22 сентября 1935 года в Московский институт мозга поступил мозг Константина Эдуардовича Циолковского – «отца русской космонавтики».
«Профессор А. С. Чернышев сообщил: «Мозг К. Э. Циолковского весит 1350 граммов. Однако основное значение и интерес представляет не вес мозга, а его строение. К изучению строения мозга мы приступаем завтра, когда с него будет снята оболочка и сделан специальный слепок. В работах над ним примут участие 12 научных сотрудников института под общим руководством профессоров Саркисова и Филимонова. В настоящее время в нашем институте имеются более двадцати слепков мозга выдающихся людей: Куйбышева, Клары Цеткин, Сен-Катаямы, Менжинского, Луначарского, Мичурина, Маяковского, Андрея Белого, дирижера Сук, Собинова и др.», – такая информация была опубликована в этот день в целом ряде газет (цитируется по кн. М. Вострышева «Москва сталинская»).
Целью исследований было определение особенностей строения мозга, которые отвечали за выдающиеся способности этих людей. Сам Московский институт мозга был сформирован в 1928 году на базе специальной лаборатории, которая была создана в 1925 году для изучения мозга Ленина. При институте по постановлению ЦИК (от января 1928 года) начал создаваться Всесоюзный пантеон выдающихся людей.
Скончался Циолковский на 79-м году жизни в 22 часа 34 минуты 19 сентября 1935 года в палате № 1 Калужской железнодорожной больницы, куда он был помещен 8 сентября и где ему вечером того же дня была сделана операция по поводу рака желудка. Как сообщалось в калужской газете «Коммуна», «операция под местным наркозом была проведена профессорами Московского клинического института А.В. Смирновым и Ф. М. Плоткиным, срочно доставленными в Калугу на санитарном самолете. Во время операции Циолковский разговаривал с хирургами, рассказывал об одном из своих предков: «Один из моих предков – казацкий бунтарь Наливайко, сражавшийся против польской аристократии». (цит. по тексту доклада Т. Н. Желнина «Прощание с К. Э. Циолковским в материалах советской прессы (сентябрь 1935)», размещенного на сайте Государственного музея истории космонавтики им. Циолковского г. Калуги).
В ночь на 20 сентября скульпторами Баскаковым и Межековым с лица Циолковского снята маска. В этот же день было опубликовано постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР «Об увековечении памяти К. Э. Циолковского»:
«В целях увековечения памяти знаменитого деятеля науки, выдающегося теоретика воздухоплавания товарища К Э. Циолковского Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют: 1. Присвоить имя К. Э. Циолковского Московскому комбинату дирижаблестроения. 2. Поставить бюст-памятник К. Э. Циолковскому на территории Дирижаблестроя. 3. Учредить в Московском учебном комбинате дирижаблестроения 2 стипендии имени К. Э. Циолковского. 4. Учредить в Главном управлении Гражданского воздушного флота ежегодную премию в 5 тысяч рублей за лучшие научно-исследовательские и научно-экспериментальные работы в области воздухоплавания. 5. Предложить Главному управлению Гражданского воздушного флота издать труды К. Э. Циолковского. 6. Расходы по похоронам К. Э. Циолковского принять на счет государства. 7. Назначить жене К. Э. Циолковского, В. Е. Циолковской пожизненную пенсию в размере 400 рублей в месяц».
Торжественные похороны ученого состоялись 21 сентября на территории калужского Загородного парка.
За 6 дней до смерти, 13 сентября, Циолковский писал в письме товарищу Сталину:
«До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принёс признание трудам самоучки: лишь советская власть и партия Ленина-Сталина оказали мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным… Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и советской власти – подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат мои труды».
Сергей ИШКОВ.