Вспоминая Мстислава Ростроповича. История одной фотографии

Сегодня, 27 марта, исполняется 94 года со дня рождения выдающегося виолончелиста и дирижера Мстислава Ростроповича – обладателя Ленинской и Сталинской премий, Государственной премии РСФСР имени М. Глинки, пятикратного лауреата премии Grammy.

В четыре года он начал играть на фортепиано, чуть позже, в 8 лет – на виолончели. Уже в 19 лет выступал на сцене Московской филармонии.

Мстислав Растропович известен и своими смелыми политическими взглядами. В 1969 он со своей женой Галиной Вишневской поддержал одиозного писателя Александра Солженицына, пустив его пожить на своей подмосковной даче. Это повлекло за собой отмены концертов Мстислава Леопольдовича в СССР. В 1974 году супруги, при содействии американского сенатора Эдварда Кеннеди, который в то время посетил Москву, улетели в Соединенные Штаты Америки. В 1978 году, после 4 лет зарубежных поездок, «железный занавес» захлопнулся для них с той стороны – Ростроповича с женой лишили советского гражданства.

Маэстро было нелегко на чужбине, первое время он нигде не выступал, но вскоре начал работать художественным руководителем Вашингтонского симфонического оркестра и со временем стал одним из известных мировых дирижеров и ведущих виолончелистов.

Ростропович и Вишневская жили за границей 16 лет, в 1990-м году им вернули гражданство, а уже в 1991 Ростропович активно защищал Белый дом во время августовского путча.

В 1997 году Мстислав Ростропович отметил свое 70-летие на родине, в Баку. В мае этого же года юбилей классика продолжили отмечать в Москве. Многие запомнили грандиозный концерт юбиляра, который распорядился провести мэр Юрий Лужков 22 мая на площадке только что восстановленного Храма Христа Спасителя.

За два дня до этого, 20 мая, в Большом зале Московской филармонии имени Чайковского прошел благотворительный концерт, посвященный юбиляру, на котором мне посчастливилось побывать.

На концерт съехалось множество высокопоставленных персон. Вереницы правительственных машин подъезжали ко входу одна за другой. Много было и звезд из мира искусства, и общественных деятелей.

Там, где ряды для официальных лиц и VIP-гостей делили пространство на две части, выстроились вряд высокие, устрашающего вида телохранители, всем своим видом показывая, что сюда проход закрыт.

На горизонте появились Виктор Черномырдин с женой Валентиной, Наина Ельцина и Юрий Лужков с Еленой Батуриной. Группа почетных гостей прошла к своим местам. Мне, как юному фотокорреспонденту, конечно, хотелось сфотографировать их. С другими представители прессы я притаилась в ближнем к высокопоставленным гостям проходе, а со спины всё наседали, всё давили… Но мой небольшой рост позволял иногда выпадать из кругозора охраны. Я попыталась рвануть в проход, но тяжелая рука бодигарда остановила меня одним движением. Признаюсь, стало немного больно. Эту ситуацию заметил Черномырдин.

Неожиданно, он жестом показал охране отпустить меня. «Девочка, ты чего хотела, как зовут?» – поинтересовался Виктор Степанович. «Настя меня зовут, можно вас всех вместе сфотографировать!?» – ответила я. «Давай, вот как раз и юбиляр с Галечкой», – обернулся с улыбкой посол в сторону приближающихся Ростроповича и Вишневской.

Вот так и получилась эта историческая фотография, вынесенная в начало текста, на которой запечатлены (справа налево) – Мстислав Растропович, Наина Ельцина и Виктор Черномырдин с супругой.

Потом буквально на корточках я пробралась к Юрию Михайловичу и сфотографировалась с ним. Помогла мне в этом его жена, Елена Батурина, она уверенно взяла мой фотоаппарат и попросила нас с Юрием Михайловичем улыбнуться.  Но это уже другая история. Свет погас, на сцену вышел альтист Юрий Башмет, действо началось!

Анастасия Федоренко.

Фото автора.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x