова рассказала о том истинном наслаждении, которое ей принесло посещение красочного, надолго запоминающегося концерта художественной самодеятельности трудовой молодежи.

Генерал-майор С. Чернецкий признался, что был потрясен увиденным: трудно поверить, что основная деятельность этих юных танцоров, декламаторов, певцов — стоять у станков, упорно овладевать самыми различными рабочими профессиями. Как же велико у них должно быть стремление к прекрасному, если их творчество очаровало и покорило людей разных занятий, интересов и вкусов! И не удивительно, что мастерство многих из этих ребят было названо профессиональным.

Заместитель директора ГАБТа А. Г. Калашьян, разбирая отдельные выступления, отметил великолепную игру баяниста-аккомпаниатора — ученицы ремесленного училища Казани Ибрагимовой, выразительный танец Сурии Атахановой из ремесленного училища № 2 Ташкента. И уж, конечно, любой цирковой актер смог бы позавидовать легкости и простоте исполнения будущего слесаря Петра Семенцова.

Итак, отшумел первый смотр на столичной сцене. Он много дал и трудовым резервам, и творческой общественности. На октябрь 1944 года был назначен второй смотр, и подготовка к нему началась тотчас же. Самодеятельностью и работой Домов культуры рабочей молодежи всерьез заинтересовались все крупные мастера искусства.

Готовились программы, велась репетиционная работа, создавались декорации. Номера демонстрировались перед самой дорогой сердцу публикой — ранеными воинами.

Более 125 концертов дали учащиеся Узбекистана в госпиталях и воинских подразделениях. Выступали они и на стройках гидрокомплексов в Средней Азии.

Композитор Михаил Шувалов написал детскую оперу, посвященную подвигу Героя Советского Союза Кочкара Дурдиева. Учащиеся железнодорожного училища Ташкента разучили и с увлечением исполнили ее перед рабочими депо городского железнодорожного узла. Две ведущие партии — героя и его невесты — пели будущие токари Володя Стафикопуло и Женя Безверхняя. Спектакль так пришелся по вкусу, что пришлось его несколько раз повторить, а затем выехать с ним в Коканд на гастроли.

Говорят, примеры заразительны. И вот учащиеся, будущие энергетики из ташкентского училища № 11, тоже ставят оперу — «Назар Стодоля», написанную по мотивам произведений Тараса Шевченко. Постановкой этой оперы руководил мастер режиссуры, хормейстер Киевского театра им. Ивана Франко П. С. Дубенский. Опытный деятель культуры, он шефствовал над ташкентским хором учащихся трудовых резервов, состоящим из 60 человек.

Быстро прошел год. В Москве с нетерпением ждали новой встречи с творчеством рабочей молодежи. А работники культуры рассматривали этот смотр как возможный вариант пополнения рядов творческой интеллигенции, так как война забрала на фронт многих деятелей литературы, музыкального мира, актеров.

Зная, как много ждут от второго смотра самодеятельности трудовых резервов, И. А. Моисеев и А. В. Свешников вместе с режиссерами постановок отрабатывали вновь и вновь уже, казалось, «обкатанные» номера, сцены, приглашали на консультации ведущих режиссеров и артистов столицы.

И когда наступил день смотра, помещение филиала ГАБТа заполнили наряду со зрителями музыкальные и литературные критики Москвы, журналисты, ведущие деятели театра и литературы.

К выступлениям молодежи подходили требовательно, отношение со стороны зрительного зала было профессионально взыскательно и серьезно.

Критики отметили законченный артистизм исполнения учащейся ремесленного училища Московской области Мариной Скрипко арии Антониды из оперы «Иван Сусанин».

Газеты восторженно писали о замечательном успехе художественной самодеятельности трудовых резервов, рассматривая его как резерв профессионального искусства. Специалисты отмечали, что вряд ли участники концерта читали работы выдающегося исследователя русской народной песни Мельгунова, вряд ли они даже слышали его имя, но они точно следовали его правилу — русская народная песня по своей природе явление гармоничное и сложное. Поэтому и петь ее надо просто или, как говорят в народе, душевно. Именно эту душевность юные артисты внесли во все исполняемые ими произведения.

Саратовцы, например, при хоровом исполнении «Весной Волга разольется» точно следовали традиции волжских песенников. Ансамбль баянистов под управлением П. И. Смирнова, хорошо знакомый блокадному Ленинграду, покорил зрителей подлинно народным звучанием известных напевов. Почти все номера показательного концерта были результатом неутомимого творческого поиска, и трудно было отдать предпочтение отдельным исполнителям или целым коллективам. Но смотр убедительно продемонстрировал тот факт, что большинство приехавших в Москву в 1944 году были посланцами западных областей страны, где в результате победоносного продвижения советских войск люди снова возвращались к мирной жизни, о которой они мечтали под гнетом фашистской оккупации.

Огромное значение второго смотра подчеркивалось тем, что последний заключительный концерт проходил в Большом театре.

Наступил счастливый миг, когда юность взошла на главную сцену советского искусства. Где же проходит граница между самодеятельностью и профессиональным мастерством? Да и нужно ли искать ее, эту разделительную черту? Не это важно! Самое главное, что эти парни и девчата с Дона, Украины, из Белоруссии совсем недавно еще не могли даже думать о возможности оказаться в Москве. Вот какой была я юность в годы войны, наши трудовые резервы! И в ложе Большого им аплодировал верховный Главнокомандующий…

Сразу после Дня Победы на экраны вышел замечательный фильм-концерт «Здравствуй, Москва!» Герои картины, участники самодеятельности трудовых резервов, несли свое искусство многомиллионному зрителю. Главную роль в фильме директора ремесленного училища исполнил популярный артист Иван Любезнов. Картина прошла по кинотеатрам с триумфальным успехом. Звонкоголосый мальчик-ремесленник запевал песню и весь народ подхватил ее слова: «Мы идем, мы поем, и Москва улыбается нам!»

Песня понравилась людям, ее исполняли на эстраде, по радио, пели во время праздников, на дружеских встречах… Картину можно было смотреть много раз.

Недавно мне посчастливилось снова увидеть ее в ретроспективном просмотре лучших советских кинофильмов. Как будто машина времени перенесла меня в те дни, полные героизма трудовой молодежи.

С  волнением следил я за историческими кадрами, и  в памяти всплыли стихи, написанные в 1943 году Лидой Чиликиной — девочкой из ремесленного училища № 4 в г. Стерлитамаке: «И в том, что Родина стоит все так же твердо / Что крепнет с каждым днем к Победе воля / Могу сказать уверенно и гордо / Есть каждого ремесленника доля!»

ГОЛОСА СКВОЗЬ ВРЕМЯ…

Слушайте! Вот они, отзвуки немеркнущих дел… Звучат сквозь толщу прошедших десятилетий, и время не в силах заглушить их. Они во всем, что составляет окружающий нас мир: в прекрасных корпусах учебных заведений, дворцах искусств и храмах книги, лагерях у моря, спорте и развлечениях; их доносит до нас теплый ветер мирной жизни.

Слушай их, юный современник.

А может быть, тебе захочется поговорить с теми, чьи руки вершили эти дела? Они и сейчас, рядом с нами: скромное и героическое поколение тружеников военного времени.

Им много лет. Они были  наставниками  молодых людей на производстве, их называли  золотым фондом рабочего класса, кладезем людской мудрости и богатого профессионального опыта.

После войны они вели напряженную борьбу с разрухой, поднимали из руин страну, строили города и исполинские гидроэлектростанции, покоряли целину и запускали первый спутник…

Это поколение, закаленное в пламени войны, превратило мечту в действительность, открыв путь в межпланетное пространство сказочным аппаратам.

Они продолжают жить , как привыкли в годы военной юности, скромно и с полной отдачей сил выполняют свой общественный долг. Присмотрись к ним внимательнее, и научись не только их профессиональному мастерству, но и глубокому пониманию смысла событий. Утратить эту возможность — значит впоследствии отдать себя на суд собственной совести.

Ведь с уходом этих людей перевернется в книге истории еще одна страница и прозвучит призыв к грядущему юношеству подражать им и самому стать достойным подражания.

Возможно,  в честь юных солдат тыла  когда- нибудь воздвигнут памятник.  Но сегодня ты можешь услышать  волнующие слова о  потоках металла, выданного новыми домнами, о возрождении предприятий и шахт Донбасса, Белоруссии, Кавказа и Украины, о восстановленных и построенных вновь энергосистемах, отцовской заботе  народа о судьбе юношества.

Сухой язык цифр может быть красноречивее иной фразы. Но прежде еще раз представим себе жестокие условия военного времени, когда не хватало продовольствия и одежды, топлива и света.

За 1941 —1943 годы наша страна нашла возможным, несмотря на большие трудности, выделить специально для учащейся в трудовых резервах молодежи 6,5 миллиарда рублей! А в 1944 году ассигнования на систему трудовых резервов составили 3 миллиарда рублей.

Помимо денежного содержания государство направило в учебные заведения для обмундирования молодежи 140 миллионов метров хлопчатобумажных и 3 миллиона шерстяных тканей, 3 миллиона пар обуви.

Надо было кормить фронт, но страна обеспечивала будущих рабочих по высшей категории снабжения (по рабочим карточкам в годы войны выдавалась самая большая норма продуктов питания). Училища получили в свое распоряжение 15 400 га посевных земель, на них раскинулось 1939 подсобных хозяйств, которые поставляли к обеденному столу учащихся дополнительно мясо и овощи.

На заботу государства молодежь отвечала стахановскими рекордами коллективов орденоносных учебных заведений: ремесленных училищ — московского № 28 энергетиков и магнитогорского № 13 металлургов (орденов Трудового Красного Знамени); горьковского № 1 металлистов и Московской области № 3 металлистов (орденов Красной Звезды); московского № 12 металлистов и Московской области № 2 железнодорожного училища (орденов «Знак Почета»).

Технологически их труд был организован иначе, чем труд современного специалистов. В большинстве случаев юные мастера оборонного производства выполняли только одну операцию. Задача их состояла в количественных достижениях — больше, еще больше, как можно больше продукции! Профессиональный интерес к выполняемой работе усиливался необходимостью укреплять фронт, выдавать каждый день боевую технику.

Сейчас государство ставит перед молодыми людьми иную цель. Им  предстоит жить в новой технической эре, открытой достижениями НТР, в царстве технических новинок, основанных на электронике, создавать  цифровые вариации искусственного интеллекта, с помощью нанотехнологии строить умные города и изобретать автоматы-роботы.

Удивительный мир творческого познания зовет к себе любознательных, ищущих, способных увлечься. Но выбрать себе профессию это не только личное дело.

Страна ждет, когда  в жизнь вступит  новый специалист с широким кругозором, хорошо владеющий приемами управления сложной аппаратурой, займет свое место в общественном производстве.

Квалифицированный труд необходим, чтобы укрепить экономическую мощь, а, следовательно, и оборону родного государства. Народ ждет от молодежи такой же преданности своей профессии, самоотверженности в учебе, какая отличала в Великую Отечественную войну юных патриотов.

Предшественники современной молодежи, о которых  рассказала своим читателям и пользователям   «Московская правда», с честью прошли через многие трудности, показав, примеры твердости духа и силы воли. Недаром сквозь толщу времени звучат отголоски их героических дел.

Фото: кинокадры из художественного кинофильма «Здравствуй Москва!»

Эрик Котляр