ТЯЖЕЛА НЕ ТОЛЬКО ШАПКА МОНОМАХА

18 марта в Государственном историческом музее открылась выставка «Придворный костюм середины XIX — начала ХХ века из собрания Государственного Эрмитажа». Это совместный проект Эрмитажа и Исторического музея, который открывает серию юбилейных выставок, посвященных 150-летию Исторического музея, которое будет широко отмечаться в 2022 году.

Легендарные  Санкт-Петербургский Эрмитаж и Московский Исторический музей – главные хранители национальной памяти, дополняющие друг друга экспонатами и различием способов представления истории русской государственности и культуры.

«Выставка «Придворный костюм середины XIX — начала ХХ века из собрания Государственного Эрмитажа» — особое событие в жизни Исторического музея, — отметил директор ГИМ Алексей Левыкин. — Мы крайне признательны, что именно Эрмитаж с его уникальной по составу и разнообразию коллекцией костюма стал первым в череде гостей знаковых юбилейных мероприятий, приуроченных к празднованию 150-летия Исторического музея. В символическом смысле эта выставка сможет рассказать посетителям о первом визите Александра III и Марии Федоровны в музей во время коронационных торжеств 1883 года.»

Экспозиция посвящена церемониальной и повседневной жизни русского двора – одного из самых великолепных монарших дворов Европы. Посетители смогут увидеть церемонии и праздники, их блеск и роскошь, которые до глубины души поражали иностранных посланников. Редкие исторические экспонаты представляют различные стороны парадной и повседневной жизни царской фамилии. Впервые Государственный Эрмитаж представляет в Историческом музее  большую часть своей коллекции – около 50 комплектов  одежды, более 60 аксессуаров, произведения живописи и графики, архивные документы, образцы оружия, изделия из драгоценных металлов.

«Это – подарок одного братского музея – другому. Наш подарок тщательно продуман и по сути своей – очень музейный. Мы делимся одним из главных своих сокровищ – коллекцией исторических костюмов, которые по природе своего материала могут выставляться только мимолетно. Потому выставка уникальна», – отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Особая ценность экспозиции в том, что  здесь представлены мемориальные предметы: личные вещи российских императоров и императриц, подлинные костюмы членов императорской семьи, церемониальный парадные платья, придворные и военные мундиры, вечерние, визитные, утренние, прогулочные ансамбли представителей аристократических семей, придворных дам и кавалеров — служителей высочайшего Двора времени последних Романовых.

Императорский двор России  во все времена славился красотой, роскошью, богатством и отменным вкусом, здесь всегда умели  красиво одеваться. На это тратились гигантские средства, ведь в основном, все необходимое для поразительных по красоте модных туалетов приходилось заказывать за границей. При выборе нарядов отечественные венценосные модники предпочитали ориентироваться на Европу — такая традиция закрепилась еще со времен Петра I, но представленная  зрителям одежда была сшита не только в самых известных модных ателье Парижа, Лондона, Варшавы, но и мастерами Санкт-Петербурга и Москвы. Костюмы поражают и богатством, и изяществом. Трудно даже представить, сколько времени портные создавали один туалет: тут золотая, серебряная, шелковая вышивка, отделка бисером, мехом, перьями, кружевом, драгоценными камнями…

Один из разделов выставки посвящен жизни императорской семьи – Александра III и Марии Фёдоровны. Императрица была законодательницей мод среди дам высшего света, каждое из 18 представленных платьев восхищает изяществом силуэта, богатством тканей, сложностью декора, мастерством исполнения.

Современные люди часто носят форму: военные и медики, школьники и полицейские. Интересно, что 27 февраля 1834 года указом  императора Николая I были введены различные виды формы, как гражданские, так  и придворные. На выставке представлено платье  одной из фрейлин императрицы Александры Федоровны, сшитое по всем законам и правилам: алого цвета, с длинным шлейфом, украшенное золотым шитьем. Платья красного цвета носили только фрейлины, статс-дамы шили наряды зеленого цвета, гофмейстерины – малинового. Дамы, не имевшие ранга при дворе, шили платья «мундирные» по фасону, но из тканей других цветов. У каждой категории придворных дам на платьях был свой рисунок шитья, который исполняли российские мастерицы. В основе  золотной вышивки фрейлинских платьев – растительные орнаменты. Они, как и  фасон мужских мундиров, были высочайше утверждены, прописаны и вошли в Полный свод законов Российской империи!

Царский наряд всегда ассоциируется со шлейфом. Поначалу шлейфом был очень неудобный этакий сарафанчик на лямочках поверх платья. При Николае I был узаконен фасон следующего рода: платье парадное состоит из двух частей, нижнее белое атласное, и верхнее бархатное, подол которого сзади переходит в шлейф. Во второй половине XIX века парадное платье стало состоять из трех частей: отдельно – лиф с очень красивыми, распашными рукавами, атласная юбка, украшенная спереди золотым шитьём, а поверх надевалась распашная пристяжная юбка, она же шлейф. Если в начале XIX века шлейфы были очень лёгкими, из тончайшего, нежнейшего шелка, то  в середине второй половины XIX века в моде стал преобладать бархат, и носить пышное платье было довольно тяжело. Шлейфы были  длиной более 2 метров. А самые длинные —  до 4 с лишним метров — могли носить только императорские особы.

Помимо императорских костюмов зрители смогут увидеть парадные и бальные наряды княгини З. Н. Юсуповой, графини С. П. Гендриковой и других представительниц аристократических фамилий. Поражает придворное платье, сшитое для Зинаиды Юсуповой: из розового плотного репса, украшенное серебряным шитьем. Когда Юсупова была фрейлиной, она носила «мундирное» платье, а потом, когда перестала быть дамой с рангом при Дворе, смогла позволить себе некоторые вольности в виде интересной отделки своих роскошных модных туалетов.

Особый раздел моды представляла военная одежда. Нам кажется, что мундир трудно разнообразить, но каждый монарх находил, что можно видоизменить и привнести в военную форму. Так, император Александр III, в отличие от супруги, Марии Федоровны, не любил светскую жизнь и предпочитал носить военную форму. Его штатские костюмы,  сшитые в Петербурге, будут показаны публике впервые. В отдельной выставочной зоне представлены домашняя и утренняя одежда, белье и личные вещи императора и императрицы.

Наряду с предметами гардероба высокопоставленных особ  посетители выставки смогут увидеть костюмы служителей императорского двора: камер-фурьеров, обер-камергеров,  камердинеров. Эти люди, служившие при дворе, ежедневно носили специальную форму — придворные вицмундиры. Многие предметы одежды придворных сохранили на подкладках имена прежних владельцев, что делает их уникальными историческими памятниками.

В завершающим разделе выставки, так сказать, на десерт, представлено платье для церемонии бракосочетания Великой княгини Александры Федоровны с императором Николаем II в 1894 году. Платье сшито в петербургском ателье А. Т. Ивановой из белого шелкового крепа – традиционной ткани для траурного костюма. Почему траурного? Церемония бракосочетания происходила 14 (26) ноября, в день рождения вдовствующей императрицы, единственный день, когда глубокий «черный» траур по Александру III можно было ослабить до «белого».

Весит такой наряд более 10 килограмм. Вот тебе и роскошная королевская свадьба! Надо сказать, что самые тяжелые одежды создавались для церемонии коронации, потому что поверх пышного трехслойного платья, сшитого, как правило, из серебряной парчи, украшенного  обилием  вышивки, драгоценностей и объемных цветов из ткани, полагалась еще и мантия. И вес только коронационной мантии Александры Фёдоровны составляет 13 килограмм. Вот когда ощутишь груз возлагаемой на тебя ответственности…

Экспозицию дополняют картины церемониальных приемов и балов. Сочетание алого бархата фрейлин с темными мундирами военных чинов, золотное шитье, бриллиантовые украшения… Все это многократно отражается в зеркалах… От роскоши дух захватывает!

Михаил Ковалев.

Фото автора

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x