Как известно, первый ход в любой шахматной партии делает белая пешка. Так было во все времена. По этим правилам играли Капабланка, Алехин, Ботвинник, Фишер, Карпов и последующие шахматные корифеи. Как и миллионы просто любителей древней игры во всем мире до нынешнего дня. Однако не исключено, что в скором времени правила на шахматной доске могут измениться и первый ход будет делать черная пешка, символизируя восстановление «расовой» справедливости. Во всяком случае такое требование уже прозвучало в нарастающем хоре движения Black Lives Matter (BLM), то есть «Жизни черных важны», которое поставило Америку, еще задыхающуюся от коронавируса, чуть ли не на грань опасного национального конфликта.
В связи с тревожными событиями последнего времени, которые я наблюдаю ежедневно не только с помощью телевидения, но и непосредственно на нью-йоркских улицах, невольно возникает вопрос: если от коронавируса спасают медики, то кто спасет Америку от политического безумия? И невольно приходит в голову парадоксальная мысль: если бы Колумб не открыл Америку, как было бы все сегодня спокойно. Главное — никаких черных бунтов и мрачных прогнозов о новой гражданской войне на волнах бушующего коронавируса. Не потому ли памятники первооткрывателю страны оказались под угрозой уничтожения, как и монументы других известных личностей, оставшихся в скрижалях американской истории?
Не надейся на полицию
Наблюдая за сегодняшней американской вакханалией, которая время от времени взрывается спорадическими выстрелами в различных частях страны, я невольно вспоминаю драматические события октября 1993 года в Москве. Тогда мы с моей коллегой Наташей Славуцкой покидали поздно вечером редакцию под трассирующими пулями — шло сражение за Белый дом на Красной Пресне, где находился противостоящий президенту Ельцину Верховный совет.
И еще одна, пусть и далекая, историческая параллель, точнее фраза, которая может быть созвучна с небольшой поправкой нынешним событиям в США. Когда в декабре 1993 года на выборах в Госдуму на первом месте оказалась молодая тогда партия Жириновского — ЛДПР, которого в то время некоторые называли неофашистом, писатель Юрий Карякин, не сдерживая своих эмоций, бросил тогда в телекамеру фразу, ставшую крылатой: «Россия, ты сдурела!» Сегодня она может стать своего рода парафразой к ситуации в США: «Америка, ты сдурела!» И это будет не просто хлесткая фраза, вызванная взрывными событиями последних недель, а своего рода апофеозом накапливающегося годами горючего вещества. Причем для некоторых это не стало неожиданостью, больше того — они это предсказывали.
Одним из них был исследователь из университета в Коннектикуте Питер Турчин. Как оказалось, сегодняшние события он предвидел еще десять лет назад, предсказывая пик политической, экономической и социальной нестабильности в стране в 2020 году. То, что происходит сегодня, он обозначает как «индекс политического стресса», который похож на восходящую кривую, начиная с 2010 года. При этом он объясняет, что подобного рода тенденции достигали пика в США каждые 50 лет — в 1870, 1920 и 1970 годах. И вот, спустя очередные полстолетия, грянул сегодняшний взрыв, последствия которого пока никто не может предсказать. Ни для самих США, ни для мира в целом. Говоря о нынешней американской волне протестов и беспорядков, ученый подчеркивает, что природа таких процессов труднопредсказуема — они могут пойти на спад или обостриться. Даже если искра попала в большое количество горючего, уточняет он, «она может погаснуть, но может и перерасти в пожар». Судя же по нынешней тенденции, последнее предположение более созвучно реальности, особенно на фоне новой волны пандемии, захлестнувшей десятки штатов, и усиливающихся раскатов предвыборного грома.
Увы, это не просто громкая фраза — выстрелы все чаще разрывают тишину словно погрузившихся в дремоту пандемии американских городов. Не случайно на днях Associated Press предупредило о всплеске торговли оружием, что стало не только отражением настроений в обществе, но и вынужденной реакцией самозащиты миллионов людей, которые в нынешней ситуации все меньше могут рассчитывать на защиту полиции от все более распоясавшихся уличных банд, в большинстве чернокожих. Ведь полиция оказалась после известных событий в Миннеаполисе в роли своего рода прокаженной и рассчитывать на ее защиту становится все более проблематично. Не случайно, согласно последним данным, количество смертей от огнестрельных или ножевых ранений в США уже превысило показатели прошлого года.
Кто страну на колени поставил…
И ситуация продолжает драматически ухудшаться — в создавшихся условиях сотни полицейских подали заявления об увольнении. Причем эта тенденция, судя по всему, усиливается. Так, руководство Нью-Йорка приняло решение о сокращении почти на 1 млрд долларов ежегодного бюджета сил правопорядка. Причем это еще, возможно, не конец — манифестанты в Манхэттене, построившие там целые баррикады, требуют новых сокращений ассигнований на полицию и более жестких норм в отношении стражей порядка. Характерен в этом отношении пример с увольнением работника МТА — системы метрополитена Нью-Йорка — Анатолия Фурманова. Он пострадал только за то, что разместил в Facebook слова в защиту белого полицейского, не захотевшего встать на колени в память о погибшем чернокожем Джордже Флойде. Как известно, Флойда уже сделали святым и своего рода новой иконой Америки, противопоставляя недавним ее национальным героям, памятники которым свергаются с пьедесталов. Христофору Колумбу, на изваяния которого тоже покушались новые вершители судеб Америки, сегодня пришлось бы крепко подумать — надо ли открывать страну, впавшую в такое безумие?
Но, быть может, главная трагедия сегодняшней Америки еще в одном — миллионы ее граждан перестали чувствовать себя защищенными в повсеместной вакханалии погромов и грабежей, сопровождающихся стрельбой и поджогами. Ведь сегодня надеяться на защиту деморализованной полиции, у которой фактически оказались связаны руки, они уже не могут. Поэтому многие стражи порядка не выдерживают — всего за месяц с небольшим после гибели Флойда только в Нью-Йорке подали в отставку около 300 офицеров полиции. И этот процесс, как говорится, пошел. «Мы все задаемся вопросом: как можно продолжать выполнять свою работу в такой обстановке? — говорит начальник отдела стратегии борьбы с преступностью полиции Нью-Йорка Майкл Липетри. — Эта разъяренная толпа добьется своего: в конечном итоге уже никто на захочет быть полицейским».
И, в известной мере, она уже этого добилась, если не считать упомянутого выше сокращения бюджета полиции крупнейшего города США и кольца баррикад, воздвигнутых недавно вокруг городской мэрии. И это, судя по всему, еще не предел. Ведь у этой толпы при молчаливой поддержке властей появился новый национальный кумир, ставший после гибели своего рода чудотворцем, — чернокожий Джордж Флойд. После трагедии в Миннеаполисе никто не вспоминает о его криминальной биографии — участии в грабежах, торговле наркотиками, тюремные сроки. Но место, где после неправомерных действий полицейского он погиб, стало объектом религиозного паломничества, а сам он — чудотворцем, перед памятью которого белых людей заставляют становиться на колени.
Парадоксально, но факт — буквально в мгновение ока человек с криминальной биографией стал почти святым. Во всяком случае так утверждают представители христианских конфессий, организовавшие здесь обряды крещений, для чего на месте его гибели установили купель для всех желающих пройти эту процедуру. При всем уважении к людям любого цвета кожи и расы, та вакханалия, которая началась в Америке после гибели Флойда, невольно вызывает в памяти строки многими позабытого поэта Владимира Уфлянда, который 62 года назад такой увидел картину сегодняшней Америки:
Меняется страна Америка.
Придут в ней скоро Негры к власти.
Свободу, что стоит у берега,
под негритянку перекрасят.
Начнут посмеиваться Бедные
Над всякими Миллионерами.
А некоторые будут
Белые
пытаться притвориться Неграми.
И уважаться будут Негры.
Не надо в этих несколько необычных строках усматривать некий расистский подтекст. Но если еще в недавнем ХХ веке в стране действительно существовал расизм с позорными предупреждениями в транспорте «Только для белых», то сегодня картина словно перевернулась — чернокожие в память о «святом» Флойде заставляют белых вставать на колени. Словно в искупление вины за унижения, которым подвергались когда-то рабы и их потомки в Америке.
Не памятниками едины…
Но сегодняшним потомкам бывших рабов обряд коленопреклонения кажется уже недостаточным и они требуют материальной компенсации за унижения, которым подвергались когда-то их предки. И хотя вопрос репараций имеет давнюю историю — впервые он поднимался еще в 1865 году, сегодня эта проблема приобретает особую остроту, которую ей придает накал предвыборной кампании и новая волна коронавируса, захлестнувшая большинство штатов. Не вдаваясь в детали сложных подсчетов суммы долга американского государства нынешним потомкам африканских рабов, а это примерно 30 миллионов афроамериканцев, живущих сегодня в стране, отметим только, что каждый из них теоретически имеет право на компенсацию в размере 250 тысяч долларов. Таким образом сумма выплат превысила бы госбюджет США на весь 2020 год.
Понятно, что эти требования, обострившиеся на волне движения Black Lives Matter и подстегиваемые демократами, вряд ли реальны в обозримом будущем. Вне зависимости от того, кто займет через полгода Белый дом. Поскольку ему придется оглядываться через окно Овального кабинета не только на бушующую толпу, которая 4 июля — в День независимости США — не только снесла памятник Христофору Колумбу в Балтиморе и сожгла американский флаг у самого Белого дома, когда Трамп выступал с праздничной речью. «Оглядываться» придется и на куда более тревожные признаки — дефицит бюджета, который вырос до 1,9 триллиона долларов за последние восемь месяцев, что стало мрачным рекордом за последние 11 лет, и на еще один рекордный показатель — госдолг страны, который вырос до 26 триллионов долларов и может к концу года, по прогнозам МВФ, подскочить до 131,1 процента ВВП. И здесь для любого президента проблема окажется куда серьезнее, чем долг потомкам бывших рабов.
Если учесть, что все это происходит не только на волне коронавируса, который после некоторого ослабления снова набрал силу и сегодня охватил своими смертельными щупальцами 38 штатов, но и во «враждебных вихрях» ужесточающейся предвыборной борьбы, то света в конце этого американского туннеля пока не видно. И даже попытка Белого дома с помощью красивого жеста — назначения первого афроамериканца — Чарльза Брауна — на должность начальника штаба ВВС не особенно ослабила накал страстей. Сам же он в этой связи не преминул заметить, что хотя его выдвижение и «дает определенную надежду», но не может исправить века рабства и десятилетия дискриминации чернокожих. И вряд ли эти слова не дошли до Дональда Трампа.
Да, разумеется, президент попытался обезопасить памятники историческим личностям, обеспечив им полицейскую охрану от актов вандализма, которые приобрели в последнее время массовый характер под антирасистский аккомпанемент. И он уже предпринял для этого некоторые шаги, пользуясь пока еще находящейся в его руках властью. Но вряд ли это сможет остудить разбушевавшиеся страсти, которые все очевиднее подогревают демократы в надежде на этой горячей волне вернуть себе Белый дом. Особенно если учесть, что дня не проходит без стрельбы в том или ином городе.
Достаточно сказать, что только в Нью-Йорке за месяц зафиксирован своеобразный рекорд за четверть века — 125 перестрелок, не говоря уже о ситуации в одном из самых криминальных городов страны — Чикаго, где в недавние выходные было устроено настоящее побоище — 104 раненых и 14 убитых.
Так что на этом фоне свержение памятников национальным героям, роль которых в американской истории уже поставлена под сомнение из-за обвинений их в расизме, не вызывает такого негодования, как это могло быть еще несколько лет назад. И угроза Трампа наказывать вандалов десятью годами тюрьмы, а также оглашенный им план по созданию парка со скульптурами национальных героев, в том числе и некоторых из тех, которые были разрушены вандалами, не вызвал большого резонанса. Протестное пламя, разогревающее сегодня десятки городов США, оказывается куда ощутимее для миллионов людей, чем реакция на свергнутые монументы. Что говорить, если еще недавно никому не известный Джордж Флойд стал ближе сотням тысяч, если не миллионам вышедших на улицы людей, чем президенты Томас Джефферсон, Джон Адамс, Джеймс Мэдисон, Авраам Линкольн, Теодор Рузвельт и даже Рональд Рейган, который уж точно к эпохе рабовладения не имел никакого отношения.
Рэпер рвется в президенты
Но политические парадоксы сегодняшней Америки на этом не заканчиваются и доходят иногда до полного бреда. Достаточно привести в пример только решение известной косметической компании Johnson & Johnson, которая объявила о намерении снять с продажи средства для осветления пятен на коже, чтобы это снадобье не вызывало подозрений у темнокожих людей, как о том поведала на днях The New York Times. Не поверив этой информации, поскольку даже в нынешней накаленной обстановке это может показаться абсурдом, я обратился за разъяснениями в ближайший косметический салон. Там подтвердили — действительно, компания намерена прекратить поставку таких средств и будет выпускать аналоги, которые не могут ни у кого вызвать каких-либо оскорбительных ассоциаций.
Как говориться, приехали! И ладно бы тривиальный крем для лица или ход белой пешкой, добрались уже до самого святого — Иисуса Христа. Причем не кто иной, как архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби. Видимо подзабыв, что история христианства насчитывает уже более двух тысячелетий, он вдруг засомневался в расовой принадлежности спасителя, которого изображают белым, что не совсем, оказывается, по его мнению, корректно по нынешним временам по отношению к людям с другим оттенком кожи.
Конечно, сегодня многое можно списать на коронавирус, в том числе и политическую чересполосицу, что так наглядно и одновременно тревожно демонстрируют Соединенные Штаты. На этой волне неожиданно появился известный американский рэп-исполнитель Канье Уэст, к слову сказать афроамериканец, являющийся «по совместительству» мужем знаменитой Ким Кардашьян, который объявил о намерении побороться за Белый дом. А в нынешней предвыборной неразберихе, как говорится, чем черт не шутит! Стал же президентом Украины недавний комедийный актер Владимир Зеленский, не имевший до этого никакого политического опыта.
Примечательно, что все эти новации подпитываются вбросами о возможном выходе Трампа из президентской гонки, о чем якобы говорят некоторые представители Республиканской партии. Транслируя эту информацию, издание Politico высказывает серьезное сомнение в реальности таких предположений, несмотря на сегодняшнее отставание Трампа от своего единственного соперника Байдена на 10% в ходе недавних опросов. В этой связи один мой знакомый политолог Томас Ридли, который отслеживал все перипетии прошлых выборов, напомнил, что аналогичная ситуация была тогда на решающем этапе предвыборной борьбы, когда Хиллари Клинтон в июле 2016 года опережала Трампа примерно на столько же. Однако ей это тогда не помогло. «В то же время, -говорит Томас, — сегодня совсем другая ситуация: эпидемия, которая катастрофически подняла уровень безработицы, бунт афроамериканцев, поддержанный прежде всего левыми слоями общества, что явно льет воду на мельницу демократов, явно инициирующих эти настроения». Ко всему прочему, добавляет мой собеседник, Байден сегодня лидирует в шести штатах, которые четыре года назад принесли победу его сегодняшнему сопернику.
Трампу пригрозили переворотом
Разумеется, до 3 ноября еще много воды утечет в бурную и мутную предвыборную реку. Однако сегодня демократы пытаются предпринять еще один шаг, чтобы снова овладеть Белым домом — провозгласить округ Колумбия с городом Вашингтоном 51-м штатом страны, и уже поддержали этот проект в Палате представителей, где располагают большинством. Цель простая — если затея удастся, то они смогут заручиться большинством голосов жителей этого нового штата. А в округе Колумбия, напомню, проживают 700 тыс. человек — больше, чем население таких штатов, как Вермонт и Вайоминг.
Причем новый штат получит право избрать в верхнюю палату, где демократы отстают от республиканцев на несколько сенатских кресел, двух своих представителей. А если учесть, что в Вашингтоне, согласно последней переписи населения, 46% населения составляют афроамериканцы, то нетрудно предположить, за кого проголосуют его жители в ноябре. Тем более учитывая прецедент прошлых выборов — 91% жителей Вашингтона проголосовали за Хиллари Клинтон и только 4% — за Дональда Трампа.
Однако вряд ли демократам удастся на сей раз увеличить количество штатов в свою пользу — уже ясно, что сенат, контролируемый республиканцами, пресечет эту идею, что называется, на корню. Что тем не менее не делает предвыборную ситуацию для Трампа намного легче. Причем в данном случае ему приходится оглядываться не только, что называется, на родные пенаты, но и на далекие веси, где политика нынешнего Белого дома тоже не встречает горячего приема. И в этом отношении особенно характерны отношения Вашингтона с Берлином, которые в той или иной мере корреспондируются с общей тональностью отношений США со старым континентом. Наглядным отражением этой тенденции стало интервью канцлера Германии Ангелы Меркель английской The Guardian, в котором она прямо заявила, что Европе надо готовиться к миру без лидерства США.
Не вдаваясь в детали подоплеки этого заявления, не в последнюю очередь связанного с трениями между союзниками относительно проекта «Северный поток – 2» и угрозой Трампа сократить американский военный контингент в ФРГ, замечу, что сам факт таких настроений говорит о явно меняющемся положении США в мире. И вряд ли это связано с декларацией самого Трампа, который недавно заявил в военной академии Уэст-Пойнт, что Соединенные Штаты «заканчивают эпоху бесконечных войн» и должны сосредоточиться на собственной защите. Речь прежде всего идет об изменившемся мире, в котором США уже не могут вести себя так, как еще несколько лет назад. При этом некоторые наблюдатели, исходя из различных факторов, включая последние события, задаются вопросом: поддержит ли Трампа армия в случае каких-либо нежелательных для него коллизий в стране, подобных тем, которые сотрясают ее сегодня и могут перерасти во что-то более опасное завтра?
В этой связи напоминают о недавнем конфликте между хозяином Белого дома и министром обороны Марком Эспером, который отказался использовать военную силу для подавления разгоревшихся протестов в стране после гибели Флойда. Как утверждают, впавший тогда в ярость Трамп был готов уволить главу Пентагона, но все-таки сдержал себя. Ситуация оказалась достоянием гласности, и Джо Байден -нынешний оппонент Трампа — заранее предупредил его о возможности военного переворота, если он откажется признать свое поражение на выборах. Правда, для этого самому Байдену надо их выиграть, что на данный момент выглядит весьма проблематично. Хотя четыре года назад победа самого Трампа выглядела примерно так же.
Но судьба, как говорится, злодейка. И повторится ли она в ноябре, который уже не за горами? Сегодня надо учитывать разные варианты. США ждет, как предрекает обозреватель французской Le Figaro Николя Бавре, участь Советского Союза из-за «самоубийственной политики главы государства, который ввергает страну в атмосферу гражданской войны».
Честно говоря, я сильно сомневаюсь в реальности такого прогноза. Хотя каждый вечер слышу за окном что-то похожее на звуки выстрелов. Почти как в песне — то ли гроза, то ли эхо минувшей (или грядущей?) войны.
Михаил Стоянов.
Нью-Йорк.